Меню

Юридические аспекты при запуске интернет-магазина: советы "Зарцын и партнеры"

Игорь Бахарев

Юридическая компания "Зарцын и партнеры" разработала гайд для тех ритейлеров, которые собираются запустить интернет-продажи. В нём она собрала основные советы о том, как адаптировать документы и процессы для дистанционной торговли, а также рассказала, на которые сложности нужно обратить внимание при запуске интернет-магазина. Специально для E-pepper.ru юристы компании собрали основные советы и рекомендации.

Какие документы необходимо размещать на сайте

На сайте необходимо разместить следующие документы:

  • Договор розничной купли-продажи (в форме публичной оферты),

  • Политику обработки персональных данных, 

  • Согласие на обработку персональных данных, 

  • Согласие на рассылку.

Дополнительно может быть размещено пользовательское соглашение, если до покупки товара пользователь может пройти регистрацию на сайте и использовать личный кабинет или закрытую часть сайта.

Clip2net_200727214932.png

До момента заключения договора купли-продажи покупатель должен увидеть:

  • данные об основных потребительских свойствах товара и адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара;

  • информацию о полном фирменном наименовании продавца;

  • данные о цене и условиях приобретения товара, о его доставке;

  • данные о сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке; 

  • информацию о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение заключить договор.

Ошибки при размещении документов на сайте на конкретных примерах 

Важно не только разработать тексты документов, но и правильно разместить их на сайте. На реальных примерах разберемся, как не совершить ошибки.

1 форма - 2 ошибки

Заходим на сайт одного из известных косметических брендов и пробуем пройти регистрацию. Всплывает форма, в которую нужно ввести множество своих данных, но вот ошибки уже начались…

Clip2net_200727220001.png

Ошибка № 1: в форму вносятся персональные данные, но согласие на обработку данных отсутствует. Это прямое нарушение закона о персональных данных, за которое грозит штраф.

Верным будет разместить ссылку на согласие на обработку персональных данных, текст которого соответствует ФЗ "О персональных данных".

Ошибка № 2: нам предлагается подписаться на рассылку, поставив галочку рядом с фразой "Информируйте меня о последних новостях".

Во-первых, расценить это как согласие на рассылку можно с трудом (ФАС это не понравится). Следует разместить ссылку на кликабельное согласие на рассылку, в котором описано, как будет приходить рассылка, как от нее можно отписаться, и согласие на все это со стороны пользователя.

Во-вторых, в судебной практике говорится: фраза, информирующая о том, что это рекламная рассылка, должна быть явной и четкой и текст про информирование о новостях не подойдет.

Кстати, аналогичная ситуация и при подписке через отдельную форму.

Clip2net_200727220057.png

Ошибка № 3: в форме нет ни согласия на обработку персональных данных, ни согласия на получение рассылки.

А вот еще одна вариация ошибки, которую мы нашли на сайте интернет-магазина одежды.

При заполнении формы подписки на рассылку нам предлагают согласиться с Политикой обработки персональных данных. Но зачем это делать, если нам нужно дать согласие на обработку персональных данных и рассылку? Акцептовать политику не нужно.

Закрыв глаза на нарушения, мы прошли регистрацию и решили оформить заказ. Заполнив форму (к слову сказать, персональных данных в ней оказалось больше, чем в форме регистрации), мы нажимаем кнопку "Оформить заказ".

Clip2net_200727220148.png

Нам снова предлагают подписаться на новости, а вот согласие на обработку персональных данных не берут и акцептовать договор розничной купли-продажи не предлагают.

Ошибка № 4: снова нет согласия на обработку данных.

При заполнении формы заказа мы оставляем данных больше, чем при регистрации, и цель обработки уже иная - исполнение договорных обязательств перед покупателем. Значит, нужно еще одно согласие.

Clip2net_200727220317.png

Ошибка № 5: нам не предлагают ознакомиться с договором розничной купли-продажи и акцептовать его.

С одной стороны, конечно, есть ГК и закон о защите прав потребителей - правила продажи товаров там описаны. А с другой - мы можем прописать свои условия, и пренебрегать этим не стоит.

Более того, в подвале сайта есть условия продажи товаров, в которых указано: "Заказывая Товары через Интернет-магазин, Клиент соглашается с Условиями продажи Товаров (далее - Условия), изложенными ниже". Дальше в тексте нет указания, что же является оформлением заказа. Но тогда как подтвердить ознакомление покупателя с текстом условий и их акцепт? Неясно…

Clip2net_200727220325.png

Ошибка № 6: нет Политики обработки персональных данных.

Смотрим в подвал сайта, пытаясь найти Политику обработки персональных данных, которая должна быть доступна с любой страницы сайта, но не находим ее…

Ошибка № 7: проставленная галочка

И вот еще одно распространенное нарушение - автоматически проставленная галочка. Почему это плохо? Потому, что это, по сути, документ с уже стоящей подписью, которую поставил не пользователь. А нам нужно, чтобы подпись поставил не кто-то абстрактный, а именно пользователь. Не делайте так!

Чек-лист   «Старт интернет-магазина: юридические вопросы»

Сайт, домен, товарный знак

  • Проверьте выбранное наименование на схожесть с зарегистрированными товарными знаками.

Рискованно выбирать доменное имя или название, которое схоже с названиями известных брендов или с зарегистрированным товарным знаком.

Нарушение прав на товарный знак может повлечь ответственность до 5 000 000 руб. и прекращение прав администрирования доменного имени.

  • Оформите доменное имя на индивидуального предпринимателя / юридическое лицо.

Рискованно оформлять доменное имя на сотрудников и (или) третьих лиц, так как в случае конфликта права на доменное имя восстановить крайне трудно.

  • Зарегистрируйте свой товарный знак.
  • Оформите договорные отношения с разработчиком сайта / мобильного приложения (договор авторского заказа / договор на оказание услуг).

В договоре следует указать, что исключительные права переходят к вам как к заказчику. Для подтверждения прав на сайт необходимо иметь: договор (с четким указанием, что именно создается); акт приема-передачи; документ, подтверждающий оплату.

  • Оформите договорные отношения с разработчиком логотипа (договор авторского заказа / договор на оказание услуг).

В договоре следует указать, что исключительные права переходят к вам как к заказчику. Для подтверждения прав необходимо иметь: договор (с четким указанием, что именно создается); акт приема-передачи; документ, подтверждающий оплату.

  • Разместите фото товара на Сайте.

Вы должны иметь права на размещаемые фотоматериалы. Запрещено использовать фото без согласия правообладателя. В случае нарушения возможно взыскание компенсации до 5 000 000 руб. (по иску правообладателя) или блокировка сайта.

Создание компании

  • Зарегистрируйтесь в качестве индивидуального предпринимателя / юридического лица.

Регистрация необходима до начала ведения предпринимательской деятельности (т. е. до получения систематической прибыли два и более раз). Нарушение указанного правила может повлечь административную или уголовную ответственность за незаконную предпринимательскую деятельность.

Договорная работа 

  • Оформите договорные отношения с сотрудниками. 
Оформление сотрудников по договору ГПХ имеет свои существенные риски и в ряде случаев по инициативе госорганов такие договоры могут быть переквалифицированы в трудовые с доначислением налогов (сборов), пени и штрафов.
  • Заключите договоры с платежными системами / интернет-эквайрингом.
  • Заключите договоры с поставщиками товаров.

Обязательно проверьте товар на отсутствие нарушения исключительных прав третьих лиц.

  • Заключите договоры с курьерскими/транспортными компаниями.

Отношения с потребителями

  • Разработайте и разместите на сайте текст Публичной оферты.

  • Разработайте и разместите на Сайте текст Согласия на обработку персональных данных / получение рассылок.

Может быть частью Публичной оферты.

Запрещено рассылать сообщения без предварительного согласия на получение рассылок. Штраф составляет до 500 000 руб.

  • Разработайте формы заявлений для покупателя на возврат (обмен) товара / денежных средств.

  • Разработайте и внедрите алгоритм работы с претензиями покупателей.

При нарушении сроков удовлетворения требований покупателей, установленных законодательством о защите прав потребителей, возможно наложение существенных штрафов.

  • Приобретение и постановка на учет ККТ (в случае осуществления наличных расчетов).

Кассовые чеки могут выдаваться курьерской компанией.

Материал по теме

Останься, не уходи: 5 способов удержания клиента

Материал по теме

Как понять, нужна ли вам сквозная аналитика

Материал по теме

Как повысить эффективность распродажи во время "Черной пятницы"

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Toy.ru сворачивает розницу?

Сеть магазинов детских товаров Toy.ru вынуждена была закрыть не менее половины розничных магазинов, сообщает "Коммерсант" со ссылкой на 4 источника на рынке. Всего в сеть входит около 150 собственных и парт...

"Я.Лавка" доставит "по клику"

Яндекс Go начинает масштабное тестирование сервиса "доставки по клику". С его помощью покупатели могут выбирать точное время получения товара из интернет-магазина. Как работает услуга: ...

Как украинский eСommerce принял вызовы 2020 года

Текущий год стал сплошным форс-мажором для бизнеса. Тем не менее, есть сферы бизнеса, которые быстрее остальных сумели перестроиться и эффективно работать в новых реалиях. В частности,  eСommerce показал рез...

Четверть продаж "Обуви России" генерит маркетплейс

В октябре выручка "Обуви России" по проекту "Продаем" (реализация товаров партнеров по модели маркетплейса в розничной сети и на онлайн-площадке westfalika.ru) выросла на 15% по сравнению с сентябрем 2020 г...

IV Всероссийский форум по торговому маркетингу: всё о продаже товаров в FMCG

Прямое омниканальное взаимодействие с клиентом становится нормой. Большинство производителей развивают собственные цифровые каналы продаж, а также наращивают взаимодействие с маркетплейсами. Когда доля онла...

"Улыбка радуги" ждёт от "Чёрной пятницы" роста продаж на 900%

Аналитики "Улыбки радуги" прогнозируют рекордный рост продаж в онлайн-каналах сети в период "черной пятницы". По их оценкам, продажи в интернет-магазине "Улыбка радуги" вырастут на 900%, а в офлайн-магазина...