Статус "Платежного агента": плюсы и минусы

Игорь Бахарев

Многие компании, ведущие онлайн-бизнес, принимают платежи от физических лиц (в том числе в пользу третьих лиц). Многие проекты проводят через себя суммы, являясь своего рода посредниками. Такая схема выглядит для предпринимателя логично, и некоторые бизнес-модели просто не подразумевают других вариантов работы. Например, сама суть работы платежной системы Qiwi состоит в том, чтобы принимать платежи от граждан наличными в автоматах и переводить их в последствии на счета своих контрагентов. Сама по себе такая модель законна, но работает только при условии строгого соблюдения законодательства.

И самым сложным моментом на пути его соблюдения является отчет на вопрос «Кого считать платежным агентом?». Юрист компании "Зарцын и партнеры" Иван Носков рассказал нам, что означает этот статус и какие требования предъявляются к таким агентам.

Что это все значит?  

Официальное определение термина «платежный агент» таково: это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий деятельность по приему платежей физических лиц.

При этом под деятельностью по приему платежей физических лиц понимается:

– прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение обязательства перед поставщиком;

– проведение платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.

Из этого мы можем вывести два основных признака платежного агента:

  1. Платежный агент всегда принимает деньги в пользу третьего лица.

Прием денег от контрагента по договору (пусть контрагент и будет физическим лицом) не образует деятельности платежного агента.

  1. Деятельность платежного агента заключается исключительно в приеме денег в пользу третьего лица.

Соответственно, если вы, помимо приема денег, оказываете плательщику иные услуги, то вы не являетесь платежным агентом.

Например, курьерские компании, доставляя товар интернет-магазинов, часто принимают деньги за товар (в пользу интернет-магазинов), но помимо этого они еще и доставляют товар. Это подтверждает, что курьерские компании не являются платежными агентами.

Аналогичная ситуация складывается в случае, когда деньги принимаются агентом при бронировании билетов. Cуд, рассматривая подобное дело, отметил «…Поскольку общество как агент (субагент) оказывает иные услуги, результатом которых является заключение договора перевозки пассажиров и багажа и последующие расчеты, суды ошибочно сочли его платежным агентом». (cм. Постановление по делу № А05-12527/2014 от 16.12.2015. ВС РФ)

Требования к деятельности платежных агентов

Так как деятельность платежных агентов заключается в приеме денежных средств, то закон предъявляет к таким организациям особые требования.

  • Необходимо открыть специальные счета. Нужно запомнить, что со спецсчета агента деньги поставщику можно перечислить только на спецсчет. За нарушение указанного правила предусмотрена ответственность.
  • Агент обязан проводить идентификацию плательщиков.
  • Кассовый чек платежного агента должен соответствовать предъявляемым требованиям.
  • Платежные агенты обязаны вести отдельную кассовую книгу по средствам, полученным ими в рамках деятельности платежного агента и формировать отдельные приходные кассовые ордера на них. Эти деньги не учитываются при расчете лимита кассы и должны полностью сдаваться в банк. Деньги с момента их поступления в кассу платежного агента принадлежат третьим лицам.

Отдельные требования есть и для платежных агентов, применяющих в своей работе платежные терминалы или банкоматы:

Между поставщиком и платежным агентом заключается, как не трудно догадаться, агентский договор. Вознаграждение, по общему правилу, удерживается непосредственно агентом.

Но важно понимать, что если агент получает наличные от физических лиц, то всю сумму необходимо перечислить на свой специальный банковский счет (до этого момента вычесть свое вознаграждение нельзя). И уже со спецсчета можно будет перечислять средства на другие счета (п. 4 ч. 16 ст. 4 Закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ). При этом 103-ФЗ не конкретизирует, на чьи счета могут списываться средства.

Это значит, что платежный агент должен сдать в банк все полученные от потребителей платежи для зачисления на спецсчет, а уже потом причитающееся ему комиссионное вознаграждение за оказанную услугу перечислить на свой счет.

 

Ответственность

Если платежный агент перечислит на свой специальный банковский счет не все наличные, полученные от граждан (ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ), он может быть привлечен к административной ответственности.

За такое нарушение грозит штраф:

  • для организации – от 40 000 до 50 000 руб.;
  • для должностных лиц (главного бухгалтера, а если его нет – руководителя организации), предпринимателей – от 4000 до 5000 руб.

Заметим, что индивидуальные предприниматели могут быть привлечены к ответственности только в качестве должностных лиц. Это следует из определения категории «должностные лица», которое дано в статье 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Не исключено одновременное привлечение к административной ответственности как организации, так и ее руководителя. Правомерность такой позиции подтверждается письмом Минфина России от 30 марта 2005 г. № 03-02-07/1-83 и арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Московского округа от 14 июля 2005 г. № КА-А40/6231-05, Дальневосточного округа от 17 мая 2005 г. № Ф03-А16/05-2/984, Западно-Сибирского округа от 5 июля 2005 г. № Ф04-4410/2005 (12792-А03-32)).

Таким образом, если вы планируете принимать деньги от физических лиц, тщательно проверьте свою бизнес-модель и определите, являетесь ли вы платежным агентом (чтобы потом вас не привлекли к ответственности).

В свою очередь, если платежный агент принимает наличные деньги в вашу пользу, обязательно используйте специальный банковский cчет.

Материал по теме

Как выбрать международную платежную систему для онлайн-магазина

Материал по теме

Доставьте это немедленно: как меняются привычки россиян в оплате доставки

Материал по теме

Онлайн-магазины хотят защитить от "сатанинской атрибутики"

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Яндекс отчитался по росту eCommerce-сегмента

Яндекс представил результаты третьего квартала 2024 года, в частности, по сегменту электронной коммерции, включающему маркетплейс Яндекс Маркет, сервисы Яндекс Лавка, Яндекс Еда и Деливери. Общий объ...

Потребители все чаще ищут товары по брендам в интернете

Аналитики Mediascope провёли исследование поискового поведения россиян при покупках в онлайне и пришли к выводу, что пользователи все активнее используют брендовые запросы. В среднем 18% поисковых запросов ...

Авито предоставили селлерам мебели новый способ продажи

На платформе Авито появилась новая функция, которая позволяет покупателям заказывать мебель с учетом индивидуальных параметров и с частичной предоплатой. Этот пилотный проект уже доступен в разделе "Мебель ...

Shein запустит кредитную карту для продвижения в Латинской Америке

Китайский гигант быстрой моды Shein представляет свою первую брендированную кредитную карту. Её компания запускает в сотрудничестве с мексиканским финтех-проектом Stori. Это стратегическое партнерство направлен...

Селлеры смогут хранить товары на "Почте"

Почта России совместно с компанией "Даркстор у дома" запускает новую логистическую услугу для продавцов маркетплейсов. Суть её в том, что теперь продавцы смогут хранить свои товары прямо в почтовых отделени...

Продажи автотоваров на Wildberries выросли в 2,6 раза

Аналитики JVO и CATAN зафиксировали значительный рост продаж автотоваров на маркетплейсе Wildberries в 2024 году. По их данным, выручка продавцов в этой категории за сентябрь-октябрь увеличилась на 20% по с...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.