Как выбрать архитектуру MDM и стиль реализации, который соответствует целям и стратегии вашего бизнеса

Игорь Бахарев

Современный ритейл и ecommerce строится на множестве IT-систем. Это огромное количество данных, которые хранятся и транслируются между ERP, CRM, WMS и другими системами. Для организации этих данных как правило используются MDM системы, однако подход к построению и стиль реализации может быть разный. Технический директор Compo Soft, Владимир Гантурин, рассмотрел четыре распространенных стиля реализации MDM систем и представил небольшой реальный пример внедрения, чтобы помочь вам решить, какой из них наиболее точно соответствует требованиям вашей организации. 

Существует несколько различных систем реализации (также называемых подходами, методологиями и архитектурами), из которых можно выбирать то как будет работать MDM система в вашем IT-ландшафте. 

Основные различия заключаются в том, управляете ли вы своими данными из центрального хаба данных или синхронизируете хаб с существующими источниками данных. 

Почему вообще важно уделять такое пристальное внимание стилю реализации?

“В чём сила, брат?”

А сила в правде. Поддержание единой версии правды («золотая запись») имеет решающее значение для каждой организации. Почему? Для обеспечения точности, последовательности и единообразия всех основных данных.

Управляемое и предсказуемое

Сила и в улучшении качества данных и процессов, установлении руководящих принципов работы MDM системы и обеспечению легкого управления данными и доступа к ним в рамках всего бизнеса.

Каждый из этих факторов может быть достигнут путем использования наиболее распространенных стилей реализации. Однако системы управления основными данными сильно различаются в разных организациях, и тип развертывания будет зависеть от вашего основного бизнеса, корпоративной структуры и целей компании.

4 наиболее распространенных стиля реализации управления основными данными

Четыре наиболее распространенных стиля и архитектуры реализации управления основными данными, которым следуют компании:

1) стиль реестра;

2) стиль консолидации; 

3) стиль сосуществования;

4) стиль транзакций/централизованный.


#1 реализация MDM: стиль реестра

Стиль реестра в основном используется для обнаружения дубликатов путем запуска алгоритмов очистки и сопоставления данных из различных информационных систем. Он присваивает уникальные глобальные идентификаторы совпадающим записям, чтобы помочь определить единую версию истины.

Одним из основных преимуществ этого стиля MDM системы, является то, что она не обновляет исходные данные. Вместо этого она очищает и сопоставляет идентифицирующую информацию, на которую имеются перекрестные ссылки, и предполагает, что исходная система может управлять качеством своих собственных данных.

Информация, необходимая для сопоставления и обеспечения связи между соответствующими записями, сохраняется, и при необходимости можно получить доступ к просмотру этих данных.

Когда требуется единое комплексное представление о клиенте, система использует каждую справочную систему для создания 360-градусного представления в режиме реального времени. Однако для обеспечения надежности «золотой записи» необходимо централизованное управление данными.


Преимущества реализации стиля реестра

Если у вас большое количество информационных систем, разбросанных по регионам и странам, может быть сложно установить авторитетный источник. Для анализа данных можно использовать подход в стиле реестра, избегая при этом риска перезаписи информации в исходных системах. 

Это поможет вам избежать потенциального несоблюдения требований или других последствий со стороны регулирующих органов (которые могут различаться в зависимости от страны), которые могут возникнуть в случае изменения исходных данных.

Стиль реестра обеспечивает просмотр данных только для чтения без изменения основных данных и является полезным способом устранения дублирования и получения согласованного доступа к вашим основным данным.

Он предлагает недорогую и быструю интеграцию данных с минимальным вмешательством в ваши IT-системы.

#2 реализация MDM: стиль консолидации

При использовании стиля консолидации основные данные обычно объединяются из нескольких источников в хабе для создания единой достоверной версии, также известной как «золотая запись».

Золотая запись хранится в центральном хабе и используется для отчетности и справок. Однако любые обновления основных данных затем применяются к исходным источникам.



Преимущества реализации стиля консолидации

С помощью стиля консолидации вы можете извлекать основные данные из ряда существующих систем и направлять их в единый управляемый центр управления основными данными. Затем, в MDM системе эти данные можно очистить, сопоставить и интегрировать, чтобы получить полную единую запись для одного или нескольких доменов основных данных. 

Консолидированные хабы недороги и быстро настраиваются, обеспечивая быстрый и эффективный способ упрощения отчетности в масштабах предприятия. Этот стиль в основном используется для анализа, предоставляя вам надежный источник данных для отчетов и аналитики.


#3 реализация MDM: стиль сосуществования

Стиль «Сосуществование» позволяет создавать золотую запись так же, как стиль «Консолидация», но ваши основные данные хранятся в центральной системе MDM и обновляются в исходных системах.

Все атрибуты модели основных данных должны быть согласованы и очищены перед их загрузкой в ​​систему управления основными данными.



Преимущества реализации стиля сосуществования

Основное преимущество этого стиля заключается в том, что данные обрабатываются в исходных системах, а затем синхронизируются с хабом, поэтому данные могут гармонично сосуществовать и при этом предлагать единую версию истины.

Еще одним преимуществом этого подхода является повышение качества основных данных и ускорение доступа. Составление отчетов также упрощается, поскольку все атрибуты основных данных находятся в одном месте.

Хаб “стиля консолидации” может естественным образом превратиться в хаб “стиля сосуществования”, если потребуется связывать централизованно управляемые данные обратно с исходными системами.

Для компании "Элком Электро" нужна была система, которая умела бы работать не только с продуктовым контентом, а еще с ценами, складами, остатками, информацией о клиенте. Это задачи именно MDM систем. После внедрения Compo MDM "Элком Электро" сократила операционные расходы, улучшила логистику, увеличила товарооборот, а клиенты получили дополнительные возможности: 

  • видеть собственную цену с учетом персональных скидок;

  • видеть остатки на складах своего региона;

  • работать от нескольких компаний (например, холдинг может заключить договора на разные компании);

  • посмотреть список договоров (ограничения, лимит суммы и прочее).


#4 Реализация MDM: транзакционный/централизованный стиль

Централизованный стиль позволяет хранить и поддерживать атрибуты основных данных, используя алгоритмы связывания, очистки, сопоставления и обогащения для улучшения данных. Затем расширенные данные можно опубликовать обратно в соответствующую исходную систему.

Благодаря этой архитектуре хаб основных данных поддерживает объединение записей, а исходные системы могут подписываться на обновления, публикуемые центральной системой, чтобы обеспечить полную согласованность.

Централизованный стиль также позволяет создавать основные данные, превращая MDM в систему учета. Это означает, что вы можете централизовать функции создания данных для доменов поставщиков, клиентов и продуктов в распределенной среде, создав объект в MDM и дополнив его за счет внешних источников данных или внутреннего обогащения. 

Превращение MDM в систему происхождения информации позволяет вам создавать рабочие процессы и возможности проверки для обновления вашей ERP и других бизнес-систем, которым необходимы точные основные данные.


Преимущества реализации транзакционного/централизованного стиля

  • Ваши основные данные всегда точны и полны, при этом могут поддерживаться политики безопасности и видимости на уровне атрибутов данных. 

  • Вы получаете централизованный набор основных данных для одного или нескольких доменов.

  • Используя MDM в качестве исходной системы, вы можете использовать мощные возможности управления данными MDM.

Централизованный стиль часто может развиваться на основе стилей консолидации или сосуществования.


Подведем небольшой итог

Стиль реестра

  • MDM в стиле реестра - это хороший стиль реализации для организации, которая имеет дело с несколькими источниками данных

  • MDM ничего не меняет в исходных источниках, что означает, что вы можете получить исходные данные в любое время.

  • Строгие алгоритмы очистки обеспечивают поддержание единой версии правды во всей организации


Стиль консолидации

  • Управление при консолидации MDM позволяет предприятиям централизованно хранить основные данные

  • Даже если консолидированный стиль MDM дороже предыдущего, он все равно проще в настройке и управлении.

  • Золотая запись, созданная центральным узлом и управлением, может быть использована для отчетности и аналитики


Стиль сосуществования

  • Стиль сосуществования - это разумный вариант для организации, которая хочет перейти от традиционного консолидированного MDM-стиля.

  • Данные могут централизованно управляться и легко синхронизироваться с концентратором MDM.

  • При сосуществующем стиле реализации отчетность и управление данными значительно упрощаются


Централизованный стиль

  • Централизованный стиль MDM является самым дорогим и сложным в управлении

  • Концентратор отвечает за все операции с данными

  • При желании вы можете легко переключиться на стиль централизованный стиль MDM из стилей консолидации или сосуществования.


Определение наилучшего способа внедрения MDM из четырех описанных стилей будет в значительной степени зависеть от ваших бизнес-целей и общих требований. Для облегчения процесса принятия решения мы предлагаем рассмотреть несколько ключевых моментов.


Стоимость

Выбор оптимального стиля внедрения MDM для вашей компании в значительной степени зависит от стоимости. Если у вас небольшой бизнес и у вас ограниченное количество источников данных, стиль "реестра" может быть хорошим выбором. Его более низкая стоимость внедрения и поддержки позволит вам внедрить его, не превышая бюджетов.


Количество источников данных

Если у вас обширные источники данных и цель сохранения исходных данных после создания золотой записи, рекомендуется предпочесть стиль "реестра". Однако в случае ограниченного числа источников данных, но стремления к максимальной точности для улучшения отчетности и аналитики, возможно выбрать любой из трех других стилей реализации, ориентируясь на текущие финансовые рамки.


Масштабируемость

Закладывая на будущее масштабирование бизнеса нужно учитывать, что выбирать нужно между консолидацией, сосуществованием или транзакционным стилем реализации MDM. Почему? Потому что вы можете легко изменить эти стили реализации, это позволит адаптироваться к изменяющимся требованиям и стратегическим задачам в будущем.

Материал по теме

Три тренда IT в eCommerce в 2024 году

Материал по теме

Как перенастроить IT-инфраструктуру без SAP, Oracle и Microsoft

Материал по теме

Как бизнес учится использовать No-code и к чему это приведет

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Приглашаем позавтракать с АЭРО!

Друзья, за последний год мы нередко проводили вечера вместе на митапах и решили, что пришло время вывести наши отношения на новый уровень и... вместе позавтракать! 28 июня мы с Rubbles приглашаем вас на би...

Запрос общества на развитие маркетплейсов: аналитика

Общественная роль маркетплейсов и дискуссия по вопросам их регулирования являются одним из основных сюжетов деловой повестки. Председатель Правительства России Михаил Мишустин поднял вопрос о дальнейшем рег...

Тенденции рынка eCommerce 2024: мнения экспертов

Участники конференции Supply&Demand Planning Conference (Сколково) из "Пятерочки", "Магнита", "Яндекс.Маркет", "Объединенных пивоварен", NielsenIQ, "Юнилевер Русь" и других компаний-лидеров рынка представили св...

"Мы хотим создать экосистему-маркетплейс для развивающихся стран": Линар Хуснуллин (ex-KazanExpress) о своём новом проекте

1 августа в Казахстане стартует новый маркетплейс Teez, созданный основателем KazanExpress Линаром Хуснуллиным. Бизнесмен дал интервью, в котором рассказал о подробностях проекта.  Teez позиционирует...

Логистика для онлайн-магазинов: рейтинг по стоимости доставки

Основатель проекта Main Transport Роман Судоргин опубликовал результаты ежегодного рейтинга стоимости перевозки сборных грузов весом от 1 до 150 кг по России. Базой для рейтинга являются цены на доставку по 3,9...

Как информация о товарах драйвит доверие к селлерам: аналитика НАФИ

Аналитический центр НАФИ составил рейтинг факторов, формирующих доверие продавцам товаров и услуг  в интернет-магазинах и на маркетплейсах. Основой вывод исследования: оказалось, что возможность получить полную...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.