Created by potrace 1.13, written by Peter Selinger 2001-2015 LOGO

Мощь среднего геометрического: снимаем мерку интернет-магазина

Игорь Бахарев
25 Октября 2016, в 22:52, в Новости e-commerce, в сюжете: e-commerce статистика, рейтинг, рейтинг рунета

Какой магазин в Рунете "самый-самый"? Всё зависит от оценки. Кто-то предпочитает верить рейтингу E-Commerce Index TOP-100 от Data Insight и Ruward, кто-то следит за «Рейтингом Рунета», а кому-то милее Forbes или данные агентства «InfoLine-Аналитика». Главный аналитик Price.ru (входит в Rambler&Co) Алексей Петровский предложил любопытный способ составить свой собственный рейтинг онлайн-магазинов. 

Начнём с конца — что получается на выходе: рейтинг онлайн-магазинов по техническому качеству сайтов.

Мощь среднего геометрического: снимаем мерку интернет-магазина - 1
сводный рейтинг сайтов интернет-магазинов (главная, продуктовый раздел, карточка товаров)

 

Рассмотрим — каким образом простой технический аудит может рассказать о качестве сайта интернет-магазина (и не только).

Первым делом, когда речь заходит о стратегии конкретного проекта , глубоком и глубинном видении сектора, изучения конкурентного окружения и прочей полезной высокодуховной пище — нелишне первым делом изучить — куда приходит трафик. Ответ на техническом языке: на посадочные страницы. То, куда приходит конкретный, адресный, целевой поток пользователей. То самое место, где формируется первое впечатление и где подкрепляется внимание лояльной, ядерной аудитории.

Посадочные страницы  — не только витрина проекта, но и окно в головы разработчиков, бизлидов, руководства, собственников; это возможность изучить их приоритеты и оценить жирность тараканов.

Посадочные страницы — это и точка контактов с поисковыми машинами (Google/Yandex/Bing/…) — именно сюда заходят поисковики, исследуя как структуру сайта, так и поведение посетителя конкретных браузеров (да, Ваш браузер скорее всего передаёт историю визитов на сторону поисковиков).

Посадочные страницы — и это важно! — то, куда ведётся органический и коммерческий трафик. SEO — именно про это.

 

Попробуем описать основные метрики посадочной страницы с точки зрения браузера и поисковика.

Скорость загрузки : чем больше размер страницы, тем медленнее она грузится (вне зависимости от ширины канала).

Чем больше размер страницы — тем браузер затрачивает больше времени на т.н. “ рендеринг ”: преобразования потока текста и братской могилы картинок в единое визуальное полотно.

Чем больше времени на скачивание и рендеринг — тем, по идее, больше т.н. “ bounce rate ” — показатель отказов. То есть тот процент пользователей, которые уходят — исчерпав лимит первичного доверия.

Проводились специальные исследования английскими учёными на предмет влияния размера и сложности сайта с бизнес-показателями (покупки для магазинов, наращивание ядра для СМИ):

— Вас, медийщики, это тоже касается.

… список бесконечный, да.

Итак, у нас есть некий набор связанных технических факторов , порождающих веер последствий: размер посадочной страницы, время загрузки, структура страницы (из каких компонентов она состоит).

Приступаем. В качестве основы используем сайт GTMetrix.comОн использует два механизма: PageSpeed (от Google) и YSlow (от Yahoo!).

Общие моменты : эти инструменты загружают с помощью браузера страницу (замеряя время и объём) и разбирают его структуру (по массе факторов — кешируемые заголовки, оптимизированы ли картинки (сжатие JPEG, масштабирование больших картинок в браузере, используется ли быстрый CDN, сжаты ли огромные JS и т.д.)

Например, результат для страницы категории (смартфоны) сайта МВидео

Мощь среднего геометрического: снимаем мерку интернет-магазина - 2

Картинка раздела сайта (правильно ли отрендерилось?), откуда (Ванкувер, Канада), используемый браузер (Firefox, Desktop)…

Мощь среднего геометрического: снимаем мерку интернет-магазина - 3

Самое интересное — грейды (scores ).

Score должно быть зеленоевыше 90% .

Запоминаем (пригодится дальше): чем выше Score, тем лучше . Чем ниже время загрузки — тем лучше. Чем меньше размер страницы — тем лучше. Чем меньше количество запросов — тем лучше.

Для страницы раздела Смартфоны сайта MVideo.ru — детализация факторов, повлиявших на формирование Score:

  • огромное количество редиректов:
Мощь среднего геометрического: снимаем мерку интернет-магазина - 4
  • Из 1.47Мб общего размера страниц — почти половина — JavaScript, рендеринг которого замедляет выдачу страницы.
Мощь среднего геометрического: снимаем мерку интернет-магазина - 5
  • Количество DOM-элементов на странице — 4716! Монстры.
Мощь среднего геометрического: снимаем мерку интернет-магазина - 6

… и так далее — на сайте GTMetrix исключительно подробная документация и советы по оптимизации.

 

Приступаем к магии среднего геометрического

Когда у вас есть численный суп из разных показателей (проценты, секунды, байты, количество запросов ) — среднее геометрическое позволяет свести их вместе.

Например, надо сформировать рейтинг смартфонов: погружаем туда цену, мегапикселы камеры, диагональ, размер памяти, скорость по нескольким бенчмаркам, вес — вообщем, всё что есть в ТТХ — и загружаем в одну огромную таблицу. Накидываем =СРГЕОМ()  — и вуаля!

Важно! Придётся составлять две таблицы: 1) с прямыми численными показателями и 2) с частично инвертированными данными. Большой размер — это плохо (поэтому подставляем показатель 1/{размер} ). Время — чем меньше, тем лучше — поэтому тоже подставляем показатель {1/время} .

“Прямая” таблица — просто собираем показатели вместе:

Мощь среднего геометрического: снимаем мерку интернет-магазина - 7

Ещё раз: нам надо привести эти данные к единому знаменателю “хорошести”. Большой размер — плохо. Много запросов — плохо. Большое время загрузки — плохо.

Инвертируем — таблица с главной страницей, в averaged score  — набрасываем среднее геометрическое по численным значениям в столбце.

Выглядит это так:

Мощь среднего геометрического: снимаем мерку интернет-магазина - 8

На выходе — красота:

Мощь среднего геометрического: снимаем мерку интернет-магазина - 9

Рефлексируем (волнуемся): Wildberries  — в лидерах ( Тане Бакальчук — твёрдая пятёрка с жирным плюсом)!

У Юлмарта (странные скандалы последнего месяца в лентах новостей, anyone?) — самый противный, неприятный score.

Момент истины  — место, куда заливается такой дорогой трафик, дающий прямые покупки от наших нежных приятных лояльных посетителей. i/  — признак инверсии {1/показатель} :

Мощь среднего геометрического: снимаем мерку интернет-магазина - 10

Сюрприз: в Алиэкспрессе понимают важность карточки товара. Там посетителя, покупателя — любят и уважают.

Теперь сводим всё вместе и вычисляем интегральный рейтинг (сверху), среднегеометризируя скоринги главной страницы, страницы раздела и карточки товара:

Мощь среднего геометрического: снимаем мерку интернет-магазина - 11

И получаем на выходе тот самый рейтинг, который я приводил в начале статьи:

Мощь среднего геометрического: снимаем мерку интернет-магазина - 12
сводный рейтинг сайтов интернет-магазинов (главная, продуктовый раздел, карточка товара)

Сюрприз.

Мощь среднего геометрического: снимаем мерку интернет-магазина - 13

Посмотрим по столбцам некоторых участников забега: Алиэкспресс активно работает с привлечением трафика на карточки товара , поэтому score с погружением в глубину увеличивается. При их габарите (около 3.5 млн визитов в сутки; у топ российского е-коммерс — порядка 800 тыс ) собирать трафик на главную страницу можно только с тизерок на охлаждающуюся аудиторию и рекрутируя тех случайных посетителей, кто ещё не знает — что такое сила китайской кросс-бордерной торговли. Чем ближе к корзине заказа, тем интенсивность вылизывания кода и скорости нарастает: никто не хочет потерять покупателя на огромной, перегруженной графикой и кодами странице.

Юлмарт и Связной вызывают у меня грусть и печаль : самые низкие показатели score практически по всем регистрируемым показателям. Огромные бюджеты на пиар, дисплейную и наружную рекламу за всего годы существования ещё удерживают лояльную аудиторию — но простой технический момент работает на истощение собственного ядра (которое уходит к конкурентам).

У Wildberries  — самая лёгкая главная страница. Именно здесь происходит захват новой аудитории (с акциями, промо, купонами и прочей вкусняшкой). Именно здесь встречается мир оффлайна с онлайном. Именно здесь закладывается фундамент для роста просмотра глубины страницы и времени пребывания на сайте .

Предупреждение : не следует слепо доверять главному аналитику и топ-эксперту, мнению рынка и западным страничкам. Проверяйте! A/B тесты никто не отменял.

Ровно такая же механика применима и к другим проектам: пользуйтесь, пользуйтесь магической силой среднего геометрического.

Дальше включается история с анализом трафиковых каналов — здесь вступает горделивой могучей походкой Его Величество SimilarWeb.

О нём — в другой раз.

Алексей Петровский, Price.ru

Комментарии к статье

comments powered by HyperComments