Новый законопроект об НДС защитит российских продавцов на маркетплейсах?
Игорь Бахарев
В Госдуме рассматривают законопроект о введении налога на НДС на товары из Евразийского экономического союза, которые продаются на электронных торговых площадках. Аккаунт-менеджер сервиса аналитики маркетплейсов EGGHEADS Михаил Горелов объясняет, как изменения скажутся на работе бизнесменов, продающих товар на маркетплейсах.
Сейчас иностранные компании при работе на маркетплейсах не платят НДС, потому что покупателями в этом случае выступают физлица. При этом если зарубежная фирма продаёт товар российской компании, то налог на добавленную стоимость уплачивается – но покупателем. То есть зарубежные компании при любых раскладах не платят НДС, когда их товары продаются в России.
Это решили изменить и обязать компании из ЕАЭС платить НДС при торговле на российских маркетплейсах. И чтобы бизнес не уходил от налогов, налоговым агентом будет сама торговая площадка, то есть каждая продажа будет посчитана.
Защитят ли нововведения российских селлеров от недобросовестной конкуренции?
Законопроект решает несколько задач, связанных с российской экономикой:
-
облегчит бремя уплаты НДС для российских юр.лиц-покупателей (поможет избежать двойной уплаты НДС), разделив его с поставщиками из стран ЕАЭС (при торговле внутри ЕАЭС);
-
повысит доходы бюджета;
-
станет шагом к борьбе с «механизмами налоговой оптимизации»;
О полноценной защите наших селлеров от иностранных конкурентов говорить пока не приходится, так как данные поправки планируется вводить только в отношении поставщиков из стран ЕАЭС, про другие иностранные государства (в ЕАЭС не входящие) речи пока не идёт, распространение этих мер на них рассматривается ещё в перспективе.
То есть тех же китайских поставщиков, которые уже торгуют на OZON, Wildberries и других маркетплейсов, изменения в закон не коснутся. А, допустим, белорусские или армянские селлеры получат дополнительные траты в случае принятия этого законопроекта.
Но второй этап поправок, распространяющий обязанности по уплате НДС на резидентов третьих стран (не входящих в ЕАЭС) Правительство планирует сформировать и внедрить до конца 2024 года. Эти изменения могут затронуть и китайских селлеров в России.
Как изменится НДС для маркетплейсов. Примеры
Если вы российское юрлицо, производите товар в России (отшиваете на российской фабрике, изготовляете на российском производстве и т.д.) и продаёте товары на маркетплейсе – ничего не изменится. Также ничего не изменится, если вы от имени российской компании перепродаёте товары из Китая или других стран.
Если вы российское юрлицо, но производите товар в стране ЕАЭС, например, на фабрике в Киргизии, то ваш налог зависит от того, кто именно продаёт товар на маркетплейсе.
На Wildberries много поставщиков, которые отшивают в Киргизии. Так как на родине это гораздо дороже. Однако, в этой системе иностранные фабрики являются просто производителем. Поставщиком обычно выступает резидент РФ.
Соответственно, в таком случае тоже ничего не изменится для российских селлеров.
Наши клиенты также подтверждают, что среди селлеров все в основном выступают как российские юрлица, даже если сотрудничают с предприятиями других стран.
Однако если вы предприниматель из Казахстана, Беларуси, Киргизии или Армении и продаёте товар в том числе на территории России, то придётся за каждую покупку платить НДС.
Сложно сказать, какой именно процент селлеров затронет планируемое нововведение. Известно, что в I квартале 2023 года общее число белорусских предпринимателей, которые продают свои товары через Wildberries, составляло 14,5 тысяч компаний.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте