В России могут упростить возврат НДС для eCommerce-экспортёров

Игорь Бахарев
Объем экспорта товаров российских интернет-магазинов по сравнению с 2014-м вырос более чем в два раза. Об этом рассказал руководитель департамента продуктов посылочного бизнеса "Почты России" Денис Шестаков, выступая на конференции "Таможня для бизнеса: Итоги 2018".

По его словам, сейчас есть несколько решений, которые нужно принять, чтобы помочь российским интернет-компаниям наращивать темпы роста экспорта. В частности, необходимо принять меры, направленные на упрощение процедуры оформления и отправки товаров. Также нужно оказывать общую поддержку доступа на рынки зарубежных стран и экспорта в целом.

Ещё одна проблема - возврат НДС. "На эту тему "Почта России" в конце 2018-го встречалась с ФТС и ФНС. Хочется, чтобы был простой прозрачный механизм возврата НДС. Его пока нет, но надеемся, что в этом году вопрос будет закрыт", - говорит Шестаков.

Сегодня Налоговый кодекс России предусматривает возврат налога на добавленную стоимость (НДС) при продаже товара за границу. Но на практике интернет-магазины при работе с зарубежными физлицами включают в цену НДС, так как процедура возврата "до конца не понятна" и "не доработана". Для того, чтобы это сделать, нужно найти место международного почтового обмена, откуда ушло отправление, и таможенника, который лично отвечал за выпуск. Получить у копии необходимых документов и уже с ними идти в налоговую.

"Основная загвоздка - в отсутствии механизма подтверждения информации о том, что посылка с товарным вложением действительно ушла с территории РФ", - отметил Шестаков.

Гендиректор "eBay Россия" Илья Кретов напомнил, что его компания стоит во главе этих изменений.  В ноябре eBay, Farfetch, а также Российский экспортный центр предложили поправки к Налоговому кодексу для упрощения процедур продажи товаров за рубеж. "Я прогнозирую позитивный эффект для роста всего рынка онлайн экспорта. Совместно с другими участниками экспортной цепочки и гос органами eBay катализирует проработку исторических барьеров, и мы планируем запустить пилоты в отдельных регионах уже в ближайшее время", - заявил он порталу E-pepper.ru.

О том, что возврат НДС при экспорте для интернет-магазинов могут упростить "в самое ближайшее время" говорили ещё в 2017 году. Тогда Минфин и АКИТ обсуждали схему, при которой каждой посылке полагалось присвоить идентификатор - он должен был содержаться в QR-коде кассового чека. Предполагалось, что на границе представители ФТС будут сканировать этот код. Таким образом в информационной системе таможни появится информация, что данный товар покинул пределы России.

По словам вице-президента Ассоциации компаний Интернет-торговли (АКИТ) Лии Левинбук, Минфин направил предложения АКИТ на проработку в таможню и ФНС. "Налоговая поддержала и готова все сделать, осталось слово за таможней, готовы ли они отказаться от ряда бумажных документов", - говорит она. Пока нельзя точно сказать, стоит ли ждать прорыва в этом вопросе в 2019 году. "Многое зависит от таможни, но мы не видим препятствий, в этом заинтересован рынок, в частности и страна, в целом", - добавляет Левинбук.
 
"По моему опыту общения с представителями ФНС складывается ощущение, что они готовы упростить возврат НДС, однако пока не могут решить чисто технических проблем. В частности, пока нет некоторых элементов  IT-инфраструктуры, нет четкого понимания, как отличить "нормальный" экспорт от "фальшивого". Вообще, видно, что уже сформирована политическая воля к изменениям, однако у меня пока нет твёрдой уверенности, настолько она понятна исполнителям "на местах". Так что в этом году я бы не ждал быстрого решения всех проблем экспортёров", - полагает Иван Кургузов из "Оборота".

Глава НАДТ Александр Иванов считает, что ситуация решается довольно просто. "Основная проблема заключается в правилах проведения экспортных проверок. И если налоговики были бы готовы работать, а не перекладывать свою собственную работу на других – они быстро могли бы всё легко решить. Во всём мире нет никакой особой специфики или никаких специальных приемов для возврата НДС. Надо просто взять и честно проверять экспортёров". 
Материал по теме

Wildberries наладит экспорт через хаб в Зеленодольске

Материал по теме

AliExpress будет экспортировать российские товары в Европу

Материал по теме

eCommerce-экспортёры получат 1,5 млрд рублей субсидий

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

СберМаркет запустил витрину для B2B

СберМаркет открыл новые возможности для B2B-клиентов: теперь они могут заказать продукты питания и канцелярию на отдельной онлайн-витрине. Один из фокусов СберМаркета в этом году — развитие направления корпо...

Google поменяет товарную выдачу

В Google Shopping ранжирование товаров в поисковой выдаче теперь будет происходить с учетом скидок и акций. Подобный инструмент введут сначала на рынке США, и он начнет помогать предпринимателем продвигать ...

Малый и средний бизнес выбрал социальную коммерцию

51,5% отечественных ритейлеров назвали соцсети основным каналом продаж. 17,8% в качестве основного ресурса для продажи используют сайты, 15,4% — маркетплейсы, а 15,2% — розничные магазины. Такие данные опро...

"Маркет" сгрузит весь невыкуп в один склад

"Яндекс.Маркет" откроет в подмосковном посёлке Софьино специальный склад для выдачи невыкупленных заказов. Туда будут возвращаться заказы магазинов, которые работают по модели FBS и отгружают их в сортирово...

"Яндекс.Лавка" выходит в Британию

 "Яндекс" зарегистрировал компанию в Великобритании, которая будет заниматься доставкой продуктов из дарксторов, сообщает ТАСС. "Да, зарегистрировали юрлицо, которое будет развивать быструю доставк...

Российский рынок eGrocery продолжил расти: аналитика Data Insight

В июне 2021 года интернет-магазины и сервисы доставки продуктов питания выполнили 18,6 млн заказов. Это на 5% или 970 тыс. заказов больше, чем в мае 2021 года, и в 3.7 раза больше, чем в июне 2020 года. Об этом...