Эксперты ждут "взрыва" на рынке eGrocery
Игорь Бахарев
Ещё год назад данная категория была не очень популярна, отмечают эксперты. Сейчас же 36% респондентов уже покупают онлайн продукты питания.
Пока ещё интерес к продуктовому онлайн-сегменту в России ниже, чем в Китае и Японии, но уже выше, чем в США и Германии. "Данный сегмент по-прежнему нишевой и обладает потенциалом для расширения", - говорят эксперты.
Как и следовало ожидать, основными точками роста российского eGrocery являются столицы.
"В Москве и Санкт-Петербурге тенденция к увеличению доли покупок продовольственных товаров в интернете прослеживается более отчетливо. Это объясняется тем, что в двух столицах онлайн-магазины продуктов предлагают более разнообразный ассортимент, чем в регионах", - пишут исследователи.Интересно, что, по данным PwC, целевая аудитория онлайн-магазинов продуктов, в основном, состоит из потребителей старшего поколения, которые менее охотно покупают продовольственные товары каждый день, чем молодежь.
С одной стороны, серьёзные выводы из таких цифр делать рано. В России в опросе приняли участие всего 652 респондента, при этом все респонденты в выборке совершают не менее одной покупки онлайн в год. С другой, данные, полученные PwC, подтверждают цифры исследовательской компании GFK (потребительская панель), а также сделанный в начале 2018 года инвестиционным банком UBS прогноз о том, что ближайшие пять лет самый сильный темп роста в fmcg покажут e-grocery проекты.
Сейчас многие транснациональные fmcg-производители оценивают потенциал российских мегаполисов выше чем многих европейских городов, полагает основатель консалтингового агентства "Директфуд" Мстислав Воскресенский.
"Можно сказать что мы находимся на пороге взрыва рынка e-grocery. Выиграет та компания которая успела подготовиться к этому событию, создала инфраструктуру, накопила компетенции и собрала команду профессионалов", - добавляет он.Вице-президент Ассоциации компаний Интернет-торговли (АКИТ) Лия Левинбук не столь оптимистична. От готовности до покупки лежит очень большая пропасть, напоминает она.
"С одной стороны действительно по статистике food это самая частопосещаемая категория - средний покупатель возвращается за фудом 8,4 раза в год. И действительно, у тех, кто только открыл фуд эта категория растет на 100% в год. Но весь объем продаж продуктов питания по прошлому году можно оценить в 20-25 млрд руб. И дальнейшему росту может поспособствовать легализация продажи алкоголя онлайн. А чтобы конвертировать «готовность» покупателей в реальные заказы уйдут ещё годы и миллионные бюджеты ритейлеров", - считает эксперт.Что же на практике?
Лидер сегмента, компания "Утконос", ожидает роста интереса к этой категории.
"Вслед за электроникой, одеждой и детскими товарами покупатели уже готовы приобретать продукты онлайн. Главными барьерами могут стать недоверие к уровню сервиса и качеству товаров. Очень важно оправдать ожидания потребителя. Для нас сейчас это основной фокус внимания - 98% заказов доставляется в указанный клиентом срок, наличие товаров в заказе - почти 100%", - говорит директор по работе с покупателями "Утконоса" Михаил Морозов.В Goods.ru видят "однозначный и уверенный рост" интереса к заказу продуктов питания онлайн.
"За последний квартал заказы еды на Goods показали семикратный рост в денежном выражении. Для маркетплейса наличие категории grocery наравне с другими товарами FMCG позволяет наиболее полно закрыть ежедневные потребности клиентов и способствует росту числа регулярных заказов", - рассказывает коммерческий директор Goods Константин Маслов.Для OZON категория "Продукты питания" сейчас самая "молодая" и доступна пока в Московском регионе. Как рассказывает представитель маркетплейса Мария Заикина, в моменте этот сегмент занимает около 5% продаж, но растет быстрее всех, цифры роста трехзначные. В компании полагают, что как только заработает доставка этих товаров в регионы, темп роста еще увеличится.
"Средний чек в категории составляет около 1 000 рублей, в ассортименте свыше 20 000 позиций - это сравнимо с хорошим оффлайн супермаркетом, и их число растет еженедельно. В потенциале категории точно не стоит сомневаться - рост в 2-3 раза это подтверждает. Если посмотреть на события на Западе, они тоже подтверждают ее перспективность. В августе-сентябре мы проводили очередное исследование наших клиентов, и их «ядро» - в том числе те, кто последние 10 лет покупал у нас только книги - точно готово покупать онлайн помимо электроники, детских товаров, одежды и обуви, косметики еще и еду. Мы планируем направление food активно развивать и с точки зрения ассортимента, и с точки зрения географии.Своего рода "взрыв" на рынке eGrocery, на самом деле, начался как минимум с середины 2017 года, когда eGrocery стала основной перспективной категорией. Все ринулись торговать онлайн продуктами.
Торговая сеть "Карусель" начала онлайн-продажу совместно с интернет-сервисом iGooods. Продуктовый ретейлер "Вкусвилл" вновь запустил услугу доставки на дом или в офис. Кроме того компания начала сотрудничать с GoLamaGo. "Ашан" заявил, что начнет продавать скоропортящиеся продукты в сети. "Глобус" открыл онлайн-продажи продуктов в Подмосковье. Сеть супермаркетов "Глобус гурмэ" объявила о начале сотрудничества с сервисом по доставке еды Gett Delivery. Об онлайне задумался "Магнит", который доселе избегал eGrocery. С третьей попытки полноценную онлайн-торговлю запустил "Перекрёсток". Merlion и "Ситилинк" сделали первые шаги к торговле продуктами. Каталоги продуктов появились в маркетплейсах "Беру" и Goods. B даже "Почта России"заявила о том, что запускает дистанционную продажу и доставку россиянам продуктов питания через интернет-площадку market.pochta.ru.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте