Created by potrace 1.13, written by Peter Selinger 2001-2015 LOGO

У сибирского e-commerce пока есть открытое окно возможностей (комментарии экспертов)

Игорь Бахарев
27 Мая 2015, в 20:09, в Популярное, в сюжете: e-commerce в регионах России, eSib 2015

Помимо организаторов, комментариями о том, как прошла eSib 2015 и что характерно для сибирского рынка электронной коммерции, с E-pepper поделились Андрей Чечин (QIWI Post), Федор Вирин (Data Insight), Евгений Щепелин (eTraction, Otto Group Russia), Алексей Прыгин (МаксиПост) и Роман Кикоть (ИНБС-логистика).

Андрей Чечин, CEO в QIWI Post:

— В Сибири живет активный сегмент российского e-commerce. Меня поразило, какое внимание уделялось разбору деталей и различным технологическим аспектам работы, начиная с создания сайта до работы с клиентами, вопросов логистики и организации доставки. В Сибири пока думают, как обслужить клиентов в домашнем регионе и не «замахиваются» на федеральный масштаб. Но это эволюционный этап, и, предполагаю, через несколько лет дело дойдет и до новых рынков, в том числе выходе на Центральную Россию.

Очень горячая дискуссия на конференции была посвящена контекстной рекламе, платному размещению и SEO оптимизации. Здесь отмечу, что основными партнерами по контекстной рекламе в регионе, являются ни Яндекс или Google, а местные игроки.

Вторая проблема, которая активно обсуждалась на конференции – это вопросы логистики: каким может быть баланс между сервисной составляющей доставки и скоростью. И представители Lamoda, и мы (QIWI Post) говорили о «next day», как огромном рычаге для повышения конверсии в онлайн-торговле. С другой стороны, коллеги отмечали, что их клиенты готовы ждать, для них важно, чтобы все было привезено вовремя. Огромный интерес вызвал вопрос оплаты картами при доставке. Многие курьеры в регионе уже оснащены терминалами для приема карт, и это показывает, что сервис доставки здесь соответствует или даже выше среднего по стране. Отдельно обсудили, какими могут стать пункты выдачи заказов: автоматическими или с присутствием человека-оператора и расширенным спектром услуг. Очевидно, что чем больше пунктов выдачи заказов, не важно, какие они, и разных способов доставки, тем выше будет частота покупок.

Почему эта дискуссия была важна: когда мы рассматривали экономику интернет-магазинов, выступления фокусировались на юнит-экономике. Основной тезис: прибыльность в e-commerce формируется исключительно за счет повторных покупок клиентов, что позволяет интернет-магазинам жить и развиваться. Отсутствие внимания к оптимизации процессов и юнит-экономике мы видим в ярких и коротких историях, которые, например, произошли с крупными федеральными игроками. Только повторные покупки спасают электронную коммерцию, что я, после 4-х лет работы в Ozon знаю, как никто другой. А доставка во многом формирует желание сделать повторный заказ.

Понравилось, что организаторы собрали на eSib доклады, которые не «продавали», а рассказывали о практических аспектах и технологических приемах. 2/3 аудитории активно общались целый день с утра вплоть до полвосьмого вечера.

Что могу отметить для тех, кто не был на конференции, но задумывается о выходе на сибирский рынок e-commerce:

Здесь есть спрос на товары различных категорий, и он имеет определенную региональную специфику. Действует правило Парето: 80% принадлежит стандартным бизнес-процессам в e-commerce, а 20% – это особенности, характерные для Сибири. И прежде, чем выходить в регион, я бы настоятельно рекомендовал съездить в Новосибирск и походить по торговым центрам, «покататься» по разбитым дорогам, повстречаться с интернет-предпринимателями. Очень радушные хозяева с удовольствием делятся информацией.  

И нужно понимать масштабы. Простой факт: протяженность реки Обь составляет 2000 км. Представители местных интернет-магазинов рассказывают о клиентах из небольших городов, которые делают заказы на 25-50-100 тыс. рублей. Таким клиентам важен не «next day», но нужно, чтобы привезли все товары, и была возможность их обменять или возвратить. Короткое лето означает свою сезонность у ассортимента (май – сентябрь, а не апрель – октябрь). И, как я уже упоминал, свои нюансы связаны и с контекстной рекламой: Яндекс и Google имеют ограниченное воздействие, но есть местные ресурсы, где охват аудитории больше, а конверсия выше.

fedor_virin_andrey_chechin

Федор Вирин и Андрей Чечин

Федор Вирин, партнер в Data Isight:

— Я увидел перед собой почти 200 человек, которым интересно развивать в своем регионе, в своем городе интернет-торговлю: принимать и транслировать новые технологии, совершенствовать бизнес-процессы в своих компаниях, делать повседневную жизнь жителей города более удобной.

Этим людям было реально интересно: они внимательно слушали, задавали умные вопросы, комментировали. Это не просто очень приятно для докладчика, но это означает новый виток в развитии интернет-торговли в Новосибирске (и вообще в Сибири). А это, в свою очередь, приведет к появлению новых логистических и фулфилмент-компаний, новых сервисов и разработчиков.

Что это значит для отрасли: рост конкуренции, рост качества проектов, рост уровня сервиса и да, увеличение числа рабочих мест.

Что это значит для пользователей: увеличение доступного ассортимента (на самом деле, во много раз), снижение цен, рост уровня сервиса.

Все это могут сделать и федеральные интернет-магазины, и безусловно, сделают в течение всего нескольких лет. Но пока что у новосибирского бизнеса есть открытое окно возможностей по развитию локальной интернет-торговли. И я вижу, что бизнес готов воспользоваться этим.

Евгений Щепелин, директор eTraction в Otto Group:

— Это первое мероприятие в Новосибирске, на котором мне удалось побывать. Могу отметить, что зал был полностью заполнен очень активной аудиторией. Люди не стеснялись задавать вопросов и, фактически, два дня не покидали своих мест. Такого отклика в Москве я не видел очень давно.

evgeniy_shchepelin

Евгений Щепелин

Все кейсы и доклады были интересны, и иногда было ощущение, что в Новосибирске коллеги готовы открыть немного больше данных о своих компаниях. Впервые мне удалось посмотреть презентацию фулфилмент проекта Lamoda. Интересны кейсы от разработчиков, сервисных служб. В целом процент "рекламных" докладов был ничтожно низким и многие сервис-провайдеры больше делились своим опытом, а не пытались продать свои услуги.

Проблемы и тренды рынка электронной торговли те же самые, что и в Москве. Отстуствие кадров, уверенности в своих силах, опыта и сильная конкуренция с федеральными игроками.

Что могу отметить для тех, кто не был на конференции, но задумывается о выходе на сибирский рынок e-commerce:
Новосибирск – это самодостаточный рынок. Уверен, что развивать свой ИМ локально здесь для начала гораздо проще, чем в Москве. Спрос устойчивый и пока этот рынок делят небольшие компании, торгующие преимущественно в соцсетях. Но потребители активны и дают надежду на устойчивое развитие.

Алексей Прыгин, генеральный директор МаксиПост:

— Удивила аудитория, особенно по сравнению с аналогичными московскими конференциями. Публика собралась очень живая, интересующаяся, благодарная. Задавали очень много вопросов, многие вели записи за докладчиками, модераторам приходилось останавливать этот поток вопросов и переносить в кулуары, так как в регламент уложиться не удавалось...  В Москве участники далеко не так активны, видимо, конференций уже переизбыток. Замечательные впечатления от встречи со стороны организаторов конференции ГК Обувь России, и огромное спасибо, в первую очередь, Ирине Поддубной за ее профессионализм и постоянный контакт с участниками.

alexey_prygin

Алексей Прыгин

Для меня вне всякого сомнения самый интересный доклад был у Федора Вирина – «Электронная торговля в России», это годовой отчет за 2014 год в сравнении с первой половиной 2015 года. Вызывает некоторую грусть, что рынок в 2015 году растет лишь благодаря инфляции, но в целом прогноз положительный: рост около 5% по итогам года без учета кросс-бордера. Также понравилось выступление Евгения Щепелина, генерального директора Etraction, - сразу чувствуется, что человек искренне любит то, чем занимается, и всегда с большим интересом рассказывает о своем бизнесе. Из местных спикеров очень хорошее впечатление произвела Алина Жердеева из ЦФТ, которая интересно и на простом языке объяснила, что такое юзабилити и с чем его едят.

Проблема доставки и в Новосибирске, и в Сибири в целом, на мой взгляд, решена. Здесь работает достаточно большое количество как местных, так и федеральных курьерских служб. Любая мало-мальски уважающая себя курьерская компания для e-commerce не обойдет вниманием такой крупный город. Например, у МаксиПост в Новосибирске тоже есть собственный филиал.

Что могу отметить для тех, кто не был на конференции, но задумывается о выходе на сибирский рынок e-commerce:

Тем региональным ритейлерам, которые планируют открыть свой интернет-магазин, я бы посоветовал изначально не ограничиваться рамками региона, а планировать сбыт и доставку по всей России. Им нужно понимать, что соревноваться придется не только с местными онлайн-ритейлерами, но и с московскими конкурентами, и не только по цене, но и по срокам доставки, потому что у последних логистика во все крупные города уже хорошо отстроена, предсказуема и достаточно оперативна.

Роман Кикоть, коммерческий директор в ИНБС-логистика:

— Хочется сказать, что конференция, безусловно, удалась. Спикеры были подобраны интересные, качество докладов очень высокое. Темы затронутые в программе конференции позволили аудитории получить максимальное количество полезной информации. Причем информации по разным вопросам. Доклады местных игроков и приглашенных гостей позволили увидеть и оценить некоторые различия и локальные особенности. Особенно хочется отметить аудиторию и качественные вопросы, которые задавались спикерам – все это позволило расширить обсуждаемые темы. Roman_Kikot

   Роман Кикоть

Нашей целью посещения этой конференции была именно аудитория. И с этой точки зрения результатом мы довольны. Надеюсь, что эта конференция станет регулярной и будет развиваться. Живой отклик и заинтересованность аудитории очень ясно показывает, что потребность в таких именно региональных мероприятиях очень высока.

Что было ново для меня – это локальные рекомендательные сервисы, такие как Фламп и значительное количество различных торговых площадок. С точки зрения развития – мы оценивали текущее состояние дел по различным услугам непосредственно для интернет-магазинов. Большое количество локальных игроков (интернет-магазинов) работают на ограниченные рынки, но при этом есть желание и стремление расширить географию. Вопрос как это сделать и что для этого необходимо.

В качестве пожелания, присоединюсь к мнению, высказанному одним из посетителей – хочется больше кейсов, разбора реальных примеров. Формат обсуждения примеров или решения конкретных проблем, безусловно дополнит конференцию и повысит её привлекательность.

Подготовила Елена Абашева, E-pepper.ru

Комментарии к статье

comments powered by HyperComments