Эксперты рассказали о точках роста выручки на маркетплейсах

Игорь Бахарев
Участники митапа "Добавь в корзину", организованного рекламным холдингом E-Promo Group, обсудили направления работы по увеличению выручки и маржинальности селлеров на маркетплейсах.
Аудитория маркетплейсов
Менеджер продукта Mediascope Антон Честных представил ранее неопубликованные данные об аудитории маркетплейсов за 2024 год. Эксперт обратил внимание селлеров на новую тенденцию: замедление динамики MAU на фоне роста DAU. Месячный охват вырос на 3% год к году, что говорит о достижении почти предельного проникновения категории.
Вместе с тем увеличивается вовлеченность пользователей: они чаще ищут товары, дольше остаются на маркетплейсах, больше категорий изучают, чаще добавляют товары в корзину. Показатели DAU и времени на пользователя выросли на 16–25% год к году. Всего за 2024 год было зафиксировано 3,7 млрд поисковых запросов, связанных с e-com. И хотя не все из них закончились покупкой, динамика запросов свидетельствует о сформированном повседневном интересе.
Операционное управление и стратегический подход
По мнению директора по работе с маркетплейсами E-Promo Сергея Прищепко, ключом к устойчивому росту на маркетплейсах является операционное управление. Точность в операциях имеет фундаментальное значение. Селлеры должны знать в любой момент, сколько товаров нужно закупить, где держать остатки, как не уйти в out-of-stock. Часто подобные выкладки отсутствуют, что приводит к проблемам.
Пример стратегического подхода к бизнесу на маркетплейсах — продавать меньше, но дороже. Это не классический перформанс в понимании маркетплейсов как канала цены. Практика показывает, что возможно существенно увеличить среднюю цену за единицу товара, не только не потеряв темпы роста, но и став лидером категории.
При стратегическом подходе маркетинг и контент подключаются комплексно. Очень часто селлеры уверены, что достаточно уделить внимание только привлечению трафика. Но потом оказывается, что так это не работает. Потому что каждая карточка товара — это точка контакта с потенциальным клиентом. И если селлер не преуспел в том, чтобы позаботиться о выделении УТП, не оформил фотографии, не дал ясного предложения, которое закрывает боль пользователя, трафик не будет конвертироваться в продажи.
Стратегии для новых и зрелых брендов
Стратегии селлеров на маркетплейсах отличаются в зависимости от текущего уровня узнаваемости и доли рынка.
Директор по работе с маркетплейсами E-Promo (часть E-Promo Group) Сергей Прищепко рассказал о стратегии вывода на Ozon абсолютно нового бренда чая KIOKO. Себестоимость в этой категории высокая, и важно не просто расти в объемах, но и не терять в маржинальности. Специалисты выбрали категорию третьего уровня в структуре классификации чая с более низкой конкуренцией, сфокусировавшись на нескольких SKU в определенный сезон. За счет того, что другие селлеры колебались и либо снижали цену, либо уходили в out-of-stock, новому бренду удалось занять и удержать долю рынка.
Рекомендация известным брендам — уделить отдельное внимание работе с органическим трафиком. Нередко получается, что пользователь ищет бренд, а в выдаче появляется карточка неофициального продавца. Чтобы избежать перехвата брендового трафика, важно грамотно выстроить позиционирование, описание, семантику и перформанс-маркетинг с помощью внутренних инструментов платформ.
Карточка и визуал — основа продаж
По мнению директора по работе с маркетплейсами E-Promo (часть E-Promo Group) Сергея Прищепко, 75% успеха продаж на маркетплейсах приходится на визуал, правильную работу с карточкой, категориями и отзывами. Когда в поисковой выдаче десятки одинаковых товаров, пользователи ориентируются на внешний вид карточек.
CEO Narrators Production Владимир Лутаенко показал, как выделить геймерские наушники с помощью фона, созданного нейросетями. На белом фоне товар не отличается от сотен других. Но если поместить гаджет в виртуальное геймерское пространство, он приобретает дополнительный "характер". Нейросети создают окружение, которое выглядит естественно, "считывает" освещение, стиль, пропорции товара.
Стоимость производства с использованием нейросетей в среднем составляет 30% от расходов на аналогичный классический продакшен для маркетплейсов.
Брендформанс-подход
По мнению брендформанс-директора E-Promo Group Оксаны Храмовой, у селлеров есть два пути. Первый путь — быть одним из многих, используя только внутренний рекламный инвентарь маркетплейсов, работая с готовым спросом в режиме демпинга. Второй путь — претендовать на лидерство в категории, используя брендформанс как маркетинговый подход. Он измеряет узнаваемость, вовлеченность и лояльность аудитории к бренду.
Дефицита решений для продвижения брендов на рынке нет, но они зависят от текущего капитала бренда и готовности к инвестициям в долгосрочную стратегию. Для эффективного медиаплана даже с ограниченным бюджетом на рекламу существует более 3 тыс уникальных комбинаций 18 форматов рекламы, работающих на формирование осведомленности, рассмотрение и покупки. Вопрос в том, насколько селлеры готовы инвестировать в устойчивый рост.
Кликаут-формат 2.0
Кликаут — рекламный формат на маркетплейсах, при котором пользователь, взаимодействуя с рекламой, уходит с площадки на внешний ресурс. По мнению руководителя отдела по работе с ключевыми клиентами Авито Рекламы Григория Богачева, преимущество кликаут-формата в том, что пользователь уже пришел с намерением покупки. Однако здесь есть и свои ограничения: небольшой выбор форматов и таргетингов, закупка ограничена CPM, непрозрачная аналитика и необходимость работать с новым подходом к намерению пользователя.
Ответом должен стать кликаут 2.0, более развитый технологически по сравнению со своей предыдущей версией. Он включает уникальные таргетинг-пакеты, собранные на основе поведения пользователей (например, "финансы", "недвижимость", "услуги"), гибкую сегментацию по доходу, интересам, активности; широкий выбор рекламных форматов, закупку по CPC, вариативные post-campaign отчеты.
"Витрина" как отдельный сайт на Яндекс Маркете
Менеджер продукта Яндекс Маркет Кирилл Кожухар рассказал о том, как селлеры могут получить больше контроля в бизнесе на маркетплейсах с помощью нового инструмента "Витрина" на Яндекс Маркете. Это практически отдельный бренд-сайт, но встроенный в инфраструктуру маркетплейса. Селлер самостоятельно управляет контентом, акциями и коммуникацией с покупателями.
На витрину можно направлять внешний трафик из Telegram, соцсетей, контекстной рекламы. Есть инструменты для запуска акций для подписчиков, сбора аудитории, создания кастомных сегментов. У витрины собственные айдентика и товарная матрица без конкурентов, уникальные акции и промо, встроенный поиск только по товарам продавца, возможность интеграции с B2B, аналитикой и внешним трафиком. Если продажа происходит через витрину, то комиссия маркетплейса может быть снижена, потому что селлер приводит трафик самостоятельно.
Подписаться на новости

Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте