"Идеальный шторм" российского eСommerce: аналитика Фёдора Вирина

Игорь Бахарев
Российский eСommerce вступил в затяжной и глубинный кризис, который, по оценке партнёра Data Inside Фёдора Вирина, будет определять поведение рынка в ближайшее время.
Вирин отмечает, что нынешняя ситуация отличаетcя от всех предыдущих спадов. Прежде всего потому, что рынок перестал расти - ни в деньгах, ни в штуках. А это означает, что больше нет возможности компенсировать собственные слабости за счёт внешнего роста. Чтобы удерживаться хотя бы на прежних позициях, компания должна развиваться быстрее, чем падает сам рынок - иначе выживание станет невозможным.
Вторая особенность ситуации - неработоспособность привычных моделей. "Система "бери больше, бросай дальше"… не работает. Просто потому, что больше вкалывают уже все", - поясняет эксперт. Рынок изменился настолько, что старые инструменты перестали давать эффект. И сегодня от бизнеса требуется не просто оптимизация процессов, а полная смена подхода.Фёдор Вирин: "Для того, чтобы компания оставалась на плаву, кто-то должен схлопываться быстрее рынка. Иными словами, деньги надо у кого-то отнимать. Это несколько не то, к чему все привыкли за последние 25 лет".
Особенность кризиса в том, что он сформировался на пересечении множества долго накапливавшихся проблем. Высокая ключевая ставка стала триггером, но она легла поверх старых инфраструктурных ограничений, изменений в поведении потребителей и деградации отдельных каналов дистрибуции.
В итоге, по словам Вирина, получился идеальный шторм. В детских товарах спад усиливается демографической ямой; в электронике - насыщенностью рынка, замедлением инноваций, сменой устройств и снижением строительства; в одежде - аномально тёплой погодой и сезонными сбоями. И так далее. Каждый сегмент страдает по-своему, однако, как он пишет, "все несчастливы одинаково, благодаря высокой ставке".
Спрос со стороны потребителей падает, и структурно это падение становится долговременным. Зарплаты не растут, кредиты недоступны, доля трат на продукты питания увеличивается, а всё остальное сокращается. В такой ситуации попытки разогнать продажи электроники, одежды или товаров для дома обречены сталкиваться с отсутствием реальной потребности. Новые устройства способны временно оживить рынок, но "оправданного спроса", который бы поддерживался экономикой и обществом, сейчас нет.
Выход, по мнению Вирина, лежит вне привычных рамок бизнеса. Он подчёркивает, что работать нужно не в пределах текущей модели, а за её границами. Это может быть переход в менее падающие категории и отрасли, переиспользование освобождающихся площадей ритейла, запуск принципиально новых направлений.
Формируя стратегию на 2026-2027 годы, Вирин предлагает опираться на три вида переиспользования: собственных сильных сторон, уже существующей аудитории и накопленных технологий. Кризис, по его словам, лишь ускоряет процессы, которые в нормальной ситуации растянулись бы на десятилетия. И хотя ситуация выглядит тревожно, он остаётся умеренно оптимистичен: "Хорошая новость: это не навсегда".
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте