54-ФЗ: кому теперь нужны кассы

Игорь Бахарев

54-ФЗ: кому теперь нужны кассы - 1Еще прошлым летом вступили в силу масштабные изменения в Федеральный закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении ККТ». Желающие работать по новым правилам могут делать это уже сегодня. Для тех, кто хочет подождать и освоиться с новыми требованиями, установлен переходный период, который для большинства из вас закончится уже совсем скоро – 1 июля 2017 года. Юрист "Зарцын, Янковский и партнёры" Александр Баринов рассказал нам, как быть магазинам и что для них поменяется. 

Что меняется?

Привычные способы приема оплаты от покупателей (наличными, с банковских карт, мобильных телефонов, электронных кошельков и проч.) останутся прежними. А вот операции, которые интернет-магазин должен совершить в момент приема оплаты, серьезно изменены.

Теперь в момент расчета продавец обязан выдать покупателю кассовый чек или бланк строгой отчетности либо направить покупателю чек или БСО в электронной форме на телефон или e-mail, указанные покупателем. Если связь плохая, то достаточно чека / БСО на бумаге; если интернет-магазин принимает оплату на сайте и физически с покупателем не встречается, то достаточно чека / БСО только в электронном виде.

Кроме того, в момент расчета продавец обязан передать сведения о совершенной покупке в ФНС по защищенному каналу связи, предоставленному Оператором фискальных данных.

Что это значит для продавцов?

Используемая вами ККТ нуждается в модернизации или замене. Также потребуется закупка дополнительных комплектующих и услуг.

Потому что ККТ теперь должна уметь формировать кассовые чеки в электронном виде и отправлять их в режиме онлайн в ФНС и покупателю на электронную почту или по SMS. То есть такой онлайн-кассе еще необходим а) доступ к Интернету и б) защищенный канал связи для передачи фискальных данных.

Это касается всех?

Общее правило гласит, что ККТ обязательно применяется всеми организациями и ИП при осуществлении ими расчетов (ст. 1.2 Закона). Исключения из этого правила установлены только Законом.

С 1 июля все ИП и организации, осуществляющие прием денежных средств (наличных или безналичных), в том числе интернет-магазины, обязаны будут использовать онлайн-кассы. Перечень исключений из этого правила приведен в ст. 2 Закона, но интернет-торговля в списке исключений не значится.

Тем не менее, возможно, у вас больше времени на то чтобы свыкнуться с новыми правилами. Итак, до 1 июля 2018 г. ККТ вправе не применять:

  • ИП на патентной системе налогообложения;
  • организации и ИП на ЕНВД для отдельных видов деятельности, перечисленных в п. 2 статьи 346.26 НК РФ (там поименовано 14 видов деятельности);
  • организации и ИП, выполняющие работы, оказывающие услуги населению;
  • организации или ИП, которые в соответствии с 54-ФЗ в редакции, действовавшей до внесения этих масштабных изменений, не применяли контрольно-кассовую технику;
  • организации и ИП, торгующие через вендинговые автоматы.

Что делать?

Перед каждым из вас стоит выбор: следовать закону или не следовать ему. Если соблюдать закон, то возможны варианты работы как с онлайн-кассой, так и без.

Соблюдать закон и работать с кассой

  • Купить онлайн-кассу.
  • Модернизировать имеющуюся кассу (апргейд до онлайн-касс).
  • Онлайн-кассу можно «арендовать» (SaaS-касса).

Соблюдать закон и работать без онлайн-кассы

  • Поручить прием денег у покупателей третьему лицу: службе доставки, платежному агенту; Тогда при приеме оплаты у покупателей онлайн-кассы должны будут использовать они, а не ваш интернет-магазин.

Например, служба доставки СДЭК доставляет заказы и является платежным агентом; сеть платежных терминалов QIWI является только платежным агентом, хотя и не доставляет товары покупателям, но деньги принимает; ОZON.Доставка не является платежным агентом, но доставляет товары и применяет ККТ при приеме оплаты у покупателя; Яндекс.Деньги и Яндекс.Касса не являются платежными агентами, как и остальные платежные агрегаторы, они лишь обеспечивают покупателю техническую возможность оплаты.

  • Изменить вид деятельности на один из шестнадцати, указанных в ст. 2 Закона: торговля газетами и журналами, ремонт обуви, торговля с лотков и разносная торговля и проч. Полный список видов деятельности приведен в статье 2 закона о 54-ФЗ. Проверьте, может быть, вы уже попадаете в число исключений и род занятий менять не придется?
  • Переехать в отдаленную или труднодоступную местность, или в населенный пункт, где плохо с Интернетом и численность населения не превышает 10 тыс. человек. Списки таких местностей устанавливаются местными органами власти.

Также Закон устанавливает общее правило о том, что ККТ не используется при приеме денег от организации и ИП с расчетного счета на расчетный счет (ч. 9 ст. 2 Закона). Если вы что-то продали юрлицу или предпринимателю и покупатель заплатил банковским переводом, то касса не нужна.

Во всех остальных случаях интернет-магазины обязаны использовать онлайн-кассы. Будь то прием оплаты на сайте с использованием карт или электронных кошельков, прием оплаты в собственных ПВЗ, прием оплаты собственными курьерами, прием оплаты с мобильного телефона.

Кредитные организации, то есть банки и небанковские кредитные организации, освобождены от применения ККТ при осуществлении расчетов через банкоматы и устройства для чтения банковских карт (п. 1 ст. 2 Закона). Банки и НКО никогда не станут печатать и рассылать кассовые чеки покупателям интернет-магазинов.

Примеры

При приеме оплаты на сайте интернет-магазины не обязаны печатать чеки, только формировать их в электронном виде и отправлять покупателю (п. 5 ст. 1.2 Закона).

При продаже лицензий на контент через apple/google play ничего принципиально не меняется. Продавцом остается интернет-магазин, а не iTunes или Play Market. Деньги покупателя зачисляются на банковский счет продавца. В момент расчета, когда на карточке покупателя резервируются средства на покупку, онлайн-касса сформирует, отправит покупателю и в налоговую чек в электронном виде.

Риски

Неприменение ККТ при расчетах влечет наложение штрафа на директора в размере от 1/4 до 1/2 от суммы расчета, но не менее 10 тыс. руб., а на интернет-магазин – от 3/4 до одного размера суммы расчета, но не менее 30 тыс. руб. (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ).

Использование ККТ, не отвечающей новым требованиям, с 1 февраля 2017 года грозит директору предупреждением или штрафом в размере от 1,5 тыс. до 3 тыс. руб., а интернет-магазину – предупреждением или штрафом в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб. (ч. 4 ст. 14.5 КоАП).

Нужно ли мне применять ККТ?

54-ФЗ: кому теперь нужны кассы - 2

По схеме ясно, что если вы принимаете платежи только от юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, то в вашей работе ничего не меняется.

Если же вы получаете оплату от физлиц, вам необходимо обзавестись онлайн-кассой. Единственный случай, при котором она вам не будет нужна, – если оплату принимает платежный агент. Обратите внимание: не просто платежный агрегатор, а именно платежный агент.

Материал по теме

В России разрабатывают ГОСТы для маркетплейсов

Материал по теме

Онлайн-магазины хотят защитить от "сатанинской атрибутики"

Материал по теме

Офлайн-торговля хочет получить привелегии онлайна

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Цены на российском рынке онлайн-рекламы демонстрируют стремительный рост

Стоимость рекламных размещений на маркетплейсах в России за последние десять месяцев существенно увеличилась. По оценкам сооснователя и коммерческого директора Eshopmedia Ларисы Юстус, цены выросли в средне...

Первые итоги распродаж на крупнейших маркетплейсах: сводка

На начало ноября традиционно приходится старт крупнейших распродаж года. Всё начинается с "разогревочных" акций, которые на каждой крупной площадки проходят по-разному. 11 числа проходит распродажа в честь "...

Почта России запускает новую платформу для оптимизации доставки

Почта России представила новую платформу "Постмастер", призванную существенно улучшить работу курьерской службы. Разработанная дочерней компанией ПочтаТех, система упростит работу курьеров и диспетчеров, по...

Самокат встретил Чёрную пятницу "чёрным" ассортиментом

Онлайн-ритейлер Самокат в этом году решил подойти к традиционному сезону распродаж нестандартно. Вместо привычных скидок и акций, компания представила лимитированную линейку продуктов в чёрном цвете. ...

Wildberries повышает конкурентоспособность продавцов: новая функция для кастомизации витрин

Маркетплейс Wildberries расширяет возможности для продавцов, предоставляя новый инструмент для кастомизации витрин магазинов. Теперь продавцы смогут создать уникальный образ своего магазина на платформе, де...

Как правильно разрабатывать мотивационные трейд-маркетинговые B2B программы

Мотивационные программы для дистрибьюторов - это стабильно работающий инструмент повышения продаж, к которому постоянно обращается бизнес. Иногда приобретая на рынке готовые решения у экспертов, иногда самос...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.