Почему ритейлеру не нужен свой маркетплейс

Игорь Бахарев
Издание Marketplace Pulse опубликовало статью «Retailers Do Not Need Marketplaces», авторы которой объяснили, почему в реальности ритейлерам не нужны собственные  маркетплейсы. Партнёр The Untitled Ventures Евгений Щепелин сделал вольный перевод этого текста, который мы вам и рекомендуем почитать.

Ритейлеру не нужен свой Маркетплейс!

Ритейлеры продолжают создавать собственные маркетплейсы, пытаясь увеличить свою представленность в онлайне и переложив часть работы на сторонних партнеров/продавцов, однако такие модели не работают.

Модель Маркетплейса появилась, как вполне очевидное дополнение к розничной торговле. У большинства ритейлеров есть хороший трафик на собственные сайты, несмотря на то, что большая часть дохода поступает из классических оффлайн каналов. Таким образом они сразу решают проблему и спроса и предложения. Добавление модели маркетплейса увеличивает ассортимент без товарного риска и инвестиций, позволяя зарабатывать с транзакции. Вроде это должно улучшать клиентский опыт, за счёт увеличения выбора.

Однако, большинство Маркетплейсов, запущенных ритейлерами не обеспечивают значительного объема продаж. Основные причины этого:
  1. Добавленный ассортимент не уникальный и встречается на других площадках.
  2. Этот новый товар, чаще всего, увеличивает ассортиментный хвост, а не голову.
  3. Скорость доставки и клиентский опыт становятся разными.
  4. Служба поддержки тоже часто отличается от стандарта компании.
  5. Маркетплейс не интегрируется в оффлайн часть бизнеса (ПВЗ, в розничном магазине - возвраты)
Как пример, в феврале 2019 Target, запустил свой маркетплейс под названием Target+. Все началось с 30 партнеров, разместивших свои товары на площадке. Полтора года спустя их стало 200, между тем продажи Target выросли на 141% в первом квартале и на 195% во втором. Большая часть этого роста пришлась на собственные онлайн заказы обработанные через розничную сеть. «Магазины обеспечили более 3/4 всех онлайн продаж Target» - cказал генеральный директор Target Брайан Корнелл, обсуждая результаты за второй квартал. Компания добавила, что «более 90% нашего роста продаж во втором квартале приходилось на наши магазины, независимо от того, был ли заказ клиента приобретен на кассе, помещен в машину или отправлен из магазина».

Best Buy запустила свой маркетплейс в США в 2011 году и закрыла в феврале 2016 года по тем же причинам, которые осознают сейчас другие ритейлеры, - из-за невозможности предлагать самовывоз в магазинах для партнерских товаров. Джефф Шелман, официальный представитель Best Buy в то время, сказал: «Есть две основные причины закрытия: инвестирование денег, которые компания тратит на поддержку маркетплейса, в другие области стратегического роста и замешательство клиентов по поводу покупок на маркетплейсе. Эта путаница возникла из-за невозможности предложить самовывоз в магазине товаров, выставленных на продажу сторонними продавцами, а также из-за того, что покупатели не могли вернуть товары маркетплейса в розничные магазины Best Buy». Неудивительно, что во втором квартале 2020 года финансовый директор Best Buy Мэтт Билунас сказал: «Покупайте онлайн и забирайте в магазине» На это пришлось 41% онлайн-продаж».

Kroger планирует запустить маркетплейс в дополнение к существующей услуге Kroger Ship. Тем не менее, для Kroger оффлайн магазины - это то, что заставляет клиентов делать покупки в Kroger в Интернете. Генеральный директор Родни МакМаллен сказал: «Kroger начал инвестировать в цифровые технологии несколько лет назад, чтобы создать цельную экосистему, которая доставляет все, в любое время и в любом месте. В результате у нас более 2100 пунктов выдачи и 2400 зон доставки, что покрывает 98% наших клиентов с бесшовным клиентским опытом, который сочетает в себе лучшее как в офлайне, так и в онлайне»

Маркетплейс Walmart работает с 2009 года, но компании потребовалось 7 лет, чтобы начать реализацию модели Маркетплейса, а не «ручной» модели Дропшиппинга. К настоящему времени Маркетплейс вырос до более чем 55 000 продавцов и является единственной торговой площадкой, управляемой ритейлером, которая достигла существенных масштабов. Тем не менее, компания еще не осознала это полностью. Например, 15 сентября Walmart запустил членство в Walmart Plus, которое не интегрировано в Маркетплейс. Маркетплейс выиграет от остаточного трафика по мере того, как все больше покупателей посещают Walmart.com, но еще не является частью единой платформы и взаимодействия с покупателями.

Также были открыты Маркетплейсы Albertsons, Sears, Newegg, Buy.com и даже J. Crew, Toys R Us, Groupon, Crate and Barrel и Urban Outfitters. Ни один из них не работает.



Несмотря на то, что многие ритейлеры смотрят на рынок, созданный Amazon, и надеются воспроизвести то же самое, они подходят к этому не как к бизнес-модели, а как к безрисковому и дешевому способу улучшить свой онлайн-бизнес. Маркетплейсам же нужен сетевой эффект, чтобы они работали, и росли. Это не дополнение к основному бизнесу, а принципиально другая бизнес-модель. Ритейлеры пытаются извлечь выгоду от наличия Маркетплейс модели, надеясь, что это поможет в конкурентной борьбе, но Amazon - не ритейлер, у которого тоже есть маркетплейс.

Размер выбора в онлайне - не единственная причина, по которой ритейлеры изо всех сил пытаются конкурировать с Amazon. Проблема ритейлера заключается в том, что онлайн опыт не имеет того же ценностного предложения как в его собственном офлайне. Ритейлеры, которые пытаются создавать маркетплейсы с тщательным контролем клиентского опыта, такие как Target, добавляя в ассортименте всего десяток тысяч товаров, тоже не в состоянии справиться с этой задачей. Таким образом добавление модели Маркетплейса решает неправильную проблему и не привлекает новых клиентов.

Первая половина 2020 года показала, что у ритейлеров, которые инвестировали в магазины в качестве пунктов выдачи и доставки, дела шли хорошо. Крупные розничные игроки, такие как Best Buy, Target, Dicks Sporting Goods, Lowe’s, Home Depot, Kroger, Albertsons и Walmart, выросли более чем на 100% в онлайн-продажах, опередив рынок электронной коммерции в целом. Физические магазины являются активом, которого нет у чистых e-commerce площадок.

В конечном счете, в мире электронной коммерции, в котором доминирует Amazon, возможности для ритейлера не в том, что бы быть похожим на Amazon. Поэтому свой Маркетплейс - это решение неправильной проблемы. Да, маркетплейс модель улучшает выбор, расширяет ассортимент, но делает сайт ритейлера хуже, чем Amazon, смешивая клиентский опыт.
Материал по теме

Экосистемы маркетплейсов: в чём польза для селлеров?

Материал по теме

В кабмине выступят против закона о маркетплейсах

Материал по теме

Почему опасно делать маркетплейсы единственным источником продаж

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Экосистемы маркетплейсов: в чём польза для селлеров?

В современном мире торговли маркетплейсы становятся не только площадками для продажи товаров, но и центрами инноваций и коммерческого развития. Их функционал перерастает рамки простой торговой площадки, пред...

М.Видео-Эльдорадо рассказала о работе своего маркетплейса

Группа М.Видео-Эльдорадо продолжает развитие собственного маркетплейса электроники. По итогам первого квартала 2024 года ассортимент площадки увеличился в 1,5 раза в годовом сопоставлении и достиг 160 тыс. наим...

Ozon fresh объявил о новом этапе развития

Сервис доставки Ozon fresh объявил о выход в новый формат быстрой доставки. Заказы с платформы можно будет получить всего за 30 минут. Новый формат доставки в течение 30 минут уже запущен в тестовом ...

Мегамаркет открыл мотосезон

На Мегамаркете начали продаваться мотоциклы и питбайки от различных производителей с доставкой по всей России. За месяц работы нового раздела уже оформлено около 500 заказов. В ассортименте представлены мо...

Татьяна Бакальчук прогнозирует рост оборота Wildberries в 2024 году на 60%

По итогам 2023 года оборот Wildberries превысил 2,5 трлн рублей, а в 2024 году компания ожидает рост этого показателя, сообщила генеральный директор Wildberries Татьяна Бакальчук. "Прогноз на 2024 ...

Спрос на handmade в России: тренды 2024 года

Аналитики Авито провели исследование динамики продаж товаров ручной работы на платформе за первые месяцы 2024 года. Результаты показали, что россияне все чаще отдают предпочтение изделиям ручной работы, что...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.