Тренды готовой еды: почему мы подсели на все готовое и как создаются блюда формата ready to eat

Игорь Бахарев

Готовая еда стала очень популярной в последние годы. Это может быть связано как с пандемией, так и с элементарным удобством. Исследование NielsenIQ подтверждает, что покупательский интерес к готовой продукции обусловлен сменой приоритетов в пользу удобства и экономии времени. Директор направления ассортимента и ценообразования Утконос ОнлайнЕлена Пудичева рассказывает, как создаются готовые блюда и почему они так популярны.

Ускорение темпов жизни - глобальный тренд, который определил специфику развития всех аспектов жизненного уклада. Насыщенная жизнь, высокая занятость, ненормированный рабочий график, привычка есть на бегу - все это формирует высокий спрос на готовые блюда. Категория из года в год показывает впечатляющий результат и положительную динамику. Например, готовая еда СТМ Утконоса приросла на 120% относительно июня прошлого года.

Готовую еду сегодня можно найти и на полках ближайшего магазина,  и в онлайн-супермаркете. Если посмотреть на ассортимент основных игроков рынка, которые представлены в онлайн и офлайн каналах, то можно заметить, что в категории готовой еды широко представлены блюда на любой случай: для завтрака, обеда и ужина, перекусы, специальное питание (например, кето). Однако блюда для перекуса формата ready-to-eat в онлайне менее востребованы и поэтому представлены, как правило, не так широко - это связано в основном с особенностями потребления таких блюд. Во многом они относятся к категории импульсивных покупок.  

Зачем ритейлерам развивать направление ready-to-eat под СТМ?

Развитие направления ready-to-eat играет не главную, но существенную роль. Тот скачок, который совершила категория за последние несколько лет, в частности за время пандемии, свидетельствует о том, что роль категории будет только усиливаться и набирать обороты: в условиях динамичного образа жизни люди хотят оптимизироваться и больше времени тратить на свои личные дела.  

В основном категория готовой еды развивается в ритейле под собственными торговыми марками. Эти товары во многом выигрывают по соотношению "цена-качество", так как производство СТМ позволяет максимально сократить затраты на рекламу и не закладывать их в себестоимость продукта, а качество производимой продукции легче отследить, так как именно ритейлер выбирает поставщика для своей собственной торговой марки, а некоторые ритейлеры и вовсе  открывают и собственные фабрики-кухни. 

Выбор поставщика - задача не из простых. Производство собственных торговых марок позволяет контролировать качество и допускать только лучших поставщиков к сотрудничеству, разрабатывать и дорабатывать рецептуры. Мы ежемесячно проводим контрольную выборку из ассортимента и отдаем на лабораторные испытания в независимые аккредитованные лаборатории. При выявлении каких-то проблем, мы устанавливаем причины их возникновения.  

Самое главное - это система контроля качества, которая начинается с сырья. Как заказчик, мы изначально тестируем возможные рецептурные составы, можем попросить производителей подкорректировать блюдо: добавить соли или соуса, заменить часть ингредиентов, а некоторые линейки разрабатываются специально под праздники - это очень гибкая история. 

В категории "Кулинария", как и для всех поставщиков товаров для СТМ, мы, в первую очередь, прорабатываем ассортиментную матрицу, затем отбираем поставщиков и проводим аудит. Качество и вкус для нас главные критерии отбора товаров для наших марок. Чтобы выбор был честным, мы проводим "слепые" дегустации, не раскрывая брендов и составов. Подтверждаем новинку СТМ к запуску, только если она стала лидером дегустации. Затем мы сами проводим аудит производства, изучаем протоколы лабораторных испытаний, чтобы убедиться в безопасности и высоком качестве товара. Когда все проверки пройдены, а договоры подписаны, мы приступаем к работе над дизайном упаковки и текстами к запуску новинки. 

На многих производствах организованы лаборатории, позволяющие контролировать качество каждой партии. Но не все производители обладают необходимой для ритейлера технологической базой знаний и системой, чтобы создавать продукцию стабильно хорошего качества. Например, в процессе отбора производств для собственных торговых марок Утконос ОНЛАЙН порядка 25% производств не проходят аудит. Однако аудит можно пройти повторно, реализуя рекомендации и требования, которые предоставляются производителю после аудита. 

Влияние потребительских трендов на ready-to-eat 

Уже несколько лет наблюдается рост направления вегетарианской и веганской еды, да и в целом продуктов и готовых блюд из категории "ЗОЖ".  Данная категория оказывает непосредственное влияние на готовую еду прежде всего из-за своих "чистых" составов. Это must have и в своей линейки готовой еды мы стараемся исключать искусственные добавки и делаем фокус на натуральных составах и ингредиентах. 

Также у тренда на потребление "ЗОЖ" продуктов есть и дополнительные специализированные направления: веганство, диетические продукты. Эти же тренды прослеживаются и в трендах ресторанных меню. Так, например, тренд на сознательное потребление нашел отражение в моде на использование "и вершков, и корешков"- в меню ресторанов, например, появились блюда с ботвой. 

Тренд развивался постепенно: в какой-то момент было больше про веганство и отказ от животных продуктов, потом потребители стали больше следить за калорийностью, затем пришла мода на кето. В определенные моменты возникает мода на отдельные продукты или ингредиенты: полба, киноа, микрозелень, семена чиа и так далее. Часто, когда мода проходит, некоторые сети выводят эти товары из своих линеек. Когда речь идет о готовой еде, например, для офиса или в целом корпоративного формата, то у каждого потребителя свой определенный бюджет, выше которого он не будет платить - поэтому трендовый, но дорогой киноа может не удовлетворять запросы потребителей по данному запросу. 

Растущий уровень осведомленности потребителей об экологичности упаковки и возможностях ее переработки также может оказывать влияние на развитие готовой еды именно в части упаковки. Комбинированная упаковка из картона и ламинированного слоя пластика  чаще всего не перерабатывается совсем, в отличие от обычной пластиковой упаковки, которую можно переработать. Самый популярный вид пластика, используемый в упаковке готовой еды, - полипропилен, который как раз подлежит вторичной переработке. 5 и 6 выдерживают высокую температуру и подходят для разогревания, PET - это прозрачный бутылочный пластик, также подлежит переработке, но подходит только для холодных напитков.  

Альтернативная упаковка должна быть жиронепроницаемой и герметичной, то есть не пропускать воду, воздух и атмосферную среду. За счет герметичности упаковки можно достичь более длительных сроков хранения без использования консервантов. Если этого не делать, то срок годности готовой еды составляет всего 12 часов. Развитие сортировки мусора и его последующей переработки позволяет производить готовую еду в пластике с меньшим ущербом для экологии. В этом процессе большую роль играет сам потребитель и то, с какой ответственностью он подходит к процессу сортировки мусора и его сдачи в переработку.  

Будущее готовой еды

Из-за высокой скорости жизни в мегаполисе популярность  готовой еды сохранится в перспективе ближайших лет, так как в ритме больших городов люди хотят больше времени тратить на хобби и проводить его со своими родными и близкими. Поэтому мы хотим закрывать эту потребность покупателей и планируем продолжать развитие направления "Готовая еда" под собственной торговой маркой за счет расширения ассортимента, а также предложения уникальных позиций, которые обусловлены современными тенденциями.

В планах компании увеличение доли кулинарии СТМ от общей категории до 70% к концу 2022 года.

Материал по теме

Ozon Fresh: Россияне все чаще заказывают готовую еду на дом

Материал по теме

Рынок eGrocery продолжает расти ускоренными темпами

Материал по теме

Рынок eGrocery в 2024 году: исследование Go Mobile

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

За дорогими покупками идут мимо маркетплейсов

Согласно данным опроса, проведенного порталом lenta.ru, 72% россиян предпочитают совершать крупные и значимые покупки на сайтах интернет-магазинов или брендов, а не на маркетплейсах.  Основными мотив...

В Data Insight оценили онлайн-рынок БАДов

Основной канал продажи БАДов в онлайн-торговле - это маркетплейсы, рассказал партнёр Data Insight Фёдор Вирин. По его оценке, в 2024 году крупные площадки продадут их чуть менее чем на 40 млрд рублей все вместе...

Товары OBI теперь доступны на Ozon

Покупатели маркетплейса теперь могут найти на онлайн-витрине до 26 тысяч товаров из OBI - крупной сети DIY-гипермаркетов. Все для обустройства квартиры, ремонта, декор, техника, новогодние ели и другие това...

Мегамаркет начал работать с продавцами путёвок

Мегамаркет, один из крупнейших российских маркетплейсов, объявил о запуске нового направления, посвященного путешествиям. Теперь пользователи платформы могут не только приобрести товары для дома и быта, но ...

Россияне вспоминают о забытых товарах в первые 10 минут после оформления заказа

Сервис доставки из магазинов и ресторанов Купер и исследовательская компания "Онин" выяснили, что 39% россиян забывают положить те или иные товары в корзину при покупках онлайн. Чаще всего это делает молоде...

Где найти инвестиции в развитие собственных команд разработки: опыт "Здравсити"

Современный темп развития онлайн-торговли невозможно выдержать без развития собственных кросс-функциональных команд разработки. В условиях интенсивного роста бизнеса затраты на аутсорс нецелесообразны. Компе...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.