Прогноз: количество покупок в Черную пятницу в 2024 году станет рекордным за последние шесть лет
Игорь Бахарев
Исследование основано на обезличенных данных об оборотах бизнеса и транзакциях клиентов Т-Банка с января 2019 по сентябрь 2024 года, а также на расчетах сервиса аналитики и прогнозирования ETNA.
Основные выводы:
● Количество покупок в Черную пятницу ― 2024 станет рекордным за шесть лет: на 4% больше, чем в 2023 году.
● При этом рост количества покупок замедлится по сравнению с прошлым годом на 8 п. п., а оборотов ― на 10 п. п.
● Объемы продаж на маркетплейсах в Черную пятницу ― 2024 увеличатся на 16% год к году.
● Средний чек за покупку в дни Черной пятницы в 2024 году снизится на 1%. В целом по сравнению с 2019 годом он станет меньше на 24%.
● Максимальный прирост объемов продаж в Черную Пятницу по отношению к другим дням ноября в 2024 году ожидается в категориях "Спорттовары" и "Одежда и обувь" - на 40%.
После заметного снижения в 2022 году в 2023 общий объем продаж и количество покупок в дни Черной пятницы выросли в годовом выражении на 16 и 12% соответственно. В 2024 году рост продолжится, но меньшими темпами. Так, по прогнозам, количество покупок вырастет на 4% и станет рекордным за шесть лет. Объемы продаж увеличатся на 6%.
При этом средний чек покупок в Черную пятницу продолжает снижаться. Россияне предпочитают совершать покупки по более низкой стоимости, подбирая выгодные ценовые предложения на товары в течение всего года, а не только в период массовых распродаж. С 2019 года наибольшее падение среднего чека произошло в 2022 году - на 22%. В 2023 году показатель остался примерно на уровне 2022 года (снижение на 0,2%), а в 2024 году, по прогнозам, станет меньше еще на 1%. Таким образом, по сравнению с 2019 годом средний чек покупки в Черную пятницу в 2024 году снизится на 24%.
Объемы продаж на маркетплейсах в период распродаж Черной пятницы на протяжении шести лет ежегодно растут. В 2023 году объемы продаж на маркетплейсах увеличились 21% в годовом выражении, в 2024 году, по прогнозу ETNA, они вырастут еще на 16%.
Популярность маркетплейсов связана с наличием широкого ассортимента товаров и быстротой доставки. Все это делает такой формат покупок более привлекательным, а регулярные спецпредложения повышают уровень лояльности потребителей и стимулируют покупки.
Как меняется активность покупателей в период распродаж
Если сравнивать с покупательской активностью в другие дни ноября (кроме распродажи на День холостяка, 11 ноября), начиная с 2019 года общая динамика покупок в Черную пятницу повышается на 10-40% в зависимости от категории.
При этом были годы, когда рост объема продаж в определенных категориях в дни распродаж был гораздо заметнее. Так, в 2019 году рост оборотов в категории "Электроника и техника" достигал 90%, "Косметика" вырастала на 80-100% на протяжении двух лет (с 2019 по 2021 год).
По прогнозу ETNA, в Черную пятницу 2024 года по отношению к другим дням ноября заметно повысятся продажи в категориях "Детские товары", "Косметика" и "Электроника и техника" (рост по 30%). Максимальный прирост по оборотам, на 40%, будет в категориях "Спорттовары" и "Одежда и обувь". Минимальный прирост - в категориях "Стройматериалы" и "Оптика": порядка 10%.
Такие изменения в ожидаемом пике покупательской активности связаны с тем, что все больше магазинов делают спецпредложения по ценам не только в дни Черной пятницы, но и на протяжении всего месяца.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте