Эксперты ждут "взрыва" на рынке eGrocery

Игорь Бахарев
Российские интернет-пользователи проявляют все больший интерес к покупке продуктов питания онлайн. 42% респондентов последнего исследования "Цифровая революция определяет привычки потребителей" международной корпорации PwC заявили, что планируют покупать продукты питания в интернете в следующем году.

Ещё год назад данная категория была не очень популярна, отмечают эксперты. Сейчас же 36% респондентов уже покупают онлайн продукты питания.

Пока ещё интерес к продуктовому онлайн-сегменту в России ниже, чем в Китае и Японии, но уже выше, чем в США и Германии. "Данный сегмент по-прежнему нишевой и обладает потенциалом для расширения", - говорят эксперты.

01.png


Как и следовало ожидать, основными точками роста российского eGrocery являются столицы.
"В Москве и Санкт-Петербурге тенденция к увеличению доли покупок продовольственных товаров в интернете прослеживается более отчетливо. Это объясняется тем, что в двух столицах онлайн-магазины продуктов предлагают более разнообразный ассортимент, чем в регионах", - пишут исследователи.
Интересно, что, по данным PwC, целевая аудитория онлайн-магазинов продуктов, в основном, состоит из потребителей старшего поколения, которые менее охотно покупают продовольственные товары каждый день, чем молодежь.

С одной стороны, серьёзные выводы из таких цифр делать рано. В России в опросе приняли участие всего 652 респондента, при этом все респонденты в выборке совершают не менее одной покупки онлайн в год. С другой, данные, полученные PwC, подтверждают цифры исследовательской компании GFK (потребительская панель), а также сделанный в начале 2018 года инвестиционным банком UBS прогноз о том, что ближайшие пять лет самый сильный темп роста в fmcg покажут e-grocery проекты.

Сейчас многие транснациональные fmcg-производители оценивают потенциал российских мегаполисов выше чем многих европейских городов, полагает основатель консалтингового агентства "Директфуд" Мстислав Воскресенский
"Можно сказать что мы находимся на пороге взрыва рынка e-grocery. Выиграет та компания которая успела подготовиться к этому событию, создала инфраструктуру, накопила компетенции и собрала команду профессионалов", - добавляет он.
Вице-президент Ассоциации компаний Интернет-торговли (АКИТ) Лия Левинбук не столь оптимистична. От готовности до покупки лежит очень большая пропасть, напоминает она. 
"С одной стороны действительно по статистике food это самая частопосещаемая категория - средний покупатель возвращается за фудом 8,4 раза в год. И действительно, у тех, кто только открыл фуд эта категория растет на 100% в год. Но весь объем продаж продуктов питания по прошлому году можно оценить в 20-25 млрд руб. И дальнейшему росту может поспособствовать легализация продажи алкоголя онлайн. А чтобы конвертировать «готовность» покупателей в реальные заказы уйдут ещё годы и миллионные бюджеты ритейлеров", - считает эксперт. 
Что же на практике?

Лидер сегмента, компания "Утконос", ожидает роста интереса к этой категории.
"Вслед за электроникой, одеждой и детскими товарами покупатели уже готовы приобретать продукты онлайн. Главными барьерами могут стать недоверие к уровню сервиса и качеству товаров. Очень важно оправдать ожидания потребителя. Для нас сейчас это основной фокус внимания - 98% заказов доставляется в указанный клиентом срок, наличие товаров в заказе - почти 100%", - говорит директор по работе с покупателями "Утконоса" Михаил Морозов.
В Goods.ru видят "однозначный и уверенный рост" интереса к заказу продуктов питания онлайн.
"За последний квартал заказы еды на Goods показали семикратный рост в денежном выражении. Для маркетплейса наличие категории grocery наравне с другими товарами FMCG позволяет наиболее полно закрыть ежедневные потребности клиентов и способствует росту числа регулярных заказов", - рассказывает коммерческий директор Goods Константин Маслов.
Для OZON категория "Продукты питания" сейчас самая "молодая" и доступна пока в Московском регионе. Как рассказывает представитель маркетплейса Мария Заикина, в моменте этот сегмент занимает около 5% продаж, но растет быстрее всех, цифры роста трехзначные. В компании полагают, что как только заработает доставка этих товаров в регионы, темп роста еще увеличится. 
"Средний чек в категории составляет около 1 000 рублей, в ассортименте свыше 20 000 позиций - это сравнимо с хорошим оффлайн супермаркетом, и их число растет еженедельно. В потенциале категории точно не стоит сомневаться - рост в 2-3 раза это подтверждает. Если посмотреть на события на Западе, они тоже подтверждают ее перспективность. В августе-сентябре мы проводили очередное исследование наших клиентов, и их «ядро» - в том числе те, кто последние 10 лет покупал у нас только книги - точно готово покупать онлайн помимо электроники, детских товаров, одежды и обуви, косметики еще и еду. Мы планируем направление food активно развивать и с точки зрения ассортимента, и с точки зрения географии.
Своего рода "взрыв" на рынке eGrocery, на самом деле, начался как минимум с середины 2017 года, когда eGrocery стала основной перспективной категорией. Все ринулись торговать онлайн продуктами. 

Торговая сеть "Карусель" начала онлайн-продажу совместно с интернет-сервисом iGooods. Продуктовый ретейлер "Вкусвилл" вновь запустил услугу доставки на дом или в офис. Кроме того компания начала сотрудничать с GoLamaGo"Ашан" заявил, что начнет продавать скоропортящиеся продукты в сети.  "Глобус" открыл онлайн-продажи продуктов в Подмосковье. Сеть супермаркетов "Глобус гурмэ" объявила о начале сотрудничества с сервисом по доставке еды Gett Delivery. Об онлайне задумался "Магнит", который доселе избегал eGrocery. С третьей попытки полноценную онлайн-торговлю запустил "Перекрёсток"Merlion и "Ситилинк" сделали первые шаги к торговле продуктами. Каталоги продуктов появились в маркетплейсах "Беру" и Goods.  B даже "Почта России"заявила о том, что запускает дистанционную продажу и доставку россиянам продуктов питания через интернет-площадку market.pochta.ru.
Материал по теме

Сервис Grow Food запустил блинобота

Материал по теме

Ozon Fresh: Россияне все чаще заказывают готовую еду на дом

Материал по теме

Рынок eGrocery продолжает расти ускоренными темпами

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Getblogger: половина россиян ждет от блогеров промокоды к распродажам

Российская аудитория все чаще ждет от брендов не просто скидок, а вовлекающих форматов взаимодействия. Исследование Getblogger (входит в МТС AdTech) показало, что во время распродаж больше всего пользовател...

5Post запустил доставку заказа по клику из магазинов

Дочерняя компания X5 5Post запустила доставку заказа по клику из пункта выдачи. Покупатели сервиса 5Post теперь могут вызвать курьера прямо в магазин "Пятёрочка" или "Перекрёсток" после поступления туда зак...

Рейтинг качества доставки в 2025 году

Компания PIM Solutions представила рейтинг лучших предложений по доставке среди крупнейших российских интернет-магазинов. Исследование выявило явных лидеров в сфере логистики и клиентского сервиса. Победу в...

Как “Детский мир” переигрывает маркетплейсы: логистика, СТМ и гармоничный ритейл

В условиях жесткой конкуренции с маркетплейсами "Детский мир" делает ставку на собственную онлайн-платформу, гармоничное сочетание офлайна и eСommerce, а также развитие параллельных направлений - от зоотова...

Потребители проводят больше времени в интернет-магазинах

Российские покупатели стали проводить значительно больше времени в интернете за шопингом. Доля онлайн-покупателей, тратящих на это более четырех часов в неделю, достигла 40,4% в сентябре. С марта показатель...

Россияне готовятся тратить больше в Черную пятницу

Большинство россиян планируют участвовать в распродажах Черной пятницы в этом году. По данным компании Яндекс, 46% потребителей собираются делать покупки, а треть из них намерена потратить больше, чем в 202...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.