Новые поправки в N54-ФЗ: попытка обзора

Игорь Бахарев
Правительство Российской Федерации представило законопроект, который вносит изменения в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (N54-ФЗ).

Напомним, что прошлым летом туда была внесена поправка о том, что с 1 июля 2018 года для всего интернет-бизнеса наступает обязанность применять в работе онлайн-кассы. Новые поправки предлагают продлить "льготный" срок для части предпринимателей до 1 июля 2019 года. Главный редактор E-pepper.ru Игорь Бахарев попробовал разобраться с тем, что предлагает правительство.

Кто получит отсрочку? 

Речь о таких представителях малого и микробизнеса, как индивидуальные предприниматели (ИП), использующие ЕНВД и «Патент», выполняющие работы и оказывающие услуги, а также самозанятые в торговле и общественном питании.

Кто не получит отсрочку?

Вендинговые компании, организации и ИП, работающие на ЕНВД, ИП, применяющие «Патент», осуществляющие торговую деятельность и услуги общественного питания. Они будут обязаны ввести ККТ до июля 2018 года.

Какие ещё ждут изменения?

Как рассказала директор по стратегическому развитию "Робокассы" Татьяна Глазачева, которая присутствовала на обсуждении этого документа на V Национальном Платежном Форуме России, сейчас рассматриваются поправки в законодательство, которые будут предоставлять налоговый вычет для компаний среднего и малого бизнеса, в случае приобретения и установки ими нового кассового оборудования.

"Налоговый вычет для SMB в случае приобретения оборудования может стать одним из позитивных стимулов для ритейлеров перейти на новое оборудование", - уверена аналитик retailCRM Ирина Лутохина. 

Зачем стимулировать переход на ККТ?

"Готовые комплексные решения по 54-ФЗ для этого сегмента подоспели немного позже, чем для офлайн-ретейла, и сам переход на 54-ФЗ для них оказался несколько сложнее, чем для традиционной розницы", - напоминает генеральный директор компании "Платформа ОФД" Алексей Баров. А в стране велика доля небольших интернет-магазинов, где работают всего один-два сотрудника и невысокие объемы продаж.

Работа по новым правилам торговли требует покупки или аренды кассы, получения электронной подписи, подключения к ОФД, интеграции системы управления сайтом и ККТ. Это все слишком хлопотно для малого бизнеса.

"Полностью сменить парк касс смогли только крупные компании. Мелкие и средние заменили только кассу на складе: даже если раньше курьер выезжал с самой простой дешевой кассой, то теперь увеличилось количество компаний, пробивающих чеки на складе в момент выезда курьера", - говорит коммерческий директор Lifepay Елена Мирошникова.

Надо сказать, что предприниматели столкнулись с целым ворохом неожиданных трудностей при попытке исполнить новый закон. Например, генеральный директор группы интернет-магазинов сантехника Santika Александр Фазылов рассказал, что его компании помешали ограничения на условия работы с клиентом. "Технически мы сейчас не можем брать предоплату. У нас есть клиенты, которые работают с нами под заказ, со временем ожидания 2-4 месяца. В этом случае клиенты физлица хотят работать по частичной предоплате. Мы так и работали. Сейчас это невозможно", - говорит он.

Возникли сложности и с возвратами. "Нельзя сделать частичный возврат, можно только полный. Это тоже для нас не совсем удобно, потому что человек может отказаться от части своего заказа. В этом случае получается, что мы должны возвращать ему все деньги, а он должен оплачивать снова. Для нас это риск, потому что он может повторно не оплатить", - добавляет Фазылов.

Цифры и факты

Как говорит Глазачева, в ФНС зарегистрировано 1,43 млн ККТ на территории РФ, при этом всего 1% от зарегистрированных устройств приходится на торговлю в интернете. И это включая не только интернет-магазины, но и вообще все транзакции в сети.

photo_2017-11-08_14-11-08.jpg

23316836_1698123283573406_8393816059585915823_n.jpg
Недавно "источник, знакомый с ситуацией" рассказал о том, что блее половины интернет-магазинов России нарушают банковские требования и до сих пор не подключились к контрольно-кассовой технике (ККТ) по 54-ФЗ. Мало того, в ФНС пока не знают даже точного числа онлайн-магазинов.

Сколько стоит переход на ККТ?

По оценке Мирошниковой, стоимость кассового аппарата - это примерно 24-27 тысячи. Отдельно надо платить ежегодно 3000 рублей на договор с ОФД. Кроме того, для работы с номенклатурой и пробивания чека в момент приема оплаты требуется специальное ПО (собственное, либо стороннее покупное - от 900 до 1500 в месяц на курьера.

Позитивный момент

Руководитель направления 54-ФЗ в "Яндекс.Деньгах" Александр Куроптев считает, что дело не так плохо, как кажется на первый взгляд. По его оценке, 1% от зарегистрированных ККТ - это примерно 14 000 устройств. При этом речь идёт именно о ККТ, которые зарегистрированы только для расчётов в сети интернет. Например, те магазины, которые имеют пункты выдачи заказов, могут использовать установленную в нём кассу для фискализации и офлайн и онлайн-платежей - такие кассы не попадают в этот 1%. 

"Таким образом, с учётом оценки АКИТ количества интернет магазинов в 40 (50?) тысяч, можно сказать, что на данный момент 40-50% интернет-магазинов оснащены ККТ", - отмечает эксперт.

Лутохина напоминает, что, по результатам исследования Ecommerce News Europe и Dataprovider, в России насчитывается около 69 000 интернет-магазинов. В этом случае получается, что около 21% интернет-магазинов успели выполнить требования государства в срок, что тоже немало.

Есть и ещё одна тонкость. По словам директора по развитию бизнеса фискальных решений компании АТОЛ Юлии Русиновой, многие налогоплательщики при регистрации ККТ просто забывают указать признак «касса используется для расчетов в сети интернет».

"Часто не отмечают этот признак и те предприятия, которые используют общую кассу для регистрации продаж как в офлайн-, так и в онлайн-магазине (что законом не запрещено). А ведь именно на базе этого признака и делается аналитика ФНС", - напоминает эксперт. Кроме того, для расчетов за покупку в Интернете ритейлеру требуется меньше касс, чем для расчетов в офлайне. Ведь в последнем случае потребители физически стоят в очереди и не могут подождать несколько минут, чтобы получить свой чек.  

Что будет дальше?

Глазачева считает, что чиновники из ФНС находятся в активном диалоге с участниками рынка и выбирают не подход кнута, а возможность решения сложного вопроса по фискализации в удовлетворении потребностей и бизнеса, и государства. 

В частности, отсрочка для части предпринимателей позволит облегчить переход на новый порядок работы и упростит реализацию реформы. Как говорит Русинова, можно будет избежать дефицита кассовых решений, нехватки нужных ИТ-специалистов на рынке и, как следствие, нездорового ажиотажа и скачка цен.

"Имея в своем распоряжении большой выбор касс и учитывая опыт более крупных игроков, микробизнес сможет лучше подготовиться к внедрению новых для себя технологий", - отмечает она.   

Платежные компании, в свою очередь, готовы помогать предпринимателям. В частности, "Робокасса" сейчас готовит решение в соответствии с 54-ФЗ для данного сегмента и берет вопрос фискализации на себя.

Новая поправка в закон позволит пока сэкономить, а с другой стороны можно будет отработать более эффективные и бюджетные решения, считает управляющий партнер юридической компании "Зарцын и партнеры" Людмила Харитонова. Юристы этой компании подготовили для нас подробный разбор по 54-ФЗ: что меняется, кому нужны кассы, какие риски, если их не использовать. Руководитель дирекции по развитию бизнеса i-Retail Иван Воробьев, в свою очередь, дал совет по выбору кассы начинающим предпринимателям.
Материал по теме

Гайд по чекам для онлайн-торговли

Материал по теме

Онлайн-покупатель в сентябре 2023: аналитика

Материал по теме

Как интернет-магазины растут в эпоху маркетплейсов: аналитика ЮKassa

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

"Нужно больше золота": как развить B2B-направление и увеличить прибыль интернет-магазина на 20% за полгода

Привлечение новых оптовых клиентов, увеличение прибыли и общего количества заказов — первостепенные задачи B2B-направления любой крупной компании. О том, как достичь поставленных целей, рассказывает руководи...

СберМаркет открыл флагманский центр для курьеров

СберМаркет открыл флагманский центр для курьеров в Москве. Центр площадью 442 квадратных метра расположен на Земляном Валу. В помещении оборудована зона выдачи брендированной одежды, также имеется ко...

Яндекс Маркет занялся товарами для животных

Яндекс Маркет начал развивать собственное направление товаров для домашних животных под брендом Lapsville. В его ассортименте будут корма для кошек и собак, а также товары других категорий. Под новым брендо...

Минпромторг поддержал идею "российских полок" на маркетплейсах

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг) выступило с инициативой предоставления преференций отечественным товарам на маркетплейсах. Заместитель главы ведомства Виктор...

Самокат представил новые СТМ в двух сегментах

Онлайн-ритейлер Самокат представил лимитированную серию товаров собственной торговой марки в кондитерском и beauty-сегментах. Ассортимент кондитерских изделий пополнился новинками с необычными фрукто...

Китайская грамота: на что обратить внимание при заключении договора на поставку товара с китайской фабрикой

Подписание контракта на поставку товаров с китайской фабрикой требует  должной осмотрительности, чтобы защитить интересы покупателя и обеспечить успешное сотрудничество. О том, на какие факторы селлеру стоит...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.