Как посчитать маржу и выбрать выгодный товар для маркетплейса
Игорь Бахарев
Основатель аналитического сервиса для продавцов на маркетплейсах Stat4Market Дмитрий Бакланов рассказывает, какие цифры важно контролировать для успешного бизнеса, и делится лайфхаками эффективного анализа при выборе нового товара.
“Главное запустить, а там посмотрим” — многие продавцы до сих пор считают юнит-экономику делом второстепенным. Но именно учет и отслеживание показателей поможет повысить эффективность бизнеса, больше зарабатывать и избежать ухода в минус.
В статье разберемся, что такое маржа, маржинальность, чем они отличаются и как эти знания применять на практике. Расскажем, как подсчитать маржу продавцам на маркетплейсах и выбирать прибыльный товар для реализации.
Как считать маржу
Есть маржинальность, а есть маржа. Хотя часто их используют как синонимы, это разные вещи. Маржу считаем в рублях, маржинальность — в процентах. Второй показатель более важный, он поможет оценивать развитие бизнеса в динамике. Но считать нужно и то, и другое, сейчас разберемся, почему.
Маржа позволит понять, сколько у вас остается денег после продажи за вычетом переменных расходов.
Формула расчета маржи: Выручка – Переменные расходы.
Что за переменные расходы? Те, что зависят от объема продаж и производства. Например, стоимость приобретения материалов: она становится больше или снижается в зависимости от того, сколько продукции производите. Расходы на материалы, зарплаты сотрудникам и упаковку считаются переменными. А на аренду помещения — нет, они относятся к постоянным.
Если маржа отрицательная, значит, переменные расходы выше выручки и вы несете убытки — следует подумать над оптимизацией расходов.
Пример: Продали платьев за март на 400 тыс. р. Потратили 220 тыс. р. на зарплаты сотрудникам, упаковку, исходные материалы (все это переменные расходы). Ваша маржа — 180 тыс. р.
Маржинальность — процентное отношение маржи к выручке. Дает возможность отслеживать эффективность бизнеса от месяца к месяцу.
Формула расчета маржинальности: Маржа / Выручка х 100 %.
Пример: Вернемся к расчетам, сделанным выше. Мы узнали, что маржа при продажах платьев за март — 180 тыс. р. Прошел еще месяц. Выручка за апрель — 340 тыс. р, переменные расходы — 170 тыс. р. Получается, маржа теперь — 170 тыс. р.
Кажется, что ситуация стала хуже в апреле, ведь маржа упала. Но точно поймем, если подсчитаем маржинальность:
-
За март: 180 000 / 400 000 х 100 %. Получаем маржинальность 45 %.
-
За апрель: 170 000 / 340 000 х 100 %. Получаем — 50 %.
Выходит, эффективность бизнеса выросла в апреле по сравнению с предыдущим месяцем, ведь мы снизили переменные расходы — несмотря на то, что выручка и маржа стали меньше.
Если будете знать только абсолютные цифры (маржу), то не поймете, успешно ли функционирует ваш бизнес. Регулярно измеряйте маржинальность, чтобы делать выводы об эффективности продаж. Есть тенденция к снижению? Значит, нужно понять, на чем теряете деньги и предпринимать меры.
Как посчитать маржу на Вайлдберриз
Продавцам на маркетплейсах тоже необходимо подсчитывать свои показатели, чтобы эффективнее управлять бизнесом. Делается это аналогично.
Напомним:
-
Маржа = Выручка – Переменные расходы.
-
Маржинальность = Маржа / Выручка х 100 %.
К переменным расходам на маркетплейсе относим стоимость закупа и доставки до площадки, комиссию маркетплейса, стоимость логистики маркетплейса для доставки продукта до пункта выдачи заказов и обратно.
Пример: бренд, который реализует на WB два вида настенных часов — с подсветкой и без. Нужно понять, какой вид часов реализовывать выгоднее.
У часов с подсветкой продаж за месяц было на 190 тыс. р. Переменные расходы — 110 тыс. р.
-
Маржа = 190 000 – 110 000 = 80 000 р.
-
Маржинальность = 80 000 / 190 000 х 100 % = 42 %.
У часов без подсветки за месяц выручка составила 250 тыс. р. Переменные расходы — 90 тыс. р.
-
Маржа = 250 000 – 90 000 = 160 000 р.
-
Маржинальность = 160 000 / 250 000 х 100 % = 64 %.
Судя по этому одному месяцу, видим, что часы без подсветки приносят большую прибыль. Стоит понаблюдать за маржинальностью в динамике, чтобы сделать объективные выводы.
Если нет времени заниматься расчетами или боитесь запутаться, можете воспользоваться удобным калькулятором — он просчитает маржинальность и прибыль с продаж с учетом всех ваших расходов. Лайфхак: делайте в нем отдельные расчеты для закупок в России и за рубежом.
Маржа и наценка — в чем разница?
Если считать наценку в денежном выражении, она может быть такой же, как маржа. Допустим, продаем свитер за 5 тыс. р., и у нас переменные расходы 3 тыс. р. Тогда и маржа, и наценка одинаковые — 2 тыс. р.
А вот при расчете в процентах, наценка будет сильно отличаться от маржинальности. В этом случае наценку нужно считать как отношение маржи (уже знаем, что она составляет 2 тыс. р.) к переменным расходам.
Для нашего свитера маржинальность составит 40 % (2000 / 5000 х 100 %), а наценка — 67 % (2000 / 3000 х 100 %).
Маржинальность не бывает выше 100 %, а вот наценка может быть хоть 100, хоть 800 %.
Выбор высокомаржинального товара
Почему просто не сделать на любой товар наценку повыше, скажем, процентов 300? Ведь некоторые делают, и в итоге имеют хорошую прибыль.
Дело в том, что такое можно провернуть не со всеми товарами. Условно продукцию можно поделить на низко-, средне- и высокомаржинальную. В последнем случае наценки будут высокими. С низко- и среднемаржинальными продуктами это не сработает. Если поставите слишком высокую цену, у вас не будут покупать.
-
Низкомаржинальные товары — бакалея, бытовая химия, корма для животных, в общем, вещи повседневного спроса. Они быстро распродаются, конкурентов на рынке много. Наценка в этой категории — 10–20 %.
-
Среднемаржинальные — например, стройматериалы, бытовая и цифровая техника. Товары могут стоить дорого, продаются не так активно, но все равно востребованы. Средняя наценка — 50 %.
-
Высокомаржинальные — ювелирные украшения, одежда от дорогих брендов, сезонные товары. Спрос высокий, но ситуативный, часто это эксклюзивная продукция, за которой не ходят в магазин каждый день. Наценка самая большая — бывает и 500, и 1000 %.
Имейте в виду: при работе с высокомаржинальным товаром есть риск, что прибыль не будет стабильной. Если решили запускать такой продукт:
-
Проведите анализ — это поможет оценить расклад на рынке.
-
Подумайте над добавлением в ассортимент также низко- или среднемаржинальных позиций — особенно актуально при продажах сезонных трендов.
Как выбрать выгодный товар для маркетплейса: анализ рынка и конкурентов
Там где высокая конкуренция — обычно низкая маржинальность, потому что селлеры, конкурируя, снижают цены. А где конкуренции мало — маржинальность выше. Именно на это стоит ориентироваться при подборе высокомаржинального товара на популярных маркетплетплейсах Wildberries и Ozon.
Этап 1. Для начала проведите анализ и соберите таблицу потенциально интересных ниш — выбирайте такие, где мало конкурентов, при этом очень высокий спрос на товар — смотрите, чтобы покупатели максимально активно искали его на площадке.
Для получения статистики пользуйтесь аналитическим сервисом для маркетплейсов: это сервис, который заточен специально под анализ на таких площадках, как Wildberries и Ozon. В сервисе Stat4Market есть подходящий инструмент “Анализ продаж” — с его помощью можно собрать аналитику поисковых запросов и выбрать прибыльную, низкоконкурентную нишу, а также провести глубокий анализ конкурентов.
Этап 2. Найдите цену закупа для собранных товаров и посчитайте маржинальность.
Этап 3. Выберите из списка позиции с лучшей маржинальностью.
Перед запуском не забудьте оценить показатели по нише: выручку, уровень цен, динамику спроса — растет он, падает и покупают ли вообще продукт. Если собираетесь продавать сезонную продукцию, анализируйте спрос за прошлый год. Посмотрите, что помогает лидерам быть в топе — навороченные карточки товара, внутренняя реклама или т. п.
Если говорить о самых высокомаржинальных товарах на Вайлдберриз в 2023 году, то стоит обратить внимание на категории:
1. Электроника
2. Косметика и парфюмерия
3. Одежда и обувь
4. Аксессуары для телефонов и компьютеров
5. Спорттовары
6. Инструменты и оборудование
7. Товары для дома
8. Игрушки и развлечения
9. Книги и учебники
10. Продукты питания и напитки
Заключение
Правильный выбор высокомаржинальной продукции и отслеживание маржинальности — важные элементы успешного бизнеса. Если вы новичок или опытный селлер и собираетесь выйти на маркетплейс с высокомаржинальным товаром, уделите время анализу рынка и конкурентов. А также помните, что иногда в ассортимент стоит добавить низко- и среднемаржинальные позиции, а не фокусироваться на одних только высокомаржинальных.
Главные рекомендации по анализу рынка, который поможет успешно продавать высокомаржинальные товары:
-
Следить за изменениями спроса и предложения на высокомаржинальные товары
-
Анализировать цены и стратегии конкурентов
-
Оценивать эффективность своей стратегии продвижения и своевременно корректировать
-
Использовать инструменты аналитики для отслеживания изменений на рынке.
Следуйте советам, чтобы подобрать высокомажинальный товар, успешно продавать на маркетплейсах и увеличивать прибыль.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте