Как малому бизнесу в eCommerce стать конкурентоспособным на международном рынке
Игорь Бахарев
Малый и средний бизнес играет важнейшую роль в мировой экономике. В России существует около 6 миллионов таких предприятий, и их доля в ВВП страны составляет 20%. Однако сейчас в ретейле и интернет-коммерции происходит укрупнение рынка: малые предприятия закрываются, не выдержав конкуренции с крупными игроками. Этот тренд существует по всему миру, в том числе и в России, где он начался в 2011-2012 гг.
По данным института «Центр развития» Высшей школы экономики, наиболее активно растут большие интернет-магазины, а крупные офлайн-ритейлеры, которые в условиях кризиса начали развивать электронные каналы продаж как менее затратные, вытесняют маленьких игроков. Свою роль также играет эффект масштаба – конкурентное преимущество крупных компаний за счет больших объемов их деятельности (например, количества выпускаемой продукции) – который достигается в том числе с помощью сложных технологический решений, недоступных большинству маленьких компаний.
Однако именно малый и средний бизнес является движущей силой мировой экономики: способствуют развитию инноваций, созданию новых рабочих мест и увеличению доли среднего класса. Совместные усилия государства, бизнеса, некоммерческих организаций могут сделать более доступными инструменты, которые позволят малым и средним компаниям оставаться конкурентоспособными на международном рынке. Расскажем о тех, которые мы считаем особенно важными.
1. Мобильные технологии
Мобильные технологии стремительно набирают популярность, а потребители по всему миру все чаще используют мобильные устройства для покупок. Например, только за последний год объем мобильных платежей через PayPal вырос на 54% и составил почти 40 млрд долл. (к третьему кварталу 2017-го). С первого квартала 2017 г. Россия укрепляет свои позиции на рынке мобильных платежей и теперь занимает четырнадцатое место по числу пользователей, совершивших первую транзакцию с PayPal именно через мобильное устройство. Рост популярности смартфонов ведет также к повсеместному проникновению мобильного интернета. Эта тенденция будет только усиливаться , и она уже меняет то, как мы продаем и покупаем товары и услуги. По данным ежегодного исследования PayPal и агентства Data Insight, в 2017-м году каждая пятая покупка в интернет-магазинах оплачивалась с помощью смартфона, а среди молодых людей в возрасте до 25 лет телефон уже стал самым популярным устройством для онлайн-шопинга.
Мобильные технологии открывают новые возможности для бизнеса и потребителей, но также способствуют усилению позиций крупных игроков: у маленьких компаний часто просто нет ресурсов для того, чтобы создавать собственные удобные технологические решения для клиентов. Новые технологии, например, виртуальная и дополненная реальность, появляются постоянно, и укрупнение в интернет-коммерции будет набирать обороты.
Такие компании, как PayPal и Facebook, объединяют свои усилия, чтобы создать возможности для развития цифровой коммерции на новых платформах, например, в социальных сетях: с октября 2017 года жители США могут отправлять и запрашивать деньги через Facebook Messenger с помощью своих аккаунтов PayPal. Еще один инструмент, PayPal.me, позволяет индивидуальным предпринимателям и бизнесу создать страницу для получения платежей от клиентов – благодаря этому не обязательно иметь свой собственный сайт.
Такие решения открывают двери для возможностей работы с потребителями по всему миру даже самым маленьким компаниям, что очень важно в условиях глобализации.
2. Доступное финансирование для малого бизнеса
После мирового экономического кризиса 2008 года и валютного кризиса в России 2014-2015 гг., банки сократили количество и размер кредитов, предоставляемых малому и среднему бизнесу, что еще больше усложнило для предпринимателей запуск, рост и масштабирование компаний. Кроме того, исследования показывают , что сокращение кредитования может способствовать дальнейшему укрупнению и усилению позиций гигантов рынка. В то же время достижения в области технологий и big data, а также новые способы оценки кредитоспособности сделали предоставление финансирования предприятиям более легким, безопасным и рентабельным для государственного и частного секторов – и даже частных лиц.
Государство предпринимает шаги навстречу бизнесу – так, в январе правительство утвердило правила субсидирования кредитов под 6.5% для малого бизнеса. На арене появляются и новые игроки: финтех-компании, часто в партнерстве с банками, начинают активней финансировать малые предприятия. Некоммерческие организации, такие как Kiva , помогают предпринимателям в разных странах мира получать микрокредиты на развитие бизнеса. Тем не менее, российские предприниматели по-прежнему отмечают , что получить кредит очень сложно.
3. Выход на международные рынки
Сегодня компании, которые не присутствуют в интернете, могут охватить лишь ограниченное число потенциальных покупателей. Вместе с тем исследования показывают, что люди все чаще покупают товары в зарубежных интернет-магазинах. Согласно данным совместного исследования PayPal и Data Insight, 45% активных интернет-пользователей за последние 12 месяцев хотя бы раз заказывали за границей. По данным Forrester, глобальный рынок трансграничной торговли составит 20% от общего объема электронной коммерции в течение ближайших пяти лет.
Несмотря на это, по данным Всемирного банка, лишь около 9% малых предприятий и 16% средних предприятий в странах с низким уровнем дохода продают через интернет. Даже в странах с уровнем дохода выше среднего менее 30% малого бизнеса продает продают свои товары и услуги в интернете. В 2016 году PayPal и Data Insight провели исследование среди 2700 российских компаний, которые продают товары за рубеж. Главными проблемами выхода на международный рынок предприниматели считают сложности с логистикой (31%) и языковой барьер (27%). Тем не менее, 93% компаний видят перспективу в продолжении работы на зарубежных рынках.
Для многих российских компаний, заказы из-за рубежа приносят существенную часть бизнеса. Например, у компании Kokosina, которая производит сумки и аксессуары ручной работы, зарубежные продажи составляют примерно 20% от общего объема. У «Миламиры», российской марки свадебных платьев, из-за рубежа приходят примерно 65% заказов. С выходом на международный рынок в компании практически перестали замечать сезонность продукции:
«Когда у нас зима, в Австралии — лето. А многие невесты из США предпочитают готовиться к свадьбе за полтора года и как раз зимой выбирают себе платья. Так что теперь у нас всегда горячий сезон», — рассказывает основатель «Миламиры» Ирина Баранова.
Мастерская «Миламиры»
Малым предприятиям нужны digital-инструменты, которые открывают доступ к клиентам со всего мира. Многие из них – финансовые, технологические и логистические – существуют уже сегодня, но не все они доступны маленьким игрокам. Государственный сектор и отраслевые объединения могут проводить образовательную работу среди предпринимателей, рассказывать о том, что бизнесу важно присутствовать в интернете и продавать товары за рубеж. Компании, которым нужны инвестиции, импакт-инвесторы и финтех-компании могут объединяться, чтобы создавать доступные технологические и финансовые инструменты. Это поможет развить торговлю миллионам малых и средних предприятий, которые способствуют росту экономики и создают рабочие места.
У нас есть возможность построить более активную и разнообразную бизнес-среду – такую, которая будет вдохновлять людей на открытие своего дела и поддерживать малые предприятия по мере их роста. Благодаря сотрудничеству между правительствами, некоммерческими организациями, бизнесом и исследовательскими центрами мы можем демократизировать доступ к большим возможностям мобильной и онлайн коммерции и снабдить малые и средние предприятия инструментами, необходимыми для конкурирования на мировом рынке.
Текст написан по материалам, предоставленным компанией PayPal
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте