Мощь среднего геометрического: снимаем мерку интернет-магазина

Игорь Бахарев

Какой магазин в Рунете "самый-самый"? Всё зависит от оценки. Кто-то предпочитает верить рейтингу E-Commerce Index TOP-100 от Data Insight и Ruward, кто-то следит за «Рейтингом Рунета», а кому-то милее Forbes или данные агентства «InfoLine-Аналитика». Главный аналитик Price.ru (входит в Rambler&Co) Алексей Петровский предложил любопытный способ составить свой собственный рейтинг онлайн-магазинов. 

Начнём с конца — что получается на выходе: рейтинг онлайн-магазинов по техническому качеству сайтов.

Мощь среднего геометрического: снимаем мерку интернет-магазина - 1
сводный рейтинг сайтов интернет-магазинов (главная, продуктовый раздел, карточка товаров)

 

Рассмотрим — каким образом простой технический аудит может рассказать о качестве сайта интернет-магазина (и не только).

Первым делом, когда речь заходит о стратегии конкретного проекта , глубоком и глубинном видении сектора, изучения конкурентного окружения и прочей полезной высокодуховной пище — нелишне первым делом изучить — куда приходит трафик. Ответ на техническом языке: на посадочные страницы. То, куда приходит конкретный, адресный, целевой поток пользователей. То самое место, где формируется первое впечатление и где подкрепляется внимание лояльной, ядерной аудитории.

Посадочные страницы  — не только витрина проекта, но и окно в головы разработчиков, бизлидов, руководства, собственников; это возможность изучить их приоритеты и оценить жирность тараканов.

Посадочные страницы — это и точка контактов с поисковыми машинами (Google/Yandex/Bing/…) — именно сюда заходят поисковики, исследуя как структуру сайта, так и поведение посетителя конкретных браузеров (да, Ваш браузер скорее всего передаёт историю визитов на сторону поисковиков).

Посадочные страницы — и это важно! — то, куда ведётся органический и коммерческий трафик. SEO — именно про это.

 

Попробуем описать основные метрики посадочной страницы с точки зрения браузера и поисковика.

Скорость загрузки : чем больше размер страницы, тем медленнее она грузится (вне зависимости от ширины канала).

Чем больше размер страницы — тем браузер затрачивает больше времени на т.н. “ рендеринг ”: преобразования потока текста и братской могилы картинок в единое визуальное полотно.

Чем больше времени на скачивание и рендеринг — тем, по идее, больше т.н. “ bounce rate ” — показатель отказов. То есть тот процент пользователей, которые уходят — исчерпав лимит первичного доверия.

Проводились специальные исследования английскими учёными на предмет влияния размера и сложности сайта с бизнес-показателями (покупки для магазинов, наращивание ядра для СМИ):

— Вас, медийщики, это тоже касается.

… список бесконечный, да.

Итак, у нас есть некий набор связанных технических факторов , порождающих веер последствий: размер посадочной страницы, время загрузки, структура страницы (из каких компонентов она состоит).

Приступаем. В качестве основы используем сайт GTMetrix.comОн использует два механизма: PageSpeed (от Google) и YSlow (от Yahoo!).

Общие моменты : эти инструменты загружают с помощью браузера страницу (замеряя время и объём) и разбирают его структуру (по массе факторов — кешируемые заголовки, оптимизированы ли картинки (сжатие JPEG, масштабирование больших картинок в браузере, используется ли быстрый CDN, сжаты ли огромные JS и т.д.)

Например, результат для страницы категории (смартфоны) сайта МВидео

Мощь среднего геометрического: снимаем мерку интернет-магазина - 2

Картинка раздела сайта (правильно ли отрендерилось?), откуда (Ванкувер, Канада), используемый браузер (Firefox, Desktop)…

Мощь среднего геометрического: снимаем мерку интернет-магазина - 3

Самое интересное — грейды (scores ).

Score должно быть зеленоевыше 90% .

Запоминаем (пригодится дальше): чем выше Score, тем лучше . Чем ниже время загрузки — тем лучше. Чем меньше размер страницы — тем лучше. Чем меньше количество запросов — тем лучше.

Для страницы раздела Смартфоны сайта MVideo.ru — детализация факторов, повлиявших на формирование Score:

  • огромное количество редиректов:
Мощь среднего геометрического: снимаем мерку интернет-магазина - 4
  • Из 1.47Мб общего размера страниц — почти половина — JavaScript, рендеринг которого замедляет выдачу страницы.
Мощь среднего геометрического: снимаем мерку интернет-магазина - 5
  • Количество DOM-элементов на странице — 4716! Монстры.
Мощь среднего геометрического: снимаем мерку интернет-магазина - 6

… и так далее — на сайте GTMetrix исключительно подробная документация и советы по оптимизации.

 

Приступаем к магии среднего геометрического

Когда у вас есть численный суп из разных показателей (проценты, секунды, байты, количество запросов ) — среднее геометрическое позволяет свести их вместе.

Например, надо сформировать рейтинг смартфонов: погружаем туда цену, мегапикселы камеры, диагональ, размер памяти, скорость по нескольким бенчмаркам, вес — вообщем, всё что есть в ТТХ — и загружаем в одну огромную таблицу. Накидываем =СРГЕОМ()  — и вуаля!

Важно! Придётся составлять две таблицы: 1) с прямыми численными показателями и 2) с частично инвертированными данными. Большой размер — это плохо (поэтому подставляем показатель 1/{размер} ). Время — чем меньше, тем лучше — поэтому тоже подставляем показатель {1/время} .

“Прямая” таблица — просто собираем показатели вместе:

Мощь среднего геометрического: снимаем мерку интернет-магазина - 7

Ещё раз: нам надо привести эти данные к единому знаменателю “хорошести”. Большой размер — плохо. Много запросов — плохо. Большое время загрузки — плохо.

Инвертируем — таблица с главной страницей, в averaged score  — набрасываем среднее геометрическое по численным значениям в столбце.

Выглядит это так:

Мощь среднего геометрического: снимаем мерку интернет-магазина - 8

На выходе — красота:

Мощь среднего геометрического: снимаем мерку интернет-магазина - 9

Рефлексируем (волнуемся): Wildberries  — в лидерах ( Тане Бакальчук — твёрдая пятёрка с жирным плюсом)!

У Юлмарта (странные скандалы последнего месяца в лентах новостей, anyone?) — самый противный, неприятный score.

Момент истины  — место, куда заливается такой дорогой трафик, дающий прямые покупки от наших нежных приятных лояльных посетителей. i/  — признак инверсии {1/показатель} :

Мощь среднего геометрического: снимаем мерку интернет-магазина - 10

Сюрприз: в Алиэкспрессе понимают важность карточки товара. Там посетителя, покупателя — любят и уважают.

Теперь сводим всё вместе и вычисляем интегральный рейтинг (сверху), среднегеометризируя скоринги главной страницы, страницы раздела и карточки товара:

Мощь среднего геометрического: снимаем мерку интернет-магазина - 11

И получаем на выходе тот самый рейтинг, который я приводил в начале статьи:

Мощь среднего геометрического: снимаем мерку интернет-магазина - 12
сводный рейтинг сайтов интернет-магазинов (главная, продуктовый раздел, карточка товара)

Сюрприз.

Мощь среднего геометрического: снимаем мерку интернет-магазина - 13

Посмотрим по столбцам некоторых участников забега: Алиэкспресс активно работает с привлечением трафика на карточки товара , поэтому score с погружением в глубину увеличивается. При их габарите (около 3.5 млн визитов в сутки; у топ российского е-коммерс — порядка 800 тыс ) собирать трафик на главную страницу можно только с тизерок на охлаждающуюся аудиторию и рекрутируя тех случайных посетителей, кто ещё не знает — что такое сила китайской кросс-бордерной торговли. Чем ближе к корзине заказа, тем интенсивность вылизывания кода и скорости нарастает: никто не хочет потерять покупателя на огромной, перегруженной графикой и кодами странице.

Юлмарт и Связной вызывают у меня грусть и печаль : самые низкие показатели score практически по всем регистрируемым показателям. Огромные бюджеты на пиар, дисплейную и наружную рекламу за всего годы существования ещё удерживают лояльную аудиторию — но простой технический момент работает на истощение собственного ядра (которое уходит к конкурентам).

У Wildberries  — самая лёгкая главная страница. Именно здесь происходит захват новой аудитории (с акциями, промо, купонами и прочей вкусняшкой). Именно здесь встречается мир оффлайна с онлайном. Именно здесь закладывается фундамент для роста просмотра глубины страницы и времени пребывания на сайте .

Предупреждение : не следует слепо доверять главному аналитику и топ-эксперту, мнению рынка и западным страничкам. Проверяйте! A/B тесты никто не отменял.

Ровно такая же механика применима и к другим проектам: пользуйтесь, пользуйтесь магической силой среднего геометрического.

Дальше включается история с анализом трафиковых каналов — здесь вступает горделивой могучей походкой Его Величество SimilarWeb.

О нём — в другой раз.

Алексей Петровский, Price.ru

Материал по теме

Роскачество расширило реестр доверенных онлайн-площадок

Материал по теме

Объявлены Лучшие магазины 2023 года по мнению покупателей

Материал по теме

Рейтинг транспортных компаний России 2023 по версии Main Transport

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

"Селлеры и маркетплейсы - 2025": регистрация открыта

Команда Оборот.ру запускает конференцию для селлеров, которые уже имеют опыт торговли на площадках и находятся в поисках новых путей и механик для масштабирования.  ● В программе СиМ-2025 - три п...

Как россияне оплачивают онлайн-покупки: аналитика

Международный оператор экспресс-доставки СДЭК провел опрос и выяснил, какие способы оплаты в онлайне выбирают россияне. Оказалось, что большинство опрошенных респондентов предпочитают безналичные методы расчета...

Спрос на экспресс-доставку среди селлеров в 2024 году вырос более чем в полтора раза

Спрос среди селлеров на экспресс-доставку в России в 2024 году вырос более чем в полтора раза, свидетельствуют результаты опроса, проведенного службой внутригородской доставки и сети складов «Даркстор у дома...

Простуда и аллергия подстегнули онлайн-аптеки: спрос на лекарства вырос на десятки процентов

Ассоциация аптечных учреждений "СоюзФарма", совместно с сервисом доставки "Купер" и аналитиками Сбер ЕАПТЕКИ, зафиксировала значительный рост спроса на доставку лекарственных препаратов в третьем квартале 2...

Яндекс Маркет запустил новую бизнес-модель

Яндекс Маркет запустил новые витрины продавцов - персональные страницы внутри маркетплейса, где размещена вся информация о них, рейтинг и ассортимент. Завести такую витрину на площадке может бесплатно любой...

Рынок eCommerce за 9 месяцев 2024 года: отчёт АКИТ

Объем интернет-торговли в России за 9 месяцев 2024 года составил 6,2 трлн рублей. Об этом говорится в отчёте Ассоциации компаний интернет-торговли за девять месяцев года. Это на 43% превышает показатели ана...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.