Тенденции рынка eCommerce 2024: мнения экспертов

Игорь Бахарев
Участники конференции Supply&Demand Planning Conference (Сколково) из "Пятерочки", "Магнита", "Яндекс.Маркет", "Объединенных пивоварен", NielsenIQ, "Юнилевер Русь" и других компаний-лидеров рынка представили своё видение основных трендов, которые будут влиять на рынок eCommerce в этом году и в ближайшие годы.

Продолжающийся рост продаж FMCG-товаров

К концу 2023 года почти все группы товаров повседневного спроса показали рост продаж. Александр Сосновиков, руководитель направления по развитию нового бизнеса NielsenIQ, объяснил, почему это произошло: "Добиться этого ритейлерам удалось за счет использования возможностей на волне органического роста, "мимикрии" и использовании силы похожих брендов, а также быстрой адаптации к новым условиям и локализации и усилении новых брендов из других стран". 

Среди прочих трендов рынка товаров FMCG 2024 года: диверсификация каналов в зависимости от потребностей, развитие регионального потребления, нормализация ассортимента и покупательский оптимизм. 

Ускорение развития ИИ и повышение доступности технологии 

Дмитрий Мулюкин, консультант LogiX "Яков и Партнеры" отметил, что ожидаемый финансовый эффект от внедрения ИИ для экономики России может составить до 7 трлн. руб. в год. В интегрированном планировании искусственный интеллект (ИИ) может быть применен для автоматизации прогнозирования, оптимизации цепочек поставок, оптимизации рутинных процессов, сокращении затрат в закупках за счет автоматизации оценки предложений от поставщиков. Это позволит организациям использовать все доступные данные и факторы для принятия качественных решений. При этом одним из ключевых барьеров для внедрения технологии в интегрированном планировании уже сейчас является ограниченность квалифицированных специалистов с ИИ-компетенциями.

Время - самый важный ресурс планирования и логистики

Эксперты затронули и правильность расчета показателей эффективности. По словам Дмитрия Фризена, руководителя разработки инструментов аналитики в логистике компании Alidi, своевременность процессов невозможно наверстать, из-за чего необходимо детально продумывать план действий. План обзаводится точностью в случае, когда фактический результат попадает в диапазон ситуаций, к которым готова вся цепочка поставок. Сведение этих границ на минимальное расстояние напрямую влияет на финансовый результат компании. 

Детализация как инструмент безошибочного принятия решений

Владимир Акименко, операционный директор Novo BI: "В современном мире для принятия управленческих решений нужны детали. Интегрированное бизнес-планирование позволяет детализировать план доходов в разрезе контрагент - sku (товарная позиция) - день. Расходы в этой детализации решают задачу получения расхода прибыли одного товара" - отметил эксперт в своем докладе о моделировании unit-экономики компании. Спикер также подчеркнул, что с финансовой точки зрения результат работы является хорошим, если он равен или лучше заложенного в P&L (Profit and Loss). Если для его достижения не используются собственные или заемные средства, то он является отличным. Еще одним из максимально востребованных трендов ближайших лет станет сценарное моделирование, которое позволит минимизировать риски при принятии бизнес-решений. 

Снижение рисков за счет автоматизации цепочки поставок

Специалисты в области управления цепями поставок тратят 40-60% рабочего времени на устранение последствий от реализации рисков. Елена Красикова, руководитель проектов Novo BI, отметила, что процесс автоматизации бизнеса позволяет минимизировать риски за счет таких факторов, как создание единого места для организации процесса прогнозирования спроса и платформы для взаимодействия контрагентов, проактивной настройки цепочки поставок и параметров управления запасами во времени, бесшовному использованию технологий на всех звеньях, а также рекомендации на основе опыта компании.

Усмирение течения внутренних бизнес-процессов 

Про преимущества внедрения IBP в производственный бизнес рассказал Георгий Алханишвили, руководитель отдела управления запасами "ТЕХНОАВИА": "Внедрение технологии интегрированного планирования позволяет улучшить управление запасами и дать толчок эволюции внутренних бизнес-процессов. Пример компании "ТЕХНОАВИА" показывает значительные изменения внутренней организации: удалось наладить сквозной учет остатков, провести консолидацию данных и разработать классификаторы номенклатуры, а главное - получить прогнозы по моделям и выделить оптимальные каналы сбыта".

Потребность в кадрах не снижается

Сразу несколько экспертов из разных отраслей отметили в своих докладах, что бизнес продолжает испытывать кадровый голод, причем на всех уровнях. Дефицит трудовых ресурсов влечет за собой ограничения в развитии новых проектов, возможность расширения мощностей, дополнительные издержки. Одним из способов решения этой проблемы может стать внедрение IT-решений для автоматизации процессов. 

Российские компании стали чаще использовать кооперацию 

"Кооперация больше всего характерна для таких отраслей как промышленность и машиностроение, розничная торговля (ритейл), строительство/девелопмент, услуги связи и IT" - отметил в своем выступлении Виктор Коданев, профессор практики Высшей Школы Бизнеса НИУ ВШЭ. Такая тенденция вызвана усложнением логистики и разрывами в цепях поставок. Ключевыми партнерами для развития кооперации выступают производители и поставщики, а значительный потенциал сосредоточен именно в закупочной функции. 

Материал по теме

FMCG-компании в 2024 году делают ставку на онлайн-продажи: аналитика Nielsen

Материал по теме

Только треть онлайн-предпринимателей участвует в распродажах

Материал по теме

Как продвигать FMCG в eСom: ежегодный ранкер рекламного инвентаря

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Ozon Fresh: Россияне все чаще заказывают готовую еду на дом

Согласно совместному исследованию МТС Банка и сервиса Ozon Fresh, россияне стали значительно чаще заказывать готовую еду на дом. В октябре 2024 года количество заказов из ресторанов и кафе выросло на 11% по...

Sunlight продал на миллиард рублей за три дня

Ювелирная сеть Sunlight объявила о впечатляющих результатах ежегодной распродажи "11.11". За три дня акции, с 10 по 12 ноября, было оформлено 115 000 заказов на сумму один миллиард рублей, что на 20% больше...

Как формат Click-and-Collect меняет рынок онлайн-ритейла: экспертное мнение

Услуга Click & Collect, которая позволяет клиентам заказывать товары онлайн и забирать их в магазинах, стала важной частью современной розничной торговли. По прогнозам, к 2027 году почти 20% всех покупок в с...

Hoff запустил собственное онлайн-шоу по обустройству дома

Сеть Hoff запустила онлайн-шоу "Не просто красиво", где переделывает интерьеры для реальных людей, которых выбрали через открытый конкурс. Интересно, что дизайнеры не только готовят проект, обновляют комнат...

"Лента" усовершенствовала поиск товаров в приложении

Сеть "Лента" проводит масштабные изменения в своём мобильном приложении. Так, на первом этапе команда data science внедрила в поиск и каталог гиперперсонализацию, которая учитывает историю покупок онлайн и ...

"Селлеры и маркетплейсы - 2025": регистрация открыта

Команда Оборот.ру запускает конференцию для селлеров, которые уже имеют опыт торговли на площадках и находятся в поисках новых путей и механик для масштабирования.  ● В программе СиМ-2025 - три п...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.