Как писать ТЗ для сайта и полезные онлайн-сервисы для начинающих
Игорь Бахарев
Когда мы встречаемся с задачей построения сайта, важным этапом становится составление технического задания (ТЗ). Но что такое тех. задание, как его готовить, как бы так написать, чтобы не оказаться полным лохом в глазах разработчика? Вот об этом немного и расскажу.
В первую очередь надо со всей серьезностью отнестись к ТЗ. Особенно, если работаете с фрилансерами. Вся фишка ТЗ в том, что чем подробнее и понятнее вы опишите каждую хотелку, тем проще разработчику оценить трудоемкость проекта. В ТЗ надо писать максимум информации: подчеркивание ссылок, вид выпадающих меню, что происходит с элементами сайта при наведении на них мышкой, как реагирует меню на тачскрин мобильного браузера, что поля должны сохранять значения, что пункты навигации должны быть такими-то и такими-то. Надо писать вообще все. Но как же не упустить все фишки и нюансы, ведь если пропустить что-то, разработчик потом просто скажет: «Это дополнительная работа, в ТЗ не описанная.» И он будет прав. Есть решение, которым я часто пользуюсь. Оно называется — визуализация.
Предположим, что мы ничего не знаем про сайтостроение, но в голове есть какая-то картинка, есть список сайтов, которые нам нравятся, какими-то фишками мы и сами восторгаемся. Остается рисовать.
Для своих задача я использую
Почему важно рисовать такие штуки про свой сайт?
Это все для наглядности. В процессе рисования мы можем придумать какую-то фишку для своего сайта, додумать функционал, найти ошибку в своих рассуждениях, предложить некие вопросы разработчику по вполне конкретным хотелкам.
Мы ничего не умеем, рисуем грубые формы, обсуждаем их, и понимаем сложность предстоящей работы.
Более того, мы получаем инструкцию не только для разработчика, но и для дизайнера. Мы говорим, что функционал у нас будет вот таким, хотим дизайн в таких-то цветах, с такими-то фишками в графическом исполнении. И дизайнеру становится проще работать, ведь все продумано, надо сделать красиво.
Какой должна быть последовательность действий?
- Рисуем все уникальные страницы сайта сами;
- Пишем в текстовом документе описания каждой страницы;
- Если какие-то элементы сложные, пронумеровываем их и описываем их отдельно;
- Согласовываем с разработчиками каждый пункт;
- Если мы хотим еще и адаптивный дизайн, значит для каждого разрешения экрана надо рисовать все страницы;
- Тут надо помнить, что каждый вариант дизайна на каждое разрешение — это умножение стоимости верстки на число разрешений, ибо это отдельная работа;
- Если с разработчиками никаких вопросов не осталось, всем все понятно, ждем от них оценку трудоемкости, этапность работ и сроки;
- Не забываем прописывать и «санкции» по просрочке сроков по вине одной из сторон. Если вы что-то недодумали или не приняли нужное решение — идет протяжка сроков, разработчик переключается на другие задачи, дедлайны срываются. Если разработчик тупит, тут уже договаривайтесь, вариантов много;
- Если дизайнер не работает с разработчиком, готовое ТЗ отдаем дизайнеру и все обсуждаем с ним;
- В этом случае обязательно надо передать дизайнеру требования разработчика к файлу .PSD с дизайнами страниц, это важное требование, которое может стать камнем преткновения в разработке;
- Дизайнер должен понимать, сколько экранов ему надо отрисовать. Визуализация помогает, но всякие хотелки с отображением содержимого может потребовать дополнительных экранов, это нормально. Стоимость работы изайнера вполне честно может складываться из числа отрисованных страниц;
- Когда все будет нарисовано, файлы понравятся разработчику, можно расплачиваться с дизайнером окончательно;
- А как контролировать разработку сайта с разработчиком — расскажу в другой раз;
- А как должна выглядеть блок-схема действий пользователя в вашем интерфейсе — расскажу еще раньше, без нее вообще никак.
Всем начинающим, да и опытным онлайн комерсантам тоже, будет полезно посмотреть эту ссылочку:
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте