Е.Щепелин, Ф.Вирин: 5 вопросов о еком-стратегиях на 24-25 годы
Игорь Бахарев
Партнёр Data Insight Фёдор Вирин и Евгений Щепелин, совладелец eShopMedia, глава наблюдательного совета Wee, на сцене конференции "Неделя Ритейла" обсудили ключевые вопросы стратегии развития eCommerce-рынка на 24-25 годы.
Вопрос от Вирина: Что происходит с инвестициями в eCommerce и его инфраструктуру? На IPO подали уже документы много компаний, рынок существенно оживает по сравнению с 22-23 годами.
Щепелин: К концу года стоит ждать настолько большого роста рынка, что объем инвестиций перекроет 21 год.
Вирин: Был бы рад, если действительно рынок серьёзно вырастет. Более того - есть во что инвестировать, но это, в первую очередь не сервисные компании и не инфраструктура, а сами торгующие компании (площадки и селлеры). При этом сервисные компании, ушедшие из России в 22-23 годах, заменяются очень медленно и неохотно. Инвестировать в сервисы сложно, сервисов мало. Возможно, появятся зарубежные сервисы через прокси, но это неточно.
Вопрос от Щепелина: Что позволит выиграть у компаний-женералистов нишевым продавцам? /от редакции: это компании, которые продают широкий спектр товаров различных категорий. Часто продают товары через различные каналы и обладают сильным брендом/.
Вирин: Я считаю, что у небольших нишевиков узкая и очень глубокая товарная компетенция, которой нет и не будет у женералистов (она им неинтересна), но также не будет и у больших нишевых площадок (у них есть верхнеуровневая компетенция, но узкие ниши - не их). Эта компетенция в товарах - основной козырь продавцов на ближайшие много лет.
Вопрос от Щепелина: Как сети, особенно небольшие/средние могут выигрывать у бесконечных сетей?
Вирин: Я считаю, что компетенция сетей - это потребитель и информация про него (плюс компетенция товарная, но об этом уже выше написано). Ключ в стратегии ритейлеров - клиент и все, что с этим связано. Задача - построить ОМНИ-присутствие в самых разных каналах и научиться управлять маржинальностью в этих каналах (которая очень сильно разнится), направляя потребителей в нужные каналы. Для этого нужна система управления потребителями и клиентоцентричная система данных, поверх которой уже формируются механики работы с потребителями. Многие компании уже строят системы данных, но мало кто умеет работать с механиками.
Вопрос от Вирина: Нужно ли нам учитывать в стратегии сложное положение на рынке труда: отсутствие линейного персонала, перестройку топов, компетенции которых не соответствуют требованиям рынка. Я считаю, что не нужно, само рассосется за пару лет.
Щепелин: Да, нужно, потому что это будет влиять на нас еще много лет, и мы не построим стратегию без этого
Вопрос от Вирина: AI - это хайп или что-то, что нужно учитывать в стратегии?
Щепелин: Это частные инструменты повышения эффективности, которые могут значительно улучшить показатели юнит-экономики, однако, не дают стратегического преимущества. Поэтому говорить о том, что нам нужно учитывать это в стратегии - рано, но изучать, что там происходит - обязательно.
Вирин: Я согласен с тем, что этот поезд пока никуда не ушел, и что ближайшие пару лет мы будем накапливать экспертизу возможных применений AI в екоме. Возможно, через 2 года отсутствие AI в стратегии будет уже проблемой, но мы этого пока не знаем.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте