Юридические аспекты при запуске интернет-магазина: советы "Зарцын и партнеры"
Игорь Бахарев
Юридическая компания "Зарцын и партнеры" разработала гайд для тех ритейлеров, которые собираются запустить интернет-продажи. В нём она собрала основные советы о том, как адаптировать документы и процессы для дистанционной торговли, а также рассказала, на которые сложности нужно обратить внимание при запуске интернет-магазина. Специально для E-pepper.ru юристы компании собрали основные советы и рекомендации.
Какие документы необходимо размещать на сайте
На сайте необходимо разместить следующие документы:
-
Договор розничной купли-продажи (в форме публичной оферты),
-
Политику обработки персональных данных,
-
Согласие на обработку персональных данных,
-
Согласие на рассылку.
Дополнительно может быть размещено пользовательское соглашение, если до покупки товара пользователь может пройти регистрацию на сайте и использовать личный кабинет или закрытую часть сайта.
До момента заключения договора купли-продажи покупатель должен увидеть:
-
данные об основных потребительских свойствах товара и адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара;
-
информацию о полном фирменном наименовании продавца;
-
данные о цене и условиях приобретения товара, о его доставке;
-
данные о сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке;
-
информацию о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение заключить договор.
Ошибки при размещении документов на сайте на конкретных примерах
Важно не только разработать тексты документов, но и правильно разместить их на сайте. На реальных примерах разберемся, как не совершить ошибки.
1 форма - 2 ошибки
Заходим на сайт одного из известных косметических брендов и пробуем пройти регистрацию. Всплывает форма, в которую нужно ввести множество своих данных, но вот ошибки уже начались…
Ошибка № 1: в форму вносятся персональные данные, но согласие на обработку данных отсутствует. Это прямое нарушение закона о персональных данных, за которое грозит штраф.
Верным будет разместить ссылку на согласие на обработку персональных данных, текст которого соответствует ФЗ "О персональных данных".
Ошибка № 2: нам предлагается подписаться на рассылку, поставив галочку рядом с фразой "Информируйте меня о последних новостях".
Во-первых, расценить это как согласие на рассылку можно с трудом (ФАС это не понравится). Следует разместить ссылку на кликабельное согласие на рассылку, в котором описано, как будет приходить рассылка, как от нее можно отписаться, и согласие на все это со стороны пользователя.
Во-вторых, в судебной практике говорится: фраза, информирующая о том, что это рекламная рассылка, должна быть явной и четкой и текст про информирование о новостях не подойдет.
Кстати, аналогичная ситуация и при подписке через отдельную форму.
Ошибка № 3: в форме нет ни согласия на обработку персональных данных, ни согласия на получение рассылки.
А вот еще одна вариация ошибки, которую мы нашли на сайте интернет-магазина одежды.
При заполнении формы подписки на рассылку нам предлагают согласиться с Политикой обработки персональных данных. Но зачем это делать, если нам нужно дать согласие на обработку персональных данных и рассылку? Акцептовать политику не нужно.
Закрыв глаза на нарушения, мы прошли регистрацию и решили оформить заказ. Заполнив форму (к слову сказать, персональных данных в ней оказалось больше, чем в форме регистрации), мы нажимаем кнопку "Оформить заказ".
Нам снова предлагают подписаться на новости, а вот согласие на обработку персональных данных не берут и акцептовать договор розничной купли-продажи не предлагают.
Ошибка № 4: снова нет согласия на обработку данных.
При заполнении формы заказа мы оставляем данных больше, чем при регистрации, и цель обработки уже иная - исполнение договорных обязательств перед покупателем. Значит, нужно еще одно согласие.
Ошибка № 5: нам не предлагают ознакомиться с договором розничной купли-продажи и акцептовать его.
С одной стороны, конечно, есть ГК и закон о защите прав потребителей - правила продажи товаров там описаны. А с другой - мы можем прописать свои условия, и пренебрегать этим не стоит.
Более того, в подвале сайта есть условия продажи товаров, в которых указано: "Заказывая Товары через Интернет-магазин, Клиент соглашается с Условиями продажи Товаров (далее - Условия), изложенными ниже". Дальше в тексте нет указания, что же является оформлением заказа. Но тогда как подтвердить ознакомление покупателя с текстом условий и их акцепт? Неясно…
Ошибка № 6: нет Политики обработки персональных данных.
Смотрим в подвал сайта, пытаясь найти Политику обработки персональных данных, которая должна быть доступна с любой страницы сайта, но не находим ее…
Ошибка № 7: проставленная галочка
И вот еще одно распространенное нарушение - автоматически проставленная галочка. Почему это плохо? Потому, что это, по сути, документ с уже стоящей подписью, которую поставил не пользователь. А нам нужно, чтобы подпись поставил не кто-то абстрактный, а именно пользователь. Не делайте так!
Чек-лист «Старт интернет-магазина: юридические вопросы»
Сайт, домен, товарный знак
- Проверьте выбранное наименование на схожесть с зарегистрированными товарными знаками.
Рискованно выбирать доменное имя или название, которое схоже с названиями известных брендов или с зарегистрированным товарным знаком.
Нарушение прав на товарный знак может повлечь ответственность до 5 000 000 руб. и прекращение прав администрирования доменного имени.
- Оформите доменное имя на индивидуального предпринимателя / юридическое лицо.
Рискованно оформлять доменное имя на сотрудников и (или) третьих лиц, так как в случае конфликта права на доменное имя восстановить крайне трудно.
- Зарегистрируйте свой товарный знак.
- Оформите договорные отношения с разработчиком сайта / мобильного приложения (договор авторского заказа / договор на оказание услуг).
В договоре следует указать, что исключительные права переходят к вам как к заказчику. Для подтверждения прав на сайт необходимо иметь: договор (с четким указанием, что именно создается); акт приема-передачи; документ, подтверждающий оплату.
- Оформите договорные отношения с разработчиком логотипа (договор авторского заказа / договор на оказание услуг).
В договоре следует указать, что исключительные права переходят к вам как к заказчику. Для подтверждения прав необходимо иметь: договор (с четким указанием, что именно создается); акт приема-передачи; документ, подтверждающий оплату.
- Разместите фото товара на Сайте.
Вы должны иметь права на размещаемые фотоматериалы. Запрещено использовать фото без согласия правообладателя. В случае нарушения возможно взыскание компенсации до 5 000 000 руб. (по иску правообладателя) или блокировка сайта.
Создание компании
- Зарегистрируйтесь в качестве индивидуального предпринимателя / юридического лица.
Регистрация необходима до начала ведения предпринимательской деятельности (т. е. до получения систематической прибыли два и более раз). Нарушение указанного правила может повлечь административную или уголовную ответственность за незаконную предпринимательскую деятельность.
Договорная работа
- Оформите договорные отношения с сотрудниками.
- Заключите договоры с платежными системами / интернет-эквайрингом.
- Заключите договоры с поставщиками товаров.
Обязательно проверьте товар на отсутствие нарушения исключительных прав третьих лиц.
- Заключите договоры с курьерскими/транспортными компаниями.
Отношения с потребителями
-
Разработайте и разместите на сайте текст Публичной оферты.
-
Разработайте и разместите на Сайте текст Согласия на обработку персональных данных / получение рассылок.
Может быть частью Публичной оферты.
Запрещено рассылать сообщения без предварительного согласия на получение рассылок. Штраф составляет до 500 000 руб.
-
Разработайте формы заявлений для покупателя на возврат (обмен) товара / денежных средств.
-
Разработайте и внедрите алгоритм работы с претензиями покупателей.
При нарушении сроков удовлетворения требований покупателей, установленных законодательством о защите прав потребителей, возможно наложение существенных штрафов.
- Приобретение и постановка на учет ККТ (в случае осуществления наличных расчетов).
Кассовые чеки могут выдаваться курьерской компанией.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте