Российский eCommerce в поисках денег
Игорь Бахарев
Российский рынок eCommerce долгое время "купался" в деньгах, был одним из ведущих в Европе по инвестициям. Однако в последние годы инвестиционная река иссякла. Сейчас для развития рынка нужно хорошее "финансовое плечо". Остается понять, откуда ждать новых инвестиций?
Ответить на этот нелегкий вопрос попытались участники форума "E-сom Summer 2018. Развитие инфраструктуры интернет-торговли" . Меропритие проводилось ИД "Коммерсантъ" совместно с East-West Digital News при поддержке UPGRADE. Новостной портал E-pepper.ru стал информационным партнёром этого форума.
Рынок в ожидании инвестиций
Российский eСommerce уже давно прошел этап венчурного роста - это теперь обычный, нормальный бизнес с понятными бизнес-моделями, прозрачными метриками, хорошим бенчмарком, и поэтому туда приходит, естественно, совершенно другой сорт инвесторов, считает управляющий партнер The Untiled Ventures Константин Синюшин .
По его словам, ждать денежных вливаний стоит либо из иностранного бизнеса, либо из банковской сферы. "В одном можно быть уверенным: среди этих инвесторов уже точно не будет венчурных фондов. На этом этапе развития рынка они, скорее, уже заинтересованы в выходах, чем во входах и расширению инвестиций", - говорит эксперт.
"Если мы видели последние годы активное участие венчурных фондов: Baring, Russia Partners, на уровне более мелких сделок были бизнес-ангелы, то сейчас на первый план выходят корпоративные игроки", - рассказывает партнер RB Partners Арсений Даббах .
По его словам, стратегические инвестиции будут идти от нескольких групп:
-
от девелоперов / логистических групп или их собственников, так как у них есть инфраструктура;
-
от телекоммуникационных компаний (МТС, Билайн) или финансовых организаций, так как у них имеется своя клиентская база и данные по клиентам;
-
от IT-компаний (Mail.ru, Avito, Яндекс) и интеграторов, так как у них достаточно IT-экспертизы;
-
от зарубежных игроков и финансовых инвесторов;
-
кроме того, возможно появление сервисов, площадок и программ по венчурному долгу. Этот механизм предполагает, что стартапу будет предоставляться кредит с залогом доли. Сейчас такое инвестирование проектов очень популярно в США, а у нас из-за высоких ставок и незрелости рынка пока не получил распространения.
Даббах считает, что в ближайшее время офлайн-ретейлеры будут сокращать торговые площади и наращивать складские и фулфилмент зоны. Кроме того появится много партнёрств, ведущих к совместному использованию складов, торговых площадей, совместным рекламным кампаниям, программам лояльности и т.п. Наконец, компании продолжат активно инвестировать в технологии.
Время развивать инфраструктуру
Время, когда деньги инвесторов вкладывались в трафик и в "покупку клиентов", благополучно прошло, считает Даббах. Сейчас рынок стал более "трезвым". Серьёзные компании всё больше вкладываются в инфраструктуру, становятся ближе к классическому ритейлу. Игроки, вложившиеся в фулфилмент, обеспечивают себе колоссальный отрыв в темпах роста от своих конкурентов.
В последние два года eCommerce-компании демонстрируют повышенную активность на рынке складской недвижимости, напоминает управляющий директор Radius Group Кристофер Ван Рит . В первую очередь это связано с активным ростом интернет-торговли. Как следствие, увеличивается спрос на складскую инфраструктуру.
Большинство запросов на склады от online-ретейлеров пока поступает от российских компаний, хотя и иностранные игроки сегодня все чаще рассматривают инвестирование в логистическую инфраструктуру. Причем запросы приходят не только от e-com компаний, но и от традиционных ретейлеров которые развивают online-каналы продаж."В прошлом году доля сегмента e-commerce составила 25% от общего объема сделок, заняв первое место в структуре спроса по аренде и продаже складских площадей. В 2018 году, по прогнозам аналитиков, тренд по увеличению площадей продолжится, и в данном сегменте ритейла будет заключен ряд крупных сделок", - говорит эксперт.
Управляющий директор девелоперской компании полного цикла в сфере складской и индустриальной недвижимости"Ориентир" Андрей Постников отмечает, что в 2017 году произошел "взрыв" в сегменте складской недвижимости московского региона. В частности, интернет-магазин Wildberries отстроил один из крупнейших на рынке объектов, фулфилмент-центр на 120 тысяч квадратных метров. Еще одним важным заказчиком стал "Утконос", который вложился в современный продуктовый центр обработки онлайн-заказов площадью порядка 70 тысяч метров.
Ozon открыл три региональных хаба в Екатеринбурге и Казани в 2016, в Краснодаре в 2017. Что позволило обеспечить доставку в этих регионах на следующий день или на тот же день после оформления заказа, как в Москве и Петербурге, Московской и Ленинградских областях. Также в 2017 был расширен текущий склад в Твери. Кроме того ретейлер арендовал 18 000 кв.м складских помещений в логистическом парке класса "А" "Ленинградский терминал", расположенном на северо-западе Московской области.В компании отмечают, что инвестиции привели к росту продаж во всех этих регионах на 100%.
Генеральный директор "Утконос" Бахтин Максим обращает внимание на то, что те магазины, которые не вкладываются в свои распределительные центры, а собирают заказы в магазине, потом несут "фантастические" операционные затраты. В "Утконосе" поняли, что на существующем складе не могут достичь того уровня операционных затрат, который необходим для того, чтобы давать покупателю хорошую цену и быстро расти.
Сейчас на складах "Утконоса" обрабатывается порядка 8 тысяч в сутки заказов, а новые мощности позволят перейти на обработку до 25 тысяч в сутки.
Впрочем, даже с такими гигантскими инвестициями для дальнейшего роста "Утконосу" потребуются новые площади.
Рост показателей Wildberries обусловлен, в том числе, активным развитием логистической сети и инфраструктуры, рассказывает IT-директор компании Андрей Ревяшко . Общие вложения Wildberries в логистику и ИТ позволили увеличить количество заказов: за весь 2016 год у компании было 29 млн заказов, а лишь на первое полугодие 2018 - уже 30 млн. Кроме того, рост оборота интернет-гиганта во II квартале (по итогам апреля и мая) по отношению к прошлому году составил более 70%."Мы сейчас закрываем ближайшие два-три года роста и дальше нам будет необходимо открывать еще один центр. На самом деле мы верим рынок, но мы не считаем, что в этот рынок нам сейчас нужно еще дополнительно вкладывать, расти еще быстрее до того момента, пока мы не можем обеспечить себя качественной логистикой и качественным fulfilment", - говорит Бахтин.
За 5 месяцев компания открыла более 400 пунктов самовывоза (на данный момент их насчитывается более 1300), количество обрабатываемых на складах товаров в сутки за этот год также выросло на 130%. "В 2017 году мы открыли 3 распределительных центра: в Хабаровске, Екатеринбурге и Краснодаре. Благодаря им мы сократили срок доставки товаров в отдаленные населенные пункты с 4 до 2,5 дней", - говорит он.
IT как новый вектор
Ещё один драйвер Wildberries - активное развитие логистической сети и клиентского сервиса в рамках ИТ. В частности, рассказывает Ревяшко, в рамках улучшения ИТ инфраструктуры и клиентского сервиса в компании добавили новый канал связи - мессенджеры.
"Сейчас около 50% всех обращений обрабатывается через VK, Facebook, Telegram, WhatsApp или Viber. Мы также расширили функционал личного кабинета для упрощения системы сдачи товара по браку после оплаты. Теперь не нужно отдавать товар и ждать решения около 10 дней. Клиентам достаточно заполнить заявку в ЛК, далее по одобренной заявке сдать нам товар, и сразу получить денежные средства", - говорит он.
Также компания планирует поставить 3D-примерочные обуви в пунктах самовывоза. "Стоимость подобного аппарата - около 2500 евро, поэтому на первоначальных этапах разместим их в 10 ПВЗ. Около 40-50% возвратов при покупке онлайн происходит из-за не подошедшего размера. Возможность точной примерки однозначно сократит этот показатель", - добавляет Ревяшко. О том, как компания развивает Big Data читайте в интервью Ревяшко порталу E-pepper.ru.
Даббах считает, что в ближайшее время традиционные PE и VC фонды - Baring Vostok, Elbrus, DaVinci, iTech и др. продолжат активно инвестировать в технологии, в том числе и для eCommerce.
"Важно, то что в ближайшие годы большие корпорации и их венчурные подразделения постепенно перейдут из парадигмы инвестиций в отраслевые, синергетичные с их бизнесом проекты, в стратегию инвестирования в широкий пласт технологических стартапов, где цель будет заработать на капитализации от участия в самом проекте, а не от синергии с материнской компанией", - заключает эксперт.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте