Российский eCommerce в поисках денег

Игорь Бахарев

Российский рынок eCommerce долгое время "купался" в деньгах, был одним из ведущих в Европе по инвестициям. Однако в последние годы инвестиционная река иссякла. Сейчас для развития рынка нужно хорошее "финансовое плечо". Остается понять, откуда ждать новых инвестиций? 

Ответить на этот нелегкий вопрос попытались участники форума "E-сom Summer 2018. Развитие инфраструктуры интернет-торговли" . Меропритие проводилось ИД "Коммерсантъ"  совместно с East-West Digital News при поддержке UPGRADE. Новостной портал E-pepper.ru стал информационным партнёром этого форума.

Рынок в ожидании инвестиций

Российский eСommerce уже давно прошел этап венчурного роста - это теперь обычный, нормальный бизнес с понятными бизнес-моделями, прозрачными метриками, хорошим бенчмарком, и поэтому туда приходит, естественно, совершенно другой сорт инвесторов, считает управляющий партнер The Untiled Ventures Константин Синюшин .

По его словам, ждать денежных вливаний стоит либо из иностранного бизнеса, либо из банковской сферы. "В одном можно быть уверенным: среди этих инвесторов уже точно не будет венчурных фондов. На этом этапе развития рынка они, скорее, уже заинтересованы в выходах, чем во входах и расширению инвестиций", - говорит эксперт.

"Если мы видели последние годы активное участие венчурных фондов: Baring, Russia Partners, на уровне более мелких сделок были бизнес-ангелы, то сейчас на первый план выходят корпоративные игроки", - рассказывает партнер RB Partners Арсений Даббах .

По его словам, стратегические инвестиции будут идти от нескольких групп:

  1. от девелоперов / логистических групп или их собственников, так как у них есть инфраструктура;

  2. от телекоммуникационных компаний (МТС, Билайн) или финансовых организаций, так как у них имеется своя клиентская база и данные по клиентам;

  3. от IT-компаний (Mail.ru, Avito, Яндекс) и интеграторов, так как у них достаточно IT-экспертизы;

  4. от зарубежных игроков и финансовых инвесторов;

  5. кроме того, возможно появление сервисов, площадок и программ по венчурному долгу. Этот механизм предполагает, что стартапу будет предоставляться кредит с залогом доли. Сейчас такое инвестирование проектов очень популярно в США, а у нас из-за высоких ставок и незрелости рынка пока не получил распространения.

Даббах считает, что в ближайшее время офлайн-ретейлеры будут сокращать торговые площади и наращивать складские и фулфилмент зоны. Кроме того появится много партнёрств, ведущих к совместному использованию складов, торговых площадей, совместным рекламным кампаниям, программам лояльности и т.п. Наконец, компании продолжат активно инвестировать в технологии.

Время развивать инфраструктуру

Время, когда деньги инвесторов вкладывались в трафик и в "покупку клиентов", благополучно прошло, считает Даббах. Сейчас рынок стал более "трезвым". Серьёзные компании всё больше вкладываются в инфраструктуру, становятся ближе к классическому ритейлу. Игроки, вложившиеся в фулфилмент, обеспечивают себе колоссальный отрыв в темпах роста от своих конкурентов.

В последние два года eCommerce-компании демонстрируют повышенную активность на рынке складской недвижимости, напоминает управляющий директор Radius Group Кристофер Ван Рит . В первую очередь это связано с активным ростом интернет-торговли. Как следствие, увеличивается спрос на складскую инфраструктуру.

"В прошлом году доля сегмента e-commerce составила 25% от общего объема сделок, заняв первое место в структуре спроса по аренде и продаже складских площадей. В 2018 году, по прогнозам аналитиков, тренд по увеличению площадей продолжится, и в данном сегменте ритейла будет заключен ряд крупных сделок", - говорит эксперт.

Большинство запросов на склады от online-ретейлеров пока поступает от российских компаний, хотя и иностранные игроки сегодня все чаще рассматривают инвестирование в логистическую инфраструктуру. Причем запросы приходят не только от e-com компаний, но и от традиционных ретейлеров которые развивают online-каналы продаж.

Управляющий директор девелоперской компании полного цикла в сфере складской и индустриальной недвижимости"Ориентир" Андрей Постников отмечает, что в 2017 году произошел "взрыв" в сегменте складской недвижимости московского региона. В частности, интернет-магазин Wildberries отстроил один из крупнейших на рынке объектов, фулфилмент-центр на 120 тысяч квадратных метров. Еще одним важным заказчиком стал "Утконос", который вложился в современный продуктовый центр обработки онлайн-заказов площадью порядка 70 тысяч метров.

Ozon открыл три региональных хаба в Екатеринбурге и Казани в 2016, в Краснодаре в 2017. Что позволило обеспечить доставку в этих регионах на следующий день или на тот же день после оформления заказа, как в Москве и Петербурге, Московской и Ленинградских областях. Также в 2017 был расширен текущий склад в Твери. Кроме того ретейлер арендовал 18 000 кв.м складских помещений в логистическом парке класса "А" "Ленинградский терминал", расположенном на северо-западе Московской области.В компании отмечают, что инвестиции привели к росту продаж во всех этих регионах на 100%.

Генеральный директор "Утконос" Бахтин Максим обращает внимание на то, что те магазины, которые не вкладываются в свои распределительные центры, а собирают заказы в магазине, потом несут "фантастические" операционные затраты. В "Утконосе" поняли, что на существующем складе не могут достичь того уровня операционных затрат, который необходим для того, чтобы давать покупателю хорошую цену и быстро расти.

Сейчас на складах "Утконоса" обрабатывается порядка 8 тысяч в сутки заказов, а новые мощности позволят перейти на обработку до 25 тысяч в сутки.

Впрочем, даже с такими гигантскими инвестициями для дальнейшего роста "Утконосу" потребуются новые площади. 

"Мы сейчас закрываем ближайшие два-три года роста и дальше нам будет необходимо открывать еще один центр. На самом деле мы верим рынок, но мы не считаем, что в этот рынок нам сейчас нужно еще дополнительно вкладывать, расти еще быстрее до того момента, пока мы не можем обеспечить себя качественной логистикой и качественным fulfilment", - говорит Бахтин.

Рост показателей Wildberries обусловлен, в том числе, активным развитием логистической сети и инфраструктуры, рассказывает IT-директор компании Андрей Ревяшко . Общие вложения Wildberries в логистику и ИТ позволили увеличить количество заказов: за весь 2016 год у компании было 29 млн заказов, а лишь на первое полугодие 2018 - уже 30 млн. Кроме того, рост оборота интернет-гиганта во II квартале (по итогам апреля и мая) по отношению к прошлому году составил более 70%.

За 5 месяцев компания открыла более 400 пунктов самовывоза (на данный момент их насчитывается более 1300), количество обрабатываемых на складах товаров в сутки за этот год также выросло на 130%. "В 2017 году мы открыли 3 распределительных центра: в Хабаровске, Екатеринбурге и Краснодаре. Благодаря им мы сократили срок доставки товаров в отдаленные населенные пункты с 4 до 2,5 дней", - говорит он.

IT как новый вектор

Ещё один драйвер Wildberries - активное развитие логистической сети и клиентского сервиса в рамках ИТ. В частности, рассказывает Ревяшко, в рамках улучшения ИТ инфраструктуры и клиентского сервиса в компании добавили новый канал связи - мессенджеры.

"Сейчас около 50% всех обращений обрабатывается через VK, Facebook, Telegram, WhatsApp или Viber. Мы также расширили функционал личного кабинета для упрощения системы сдачи товара по браку после оплаты. Теперь не нужно отдавать товар и ждать решения около 10 дней. Клиентам достаточно заполнить заявку в ЛК, далее по одобренной заявке сдать нам товар, и сразу получить денежные средства", - говорит он.

Также компания планирует поставить 3D-примерочные обуви в пунктах самовывоза. "Стоимость подобного аппарата - около 2500 евро, поэтому на первоначальных этапах разместим их в 10 ПВЗ. Около 40-50% возвратов при покупке онлайн происходит из-за не подошедшего размера. Возможность точной примерки однозначно сократит этот показатель", - добавляет Ревяшко. О том, как компания развивает Big Data читайте в интервью Ревяшко порталу E-pepper.ru.

Даббах считает, что в ближайшее время традиционные PE и VC фонды - Baring Vostok, Elbrus, DaVinci, iTech и др. продолжат активно инвестировать в технологии, в том числе и для eCommerce.

"Важно, то что в ближайшие годы большие корпорации и их венчурные подразделения постепенно перейдут из парадигмы инвестиций в отраслевые, синергетичные с их бизнесом проекты, в стратегию инвестирования в широкий пласт технологических стартапов, где цель будет заработать на капитализации от участия в самом проекте, а не от синергии с материнской компанией", - заключает эксперт.

Материал по теме

Как развитие eCommerce повлияло на рынок автоперевозок: аналитика

Материал по теме

Что и как продают женщины в онлайне

Материал по теме

Потребительские предпочтения в eCommerce в 2022-23: отчёт Mirakl

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Ozon Fresh: Россияне все чаще заказывают готовую еду на дом

Согласно совместному исследованию МТС Банка и сервиса Ozon Fresh, россияне стали значительно чаще заказывать готовую еду на дом. В октябре 2024 года количество заказов из ресторанов и кафе выросло на 11% по...

Sunlight продал на миллиард рублей за три дня

Ювелирная сеть Sunlight объявила о впечатляющих результатах ежегодной распродажи "11.11". За три дня акции, с 10 по 12 ноября, было оформлено 115 000 заказов на сумму один миллиард рублей, что на 20% больше...

Как формат Click-and-Collect меняет рынок онлайн-ритейла: экспертное мнение

Услуга Click & Collect, которая позволяет клиентам заказывать товары онлайн и забирать их в магазинах, стала важной частью современной розничной торговли. По прогнозам, к 2027 году почти 20% всех покупок в с...

Hoff запустил собственное онлайн-шоу по обустройству дома

Сеть Hoff запустила онлайн-шоу "Не просто красиво", где переделывает интерьеры для реальных людей, которых выбрали через открытый конкурс. Интересно, что дизайнеры не только готовят проект, обновляют комнат...

"Лента" усовершенствовала поиск товаров в приложении

Сеть "Лента" проводит масштабные изменения в своём мобильном приложении. Так, на первом этапе команда data science внедрила в поиск и каталог гиперперсонализацию, которая учитывает историю покупок онлайн и ...

"Селлеры и маркетплейсы - 2025": регистрация открыта

Команда Оборот.ру запускает конференцию для селлеров, которые уже имеют опыт торговли на площадках и находятся в поисках новых путей и механик для масштабирования.  ● В программе СиМ-2025 - три п...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.