В России могут упростить возврат НДС для eCommerce-экспортёров
Игорь Бахарев
По его словам, сейчас есть несколько решений, которые нужно принять, чтобы помочь российским интернет-компаниям наращивать темпы роста экспорта. В частности, необходимо принять меры, направленные на упрощение процедуры оформления и отправки товаров. Также нужно оказывать общую поддержку доступа на рынки зарубежных стран и экспорта в целом.
Ещё одна проблема - возврат НДС. "На эту тему "Почта России" в конце 2018-го встречалась с ФТС и ФНС. Хочется, чтобы был простой прозрачный механизм возврата НДС. Его пока нет, но надеемся, что в этом году вопрос будет закрыт", - говорит Шестаков.
Сегодня Налоговый кодекс России предусматривает возврат налога на добавленную стоимость (НДС) при продаже товара за границу. Но на практике интернет-магазины при работе с зарубежными физлицами включают в цену НДС, так как процедура возврата "до конца не понятна" и "не доработана". Для того, чтобы это сделать, нужно найти место международного почтового обмена, откуда ушло отправление, и таможенника, который лично отвечал за выпуск. Получить у копии необходимых документов и уже с ними идти в налоговую.
"Основная загвоздка - в отсутствии механизма подтверждения информации о том, что посылка с товарным вложением действительно ушла с территории РФ", - отметил Шестаков.
Гендиректор "eBay Россия" Илья Кретов напомнил, что его компания стоит во главе этих изменений. В ноябре eBay, Farfetch, а также Российский экспортный центр предложили поправки к Налоговому кодексу для упрощения процедур продажи товаров за рубеж. "Я прогнозирую позитивный эффект для роста всего рынка онлайн экспорта. Совместно с другими участниками экспортной цепочки и гос органами eBay катализирует проработку исторических барьеров, и мы планируем запустить пилоты в отдельных регионах уже в ближайшее время", - заявил он порталу E-pepper.ru.
О том, что возврат НДС при экспорте для интернет-магазинов могут упростить "в самое ближайшее время" говорили ещё в 2017 году. Тогда Минфин и АКИТ обсуждали схему, при которой каждой посылке полагалось присвоить идентификатор - он должен был содержаться в QR-коде кассового чека. Предполагалось, что на границе представители ФТС будут сканировать этот код. Таким образом в информационной системе таможни появится информация, что данный товар покинул пределы России.
По словам вице-президента Ассоциации компаний Интернет-торговли (АКИТ) Лии Левинбук, Минфин направил предложения АКИТ на проработку в таможню и ФНС. "Налоговая поддержала и готова все сделать, осталось слово за таможней, готовы ли они отказаться от ряда бумажных документов", - говорит она. Пока нельзя точно сказать, стоит ли ждать прорыва в этом вопросе в 2019 году. "Многое зависит от таможни, но мы не видим препятствий, в этом заинтересован рынок, в частности и страна, в целом", - добавляет Левинбук.
"По моему опыту общения с представителями ФНС складывается ощущение, что они готовы упростить возврат НДС, однако пока не могут решить чисто технических проблем. В частности, пока нет некоторых элементов IT-инфраструктуры, нет четкого понимания, как отличить "нормальный" экспорт от "фальшивого". Вообще, видно, что уже сформирована политическая воля к изменениям, однако у меня пока нет твёрдой уверенности, настолько она понятна исполнителям "на местах". Так что в этом году я бы не ждал быстрого решения всех проблем экспортёров", - полагает Иван Кургузов из "Оборота".
Глава НАДТ Александр Иванов считает, что ситуация решается довольно просто. "Основная проблема заключается в правилах проведения экспортных проверок. И если налоговики были бы готовы работать, а не перекладывать свою собственную работу на других – они быстро могли бы всё легко решить. Во всём мире нет никакой особой специфики или никаких специальных приемов для возврата НДС. Надо просто взять и честно проверять экспортёров".
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте