Какой магазин в Рунете "самый-самый"? Всё зависит от оценки. Кто-то предпочитает верить рейтингу E-Commerce Index TOP-100 от Data Insight и Ruward, кто-то следит за «Рейтингом Рунета», а кому-то милее Forbes или данные агентства «InfoLine-Аналитика». Главный аналитик Price.ru (входит в Rambler&Co) Алексей Петровский предложил любопытный способ составить свой собственный рейтинг онлайн-магазинов.
Начнём с конца — что получается на выходе: рейтинг онлайн-магазинов по техническому качеству сайтов.
Первым делом, когда речь заходит о стратегии конкретного проекта , глубоком и глубинном видении сектора, изучения конкурентного окружения и прочей полезной высокодуховной пище — нелишне первым делом изучить — куда приходит трафик. Ответ на техническом языке: на посадочные страницы. То, куда приходит конкретный, адресный, целевой поток пользователей. То самое место, где формируется первое впечатление и где подкрепляется внимание лояльной, ядерной аудитории.
Посадочные страницы — не только витрина проекта, но и окно в головы разработчиков, бизлидов, руководства, собственников; это возможность изучить их приоритеты и оценить жирность тараканов.
Посадочные страницы — это и точка контактов с поисковыми машинами (Google/Yandex/Bing/…) — именно сюда заходят поисковики, исследуя как структуру сайта, так и поведение посетителя конкретных браузеров (да, Ваш браузер скорее всего передаёт историю визитов на сторону поисковиков).
Посадочные страницы — и это важно! — то, куда ведётся органический и коммерческий трафик. SEO — именно про это.
Попробуем описать основные метрики посадочной страницы с точки зрения браузера и поисковика.
Скорость загрузки : чем больше размер страницы, тем медленнее она грузится (вне зависимости от ширины канала).
Чем больше размер страницы — тем браузер затрачивает больше времени на т.н. “ рендеринг ”: преобразования потока текста и братской могилы картинок в единое визуальное полотно.
Чем больше времени на скачивание и рендеринг — тем, по идее, больше т.н. “ bounce rate ” — показатель отказов. То есть тот процент пользователей, которые уходят — исчерпав лимит первичного доверия.
Проводились специальные исследования английскими учёными на предмет влияния размера и сложности сайта с бизнес-показателями (покупки для магазинов, наращивание ядра для СМИ):
Итак, у нас есть некий набор связанных технических факторов , порождающих веер последствий: размер посадочной страницы, время загрузки, структура страницы (из каких компонентов она состоит).
Приступаем. В качестве основы используем сайт GTMetrix.com. Он использует два механизма: PageSpeed (от Google) и YSlow (от Yahoo!).
Общие моменты : эти инструменты загружают с помощью браузера страницу (замеряя время и объём) и разбирают его структуру (по массе факторов — кешируемые заголовки, оптимизированы ли картинки (сжатие JPEG, масштабирование больших картинок в браузере, используется ли быстрый CDN, сжаты ли огромные JS и т.д.)
Картинка раздела сайта (правильно ли отрендерилось?), откуда (Ванкувер, Канада), используемый браузер (Firefox, Desktop)…
Самое интересное — грейды (scores ).
Score должно быть зеленое, выше 90% .
Запоминаем (пригодится дальше): чем выше Score, тем лучше . Чем ниже время загрузки — тем лучше. Чем меньше размер страницы — тем лучше. Чем меньше количество запросов — тем лучше.
Для страницы раздела Смартфоны сайта MVideo.ru — детализация факторов, повлиявших на формирование Score:
огромное количество редиректов:
Из 1.47Мб общего размера страниц — почти половина — JavaScript, рендеринг которого замедляет выдачу страницы.
Количество DOM-элементов на странице — 4716! Монстры.
… и так далее — на сайте GTMetrix исключительно подробная документация и советы по оптимизации.
Приступаем к магии среднего геометрического
Когда у вас есть численный суп из разных показателей (проценты, секунды, байты, количество запросов ) — среднее геометрическое позволяет свести их вместе.
Например, надо сформировать рейтинг смартфонов: погружаем туда цену, мегапикселы камеры, диагональ, размер памяти, скорость по нескольким бенчмаркам, вес — вообщем, всё что есть в ТТХ — и загружаем в одну огромную таблицу. Накидываем =СРГЕОМ() — и вуаля!
Важно! Придётся составлять две таблицы: 1) с прямыми численными показателями и 2) с частично инвертированными данными. Большой размер — это плохо (поэтому подставляем показатель 1/{размер} ). Время — чем меньше, тем лучше — поэтому тоже подставляем показатель {1/время} .
“Прямая” таблица — просто собираем показатели вместе:
Ещё раз: нам надо привести эти данные к единому знаменателю “хорошести”. Большой размер — плохо. Много запросов — плохо. Большое время загрузки — плохо.
Инвертируем — таблица с главной страницей, в averaged score — набрасываем среднее геометрическое по численным значениям в столбце.
У Юлмарта (странные скандалы последнего месяца в лентах новостей, anyone?) — самый противный, неприятный score.
Момент истины — место, куда заливается такой дорогой трафик, дающий прямые покупки от наших нежных приятных лояльных посетителей. i/ — признак инверсии {1/показатель} :
Сюрприз: в Алиэкспрессе понимают важность карточки товара. Там посетителя, покупателя — любят и уважают.
Теперь сводим всё вместе и вычисляем интегральный рейтинг (сверху), среднегеометризируя скоринги главной страницы, страницы раздела и карточки товара:
И получаем на выходе тот самый рейтинг, который я приводил в начале статьи:
Посмотрим по столбцам некоторых участников забега: Алиэкспресс активно работает с привлечением трафика на карточки товара , поэтому score с погружением в глубину увеличивается. При их габарите (около 3.5 млн визитов в сутки; у топ российского е-коммерс — порядка 800 тыс ) собирать трафик на главную страницу можно только с тизерок на охлаждающуюся аудиторию и рекрутируя тех случайных посетителей, кто ещё не знает — что такое сила китайской кросс-бордерной торговли. Чем ближе к корзине заказа, тем интенсивность вылизывания кода и скорости нарастает: никто не хочет потерять покупателя на огромной, перегруженной графикой и кодами странице.
Юлмарт и Связной вызывают у меня грусть и печаль : самые низкие показатели score практически по всем регистрируемым показателям. Огромные бюджеты на пиар, дисплейную и наружную рекламу за всего годы существования ещё удерживают лояльную аудиторию — но простой технический момент работает на истощение собственного ядра (которое уходит к конкурентам).
У Wildberries — самая лёгкая главная страница. Именно здесь происходит захват новой аудитории (с акциями, промо, купонами и прочей вкусняшкой). Именно здесь встречается мир оффлайна с онлайном. Именно здесь закладывается фундамент для роста просмотра глубины страницы и времени пребывания на сайте .
Предупреждение : не следует слепо доверять главному аналитику и топ-эксперту, мнению рынка и западным страничкам. Проверяйте! A/B тесты никто не отменял.
Ровно такая же механика применима и к другим проектам: пользуйтесь, пользуйтесь магической силой среднего геометрического.
Дальше включается история с анализом трафиковых каналов — здесь вступает горделивой могучей походкой Его Величество SimilarWeb.
Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru
через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе,
а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных
(далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ»)
(ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45),
которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru
и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79,
на обработку своих персональных данных со следующими условиями:
Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.