Мощь среднего геометрического: снимаем мерку интернет-магазина

Игорь Бахарев

Какой магазин в Рунете "самый-самый"? Всё зависит от оценки. Кто-то предпочитает верить рейтингу E-Commerce Index TOP-100 от Data Insight и Ruward, кто-то следит за «Рейтингом Рунета», а кому-то милее Forbes или данные агентства «InfoLine-Аналитика». Главный аналитик Price.ru (входит в Rambler&Co) Алексей Петровский предложил любопытный способ составить свой собственный рейтинг онлайн-магазинов. 

Начнём с конца — что получается на выходе: рейтинг онлайн-магазинов по техническому качеству сайтов.

Мощь среднего геометрического: снимаем мерку интернет-магазина - 1
сводный рейтинг сайтов интернет-магазинов (главная, продуктовый раздел, карточка товаров)

 

Рассмотрим — каким образом простой технический аудит может рассказать о качестве сайта интернет-магазина (и не только).

Первым делом, когда речь заходит о стратегии конкретного проекта , глубоком и глубинном видении сектора, изучения конкурентного окружения и прочей полезной высокодуховной пище — нелишне первым делом изучить — куда приходит трафик. Ответ на техническом языке: на посадочные страницы. То, куда приходит конкретный, адресный, целевой поток пользователей. То самое место, где формируется первое впечатление и где подкрепляется внимание лояльной, ядерной аудитории.

Посадочные страницы  — не только витрина проекта, но и окно в головы разработчиков, бизлидов, руководства, собственников; это возможность изучить их приоритеты и оценить жирность тараканов.

Посадочные страницы — это и точка контактов с поисковыми машинами (Google/Yandex/Bing/…) — именно сюда заходят поисковики, исследуя как структуру сайта, так и поведение посетителя конкретных браузеров (да, Ваш браузер скорее всего передаёт историю визитов на сторону поисковиков).

Посадочные страницы — и это важно! — то, куда ведётся органический и коммерческий трафик. SEO — именно про это.

 

Попробуем описать основные метрики посадочной страницы с точки зрения браузера и поисковика.

Скорость загрузки : чем больше размер страницы, тем медленнее она грузится (вне зависимости от ширины канала).

Чем больше размер страницы — тем браузер затрачивает больше времени на т.н. “ рендеринг ”: преобразования потока текста и братской могилы картинок в единое визуальное полотно.

Чем больше времени на скачивание и рендеринг — тем, по идее, больше т.н. “ bounce rate ” — показатель отказов. То есть тот процент пользователей, которые уходят — исчерпав лимит первичного доверия.

Проводились специальные исследования английскими учёными на предмет влияния размера и сложности сайта с бизнес-показателями (покупки для магазинов, наращивание ядра для СМИ):

— Вас, медийщики, это тоже касается.

… список бесконечный, да.

Итак, у нас есть некий набор связанных технических факторов , порождающих веер последствий: размер посадочной страницы, время загрузки, структура страницы (из каких компонентов она состоит).

Приступаем. В качестве основы используем сайт GTMetrix.comОн использует два механизма: PageSpeed (от Google) и YSlow (от Yahoo!).

Общие моменты : эти инструменты загружают с помощью браузера страницу (замеряя время и объём) и разбирают его структуру (по массе факторов — кешируемые заголовки, оптимизированы ли картинки (сжатие JPEG, масштабирование больших картинок в браузере, используется ли быстрый CDN, сжаты ли огромные JS и т.д.)

Например, результат для страницы категории (смартфоны) сайта МВидео

Мощь среднего геометрического: снимаем мерку интернет-магазина - 2

Картинка раздела сайта (правильно ли отрендерилось?), откуда (Ванкувер, Канада), используемый браузер (Firefox, Desktop)…

Мощь среднего геометрического: снимаем мерку интернет-магазина - 3

Самое интересное — грейды (scores ).

Score должно быть зеленоевыше 90% .

Запоминаем (пригодится дальше): чем выше Score, тем лучше . Чем ниже время загрузки — тем лучше. Чем меньше размер страницы — тем лучше. Чем меньше количество запросов — тем лучше.

Для страницы раздела Смартфоны сайта MVideo.ru — детализация факторов, повлиявших на формирование Score:

  • огромное количество редиректов:
Мощь среднего геометрического: снимаем мерку интернет-магазина - 4
  • Из 1.47Мб общего размера страниц — почти половина — JavaScript, рендеринг которого замедляет выдачу страницы.
Мощь среднего геометрического: снимаем мерку интернет-магазина - 5
  • Количество DOM-элементов на странице — 4716! Монстры.
Мощь среднего геометрического: снимаем мерку интернет-магазина - 6

… и так далее — на сайте GTMetrix исключительно подробная документация и советы по оптимизации.

 

Приступаем к магии среднего геометрического

Когда у вас есть численный суп из разных показателей (проценты, секунды, байты, количество запросов ) — среднее геометрическое позволяет свести их вместе.

Например, надо сформировать рейтинг смартфонов: погружаем туда цену, мегапикселы камеры, диагональ, размер памяти, скорость по нескольким бенчмаркам, вес — вообщем, всё что есть в ТТХ — и загружаем в одну огромную таблицу. Накидываем =СРГЕОМ()  — и вуаля!

Важно! Придётся составлять две таблицы: 1) с прямыми численными показателями и 2) с частично инвертированными данными. Большой размер — это плохо (поэтому подставляем показатель 1/{размер} ). Время — чем меньше, тем лучше — поэтому тоже подставляем показатель {1/время} .

“Прямая” таблица — просто собираем показатели вместе:

Мощь среднего геометрического: снимаем мерку интернет-магазина - 7

Ещё раз: нам надо привести эти данные к единому знаменателю “хорошести”. Большой размер — плохо. Много запросов — плохо. Большое время загрузки — плохо.

Инвертируем — таблица с главной страницей, в averaged score  — набрасываем среднее геометрическое по численным значениям в столбце.

Выглядит это так:

Мощь среднего геометрического: снимаем мерку интернет-магазина - 8

На выходе — красота:

Мощь среднего геометрического: снимаем мерку интернет-магазина - 9

Рефлексируем (волнуемся): Wildberries  — в лидерах ( Тане Бакальчук — твёрдая пятёрка с жирным плюсом)!

У Юлмарта (странные скандалы последнего месяца в лентах новостей, anyone?) — самый противный, неприятный score.

Момент истины  — место, куда заливается такой дорогой трафик, дающий прямые покупки от наших нежных приятных лояльных посетителей. i/  — признак инверсии {1/показатель} :

Мощь среднего геометрического: снимаем мерку интернет-магазина - 10

Сюрприз: в Алиэкспрессе понимают важность карточки товара. Там посетителя, покупателя — любят и уважают.

Теперь сводим всё вместе и вычисляем интегральный рейтинг (сверху), среднегеометризируя скоринги главной страницы, страницы раздела и карточки товара:

Мощь среднего геометрического: снимаем мерку интернет-магазина - 11

И получаем на выходе тот самый рейтинг, который я приводил в начале статьи:

Мощь среднего геометрического: снимаем мерку интернет-магазина - 12
сводный рейтинг сайтов интернет-магазинов (главная, продуктовый раздел, карточка товара)

Сюрприз.

Мощь среднего геометрического: снимаем мерку интернет-магазина - 13

Посмотрим по столбцам некоторых участников забега: Алиэкспресс активно работает с привлечением трафика на карточки товара , поэтому score с погружением в глубину увеличивается. При их габарите (около 3.5 млн визитов в сутки; у топ российского е-коммерс — порядка 800 тыс ) собирать трафик на главную страницу можно только с тизерок на охлаждающуюся аудиторию и рекрутируя тех случайных посетителей, кто ещё не знает — что такое сила китайской кросс-бордерной торговли. Чем ближе к корзине заказа, тем интенсивность вылизывания кода и скорости нарастает: никто не хочет потерять покупателя на огромной, перегруженной графикой и кодами странице.

Юлмарт и Связной вызывают у меня грусть и печаль : самые низкие показатели score практически по всем регистрируемым показателям. Огромные бюджеты на пиар, дисплейную и наружную рекламу за всего годы существования ещё удерживают лояльную аудиторию — но простой технический момент работает на истощение собственного ядра (которое уходит к конкурентам).

У Wildberries  — самая лёгкая главная страница. Именно здесь происходит захват новой аудитории (с акциями, промо, купонами и прочей вкусняшкой). Именно здесь встречается мир оффлайна с онлайном. Именно здесь закладывается фундамент для роста просмотра глубины страницы и времени пребывания на сайте .

Предупреждение : не следует слепо доверять главному аналитику и топ-эксперту, мнению рынка и западным страничкам. Проверяйте! A/B тесты никто не отменял.

Ровно такая же механика применима и к другим проектам: пользуйтесь, пользуйтесь магической силой среднего геометрического.

Дальше включается история с анализом трафиковых каналов — здесь вступает горделивой могучей походкой Его Величество SimilarWeb.

О нём — в другой раз.

Алексей Петровский, Price.ru

Материал по теме

Askona: рейтинги товаров в динамической рекламе помогают продавать на 19% эффективнее

Материал по теме

100 крупнейших розничных предприятий США 2020 года: точки роста и причины падения

Материал по теме

Какой транспортной компанией дешевле отправить груз в 2020 году: рейтинг компаний

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

"ВКонтакте" представила свой маркетплейс "Маркет"

Социальная сеть "ВКонтакте" представила свой маркетплейс "Маркет". Там уже собраны предложения от 190 тысяч продавцов. Пользователи получат доступ к ассортименту самых разных магазинов - как крупных, так и лока...

На новом маркетплейсе "Почты России" появятся товары Goods

"Почта России" запустила новую товарную витрину внутри своего мобильного приложения. Проект будет работать по модели маркетплейса. Свои товары для этой витрины предоставил Goods, чей ассортимент в 2 млн товаров...

Роберт Трифус (Gucci): "Виртуальный мир создает свою собственную экономику"

Gucci запускает приложение, которое позволит пользователям создавать собственные виртуальные модели кроссовок или переводить в цифровой формат уже существующую обувь. Приложение, которое будет запущено в...

Apple поменяла формат магазинов из-за коронавируса

Apple открыла свой первый пункт выдачи заказов под названием Express Pickup, в который можно заказать различные электронные устройства с сайта "яблочной" корпорации, после чего забрать их из этого мини-магаз...

В Украине разрешили онлайн-продажу лекарств

Депутаты Украинской Рады приняли решение официально узаконить продажу лекарств через интернет. Законопроект №3615-1 принят во втором чтении. Он разрешает не только создание онлайн-аптек, но и даёт право обы...

О том, как продавать больше онлайн, узнают участники eMarketingSib-2020

18-19 ноября 2020 года в Новосибирске уже в шестой раз состоится Сибирская конференция "Эффективный интернет-маркетинг: как получить результат" - eMarketingSib-2020. Организаторами мероприятия выступают Obuv...