Тенденции рынка eCommerce 2024: мнения экспертов

Игорь Бахарев
Участники конференции Supply&Demand Planning Conference (Сколково) из "Пятерочки", "Магнита", "Яндекс.Маркет", "Объединенных пивоварен", NielsenIQ, "Юнилевер Русь" и других компаний-лидеров рынка представили своё видение основных трендов, которые будут влиять на рынок eCommerce в этом году и в ближайшие годы.

Продолжающийся рост продаж FMCG-товаров

К концу 2023 года почти все группы товаров повседневного спроса показали рост продаж. Александр Сосновиков, руководитель направления по развитию нового бизнеса NielsenIQ, объяснил, почему это произошло: "Добиться этого ритейлерам удалось за счет использования возможностей на волне органического роста, "мимикрии" и использовании силы похожих брендов, а также быстрой адаптации к новым условиям и локализации и усилении новых брендов из других стран". 

Среди прочих трендов рынка товаров FMCG 2024 года: диверсификация каналов в зависимости от потребностей, развитие регионального потребления, нормализация ассортимента и покупательский оптимизм. 

Ускорение развития ИИ и повышение доступности технологии 

Дмитрий Мулюкин, консультант LogiX "Яков и Партнеры" отметил, что ожидаемый финансовый эффект от внедрения ИИ для экономики России может составить до 7 трлн. руб. в год. В интегрированном планировании искусственный интеллект (ИИ) может быть применен для автоматизации прогнозирования, оптимизации цепочек поставок, оптимизации рутинных процессов, сокращении затрат в закупках за счет автоматизации оценки предложений от поставщиков. Это позволит организациям использовать все доступные данные и факторы для принятия качественных решений. При этом одним из ключевых барьеров для внедрения технологии в интегрированном планировании уже сейчас является ограниченность квалифицированных специалистов с ИИ-компетенциями.

Время - самый важный ресурс планирования и логистики

Эксперты затронули и правильность расчета показателей эффективности. По словам Дмитрия Фризена, руководителя разработки инструментов аналитики в логистике компании Alidi, своевременность процессов невозможно наверстать, из-за чего необходимо детально продумывать план действий. План обзаводится точностью в случае, когда фактический результат попадает в диапазон ситуаций, к которым готова вся цепочка поставок. Сведение этих границ на минимальное расстояние напрямую влияет на финансовый результат компании. 

Детализация как инструмент безошибочного принятия решений

Владимир Акименко, операционный директор Novo BI: "В современном мире для принятия управленческих решений нужны детали. Интегрированное бизнес-планирование позволяет детализировать план доходов в разрезе контрагент - sku (товарная позиция) - день. Расходы в этой детализации решают задачу получения расхода прибыли одного товара" - отметил эксперт в своем докладе о моделировании unit-экономики компании. Спикер также подчеркнул, что с финансовой точки зрения результат работы является хорошим, если он равен или лучше заложенного в P&L (Profit and Loss). Если для его достижения не используются собственные или заемные средства, то он является отличным. Еще одним из максимально востребованных трендов ближайших лет станет сценарное моделирование, которое позволит минимизировать риски при принятии бизнес-решений. 

Снижение рисков за счет автоматизации цепочки поставок

Специалисты в области управления цепями поставок тратят 40-60% рабочего времени на устранение последствий от реализации рисков. Елена Красикова, руководитель проектов Novo BI, отметила, что процесс автоматизации бизнеса позволяет минимизировать риски за счет таких факторов, как создание единого места для организации процесса прогнозирования спроса и платформы для взаимодействия контрагентов, проактивной настройки цепочки поставок и параметров управления запасами во времени, бесшовному использованию технологий на всех звеньях, а также рекомендации на основе опыта компании.

Усмирение течения внутренних бизнес-процессов 

Про преимущества внедрения IBP в производственный бизнес рассказал Георгий Алханишвили, руководитель отдела управления запасами "ТЕХНОАВИА": "Внедрение технологии интегрированного планирования позволяет улучшить управление запасами и дать толчок эволюции внутренних бизнес-процессов. Пример компании "ТЕХНОАВИА" показывает значительные изменения внутренней организации: удалось наладить сквозной учет остатков, провести консолидацию данных и разработать классификаторы номенклатуры, а главное - получить прогнозы по моделям и выделить оптимальные каналы сбыта".

Потребность в кадрах не снижается

Сразу несколько экспертов из разных отраслей отметили в своих докладах, что бизнес продолжает испытывать кадровый голод, причем на всех уровнях. Дефицит трудовых ресурсов влечет за собой ограничения в развитии новых проектов, возможность расширения мощностей, дополнительные издержки. Одним из способов решения этой проблемы может стать внедрение IT-решений для автоматизации процессов. 

Российские компании стали чаще использовать кооперацию 

"Кооперация больше всего характерна для таких отраслей как промышленность и машиностроение, розничная торговля (ритейл), строительство/девелопмент, услуги связи и IT" - отметил в своем выступлении Виктор Коданев, профессор практики Высшей Школы Бизнеса НИУ ВШЭ. Такая тенденция вызвана усложнением логистики и разрывами в цепях поставок. Ключевыми партнерами для развития кооперации выступают производители и поставщики, а значительный потенциал сосредоточен именно в закупочной функции. 

Материал по теме

Световой день диктует тон онлайн-репутации

Материал по теме

Исследование: 70% карточек товаров на маркетплейсах теряют позиции в топе после попадания в Out Of Stock

Материал по теме

Электронная коммерция разгоняет экономику Рунета

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Как чекаут влияет на конверсию и продажи селлера

В интернет-магазине есть множество страниц, напрямую влияющих на уровень продаж селлера, но важнейшая из них - чекаут или страница оформления заказа. Именно чекаут является самой нижней частью воронки продаж...

Публичные подборки пользователей появятся в их профиле на Ozon

Теперь покупатели маркетплейса могут поделиться подборками товаров в своем профиле на Ozon. Созданные ранее публичные списки товаров также станут видны другим пользователям. Летом компания запустила возможн...

Правительству предложили спецрежим для пунктов выдачи заказов

Ассоциация участников рынка электронной коммерции (АУРЭК) направила министру экономического развития Максиму Решетникову предложение ввести отдельный код ОКВЭД и специальный налоговый режим для пунктов выда...

ВкусВилл запустил корпоративную "Галу"

Сеть "ВкусВилл" запустила собственную цифровую платформу "Гала" для 27 тысяч сотрудников. Система объединила базу знаний, каталог бизнес-процессов и ИИ-инструменты. Платформа решает несколько рабочих...

Китайский путь: зачем маркетплейсы заманивают селлеров в соцсети

В Китае маркетплейсы и социальные сети начали объединяться в партнерства в ответ на стремительный рост спонтанных покупок под влиянием блогеров. В России тренд на подобные союзы появился с десятилетним опозд...

Яндекс заменит каждого десятого курьера роботом

"Яндекс" запустит в российских городах 20 тысяч роботов-доставщиков. Каждый десятый курьер через два года будет замещён ровером. К концу 2027 года компания выпустит в общей сложности 20 тысяч роботов...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.