Новый законопроект об НДС защитит российских продавцов на маркетплейсах?

Игорь Бахарев

В Госдуме рассматривают законопроект о введении налога на НДС на товары из Евразийского экономического союза, которые продаются на электронных торговых площадках. Аккаунт-менеджер сервиса аналитики маркетплейсов EGGHEADS Михаил Горелов объясняет, как изменения скажутся на работе бизнесменов, продающих товар на маркетплейсах. 

Сейчас иностранные компании при работе на маркетплейсах не платят НДС, потому что покупателями в этом случае выступают физлица. При этом если зарубежная фирма продаёт товар российской компании, то налог на добавленную стоимость уплачивается – но покупателем. То есть зарубежные компании при любых раскладах не платят НДС, когда их товары продаются в России. 

Это решили изменить и обязать компании из ЕАЭС платить НДС при торговле на российских маркетплейсах. И чтобы бизнес не уходил от налогов, налоговым агентом будет сама торговая площадка, то есть каждая продажа будет посчитана. 

Защитят ли нововведения российских селлеров от недобросовестной конкуренции? 

Законопроект решает несколько задач, связанных с российской экономикой:

  • облегчит бремя уплаты НДС для российских юр.лиц-покупателей (поможет избежать двойной уплаты НДС), разделив его с поставщиками из стран ЕАЭС (при торговле внутри ЕАЭС);

  • повысит доходы бюджета;

  • станет шагом к борьбе с «механизмами налоговой оптимизации»;

О полноценной защите наших селлеров от иностранных конкурентов говорить пока не приходится, так как данные поправки планируется вводить только в отношении поставщиков из стран ЕАЭС, про другие иностранные государства (в ЕАЭС не входящие) речи пока не идёт, распространение этих мер на них рассматривается ещё в перспективе.

То есть тех же китайских поставщиков, которые уже торгуют на OZON, Wildberries и других маркетплейсов, изменения в закон не коснутся. А, допустим, белорусские или армянские селлеры получат дополнительные траты в случае принятия этого законопроекта. 

Но второй этап поправок, распространяющий обязанности по уплате НДС на резидентов третьих стран (не входящих в ЕАЭС) Правительство планирует сформировать и внедрить до конца 2024 года. Эти изменения могут затронуть и китайских селлеров в России. 

Как изменится НДС для маркетплейсов. Примеры

Если вы российское юрлицо, производите товар в России (отшиваете на российской фабрике, изготовляете на российском производстве и т.д.) и продаёте товары на маркетплейсе – ничего не изменится. Также ничего не изменится, если вы от имени российской компании перепродаёте товары из Китая или других стран. 

Если вы российское юрлицо, но производите товар в стране ЕАЭС, например, на фабрике в Киргизии, то ваш налог зависит от того, кто именно продаёт товар на маркетплейсе. 

На Wildberries много поставщиков, которые отшивают в Киргизии. Так как на родине это гораздо дороже. Однако, в этой системе иностранные фабрики являются просто производителем. Поставщиком обычно выступает резидент РФ.

Соответственно, в таком случае тоже ничего не изменится для российских селлеров. 

Наши клиенты также подтверждают, что среди селлеров все в основном выступают как российские юрлица, даже если сотрудничают с предприятиями других стран. 

Однако если вы предприниматель из Казахстана, Беларуси, Киргизии или Армении и продаёте товар в том числе на территории России, то придётся за каждую покупку платить НДС. 

Сложно сказать, какой именно процент селлеров затронет планируемое нововведение. Известно, что в I квартале 2023 года общее число белорусских предпринимателей, которые продают свои товары через Wildberries, составляло 14,5 тысяч компаний.

Материал по теме

Торговая война и пошлины Трампа вызвали спад в электронной коммерции

Материал по теме

Поддержать сотрудников и сэкономить на налогах: 9 способов использования электронных подарочных сертификатов

Материал по теме

Ozon облегчит B2B-покупки на площадке

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

"Самокат" масштабирует проект брендированных зон отдыха

"Самокат" продолжает обустраивать зоны отдыха в парках российских городов. Так, в сети появились кадры с фирменными зонтиками, которые будут установлены в Твери. Как это работает: Онлайн-ритейлер доставит ...

EKF и Аэро создали аналитическую data-платформу на базе Yandex Cloud

Один из крупнейших производителей электрооборудования в России — компания EKF — совместно с провайдером e-com & data-решений Аэро реализовал проект по созданию корпоративного хранилища данных на сервисов пл...

Rakuten Viber запустил маркетплейс для малого бизнеса в Беларуси

Rakuten Viber представил встроенный маркетплейс для белорусских пользователей. Сервис позволяет находить и связываться с местными компаниями напрямую через мессенджер, не раскрывая номер телефона. Ра...

Wildberries Bank тестирует переводы в страны СНГ

Дочерний банк маркетплейса Wildberries — WB Bank — запустил сервис международных денежных переводов. Услуга доступна для шести стран: Армении, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Белоруссии и Узбекистана...

Как роботы в метро Шэньчжэня доставляют товары в магазины 7-Eleven

В Шэньчжэне (Китай) запустили первую в мире систему доставки товаров в магазины с использованием автономных роботов, перемещающихся по линиям метрополитена. Проект, реализован при участии логистической ...

Маркетплейсы обошли поисковые системы в сезон Back to School

За последние три года число запросов, связанных с подготовкой к школе, в традиционных поисковых системах сократилось на 49,3%. Основной причиной этого тренда стало изменение потребительских привычек: по...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.