Как посчитать маржу и выбрать выгодный товар для маркетплейса

Игорь Бахарев

Основатель аналитического сервиса для продавцов на маркетплейсах Stat4Market Дмитрий Бакланов рассказывает, какие цифры важно контролировать для успешного бизнеса, и делится лайфхаками эффективного анализа при выборе нового товара.

“Главное запустить, а там посмотрим” — многие продавцы до сих пор считают юнит-экономику делом второстепенным. Но именно учет и отслеживание показателей поможет повысить эффективность бизнеса, больше зарабатывать и избежать ухода в минус.

В статье разберемся, что такое маржа, маржинальность, чем они отличаются и как эти знания применять на практике. Расскажем, как подсчитать маржу продавцам на маркетплейсах и выбирать прибыльный товар для реализации.

Как считать маржу

Есть маржинальность, а есть маржа. Хотя часто их используют как синонимы, это разные вещи. Маржу считаем в рублях, маржинальность — в процентах. Второй показатель более важный, он поможет оценивать развитие бизнеса в динамике. Но считать нужно и то, и другое, сейчас разберемся, почему.

Маржа позволит понять, сколько у вас остается денег после продажи за вычетом переменных расходов. 

Формула расчета маржи: Выручка – Переменные расходы.

Что за переменные расходы? Те, что зависят от объема продаж и производства. Например, стоимость приобретения материалов: она становится больше или снижается в зависимости от того, сколько продукции производите. Расходы на материалы, зарплаты сотрудникам и упаковку считаются переменными. А на аренду помещения — нет, они относятся к постоянным.

Если маржа отрицательная, значит, переменные расходы выше выручки и вы несете убытки — следует подумать над оптимизацией расходов.

Пример: Продали платьев за март на 400 тыс. р. Потратили 220 тыс. р. на зарплаты сотрудникам, упаковку, исходные материалы (все это переменные расходы). Ваша маржа — 180 тыс. р.

Маржинальность — процентное отношение маржи к выручке. Дает возможность отслеживать эффективность бизнеса от месяца к месяцу.

Формула расчета маржинальности: Маржа / Выручка х 100 %.

Пример: Вернемся к расчетам, сделанным выше. Мы узнали, что маржа при продажах платьев за март — 180 тыс. р. Прошел еще месяц. Выручка за апрель — 340 тыс. р, переменные расходы — 170 тыс. р. Получается, маржа теперь — 170 тыс. р. 

Кажется, что ситуация стала хуже в апреле, ведь маржа упала. Но точно поймем, если подсчитаем маржинальность:

  • За март: 180 000 / 400 000 х 100 %. Получаем маржинальность 45 %.

  • За апрель: 170 000 / 340 000 х 100 %. Получаем — 50 %.

Выходит, эффективность бизнеса выросла в апреле по сравнению с предыдущим месяцем, ведь мы снизили переменные расходы — несмотря на то, что выручка и маржа стали меньше.

Если будете знать только абсолютные цифры (маржу), то не поймете, успешно ли функционирует ваш бизнес. Регулярно измеряйте маржинальность, чтобы делать выводы об эффективности продаж. Есть тенденция к снижению? Значит, нужно понять, на чем теряете деньги и предпринимать меры. 


Как посчитать маржу на Вайлдберриз

Продавцам на маркетплейсах тоже необходимо подсчитывать свои показатели, чтобы эффективнее управлять бизнесом. Делается это аналогично.

Напомним: 

  • Маржа = Выручка – Переменные расходы.

  • Маржинальность = Маржа / Выручка х 100 %.

К переменным расходам на маркетплейсе относим стоимость закупа и доставки до площадки, комиссию маркетплейса, стоимость логистики маркетплейса для доставки продукта до пункта выдачи заказов и обратно.

Пример: бренд, который реализует на WB два вида настенных часов — с подсветкой и без. Нужно понять, какой вид часов реализовывать выгоднее.

У часов с подсветкой продаж за месяц было на 190 тыс. р. Переменные расходы — 110 тыс. р. 

  • Маржа = 190 000 – 110 000 = 80 000 р. 

  • Маржинальность = 80 000 / 190 000 х 100 % = 42 %.

У часов без подсветки за месяц выручка составила 250 тыс. р. Переменные расходы — 90 тыс. р.

  • Маржа = 250 000 – 90 000 = 160 000 р.

  • Маржинальность = 160 000 / 250 000 х 100 % = 64 %.

Судя по этому одному месяцу, видим, что часы без подсветки приносят большую прибыль. Стоит понаблюдать за маржинальностью в динамике, чтобы сделать объективные выводы.

Если нет времени заниматься расчетами или боитесь запутаться, можете воспользоваться удобным калькулятором — он просчитает маржинальность и прибыль с продаж с учетом всех ваших расходов. Лайфхак: делайте в нем отдельные расчеты для закупок в России и за рубежом.

Маржа и наценка — в чем разница?

Если считать наценку в денежном выражении, она может быть такой же, как маржа. Допустим, продаем свитер за 5 тыс. р., и у нас переменные расходы 3 тыс. р. Тогда и маржа, и наценка одинаковые — 2 тыс. р.

А вот при расчете в процентах, наценка будет сильно отличаться от маржинальности. В этом случае наценку нужно считать как отношение маржи (уже знаем, что она составляет 2 тыс. р.) к переменным расходам. 

Для нашего свитера маржинальность составит 40 % (2000 / 5000 х 100 %), а наценка — 67 % (2000 / 3000 х 100 %).

Маржинальность не бывает выше 100 %, а вот наценка может быть хоть 100, хоть 800 %.


Выбор высокомаржинального товара

Почему просто не сделать на любой товар наценку повыше, скажем, процентов 300? Ведь некоторые делают, и в итоге имеют хорошую прибыль.

Дело в том, что такое можно провернуть не со всеми товарами. Условно продукцию можно поделить на низко-, средне- и высокомаржинальную. В последнем случае наценки будут высокими. С низко- и среднемаржинальными продуктами это не сработает. Если поставите слишком высокую цену, у вас не будут покупать.

  • Низкомаржинальные товары — бакалея, бытовая химия, корма для животных, в общем, вещи повседневного спроса. Они быстро распродаются, конкурентов на рынке много. Наценка в этой категории — 10–20 %.

  • Среднемаржинальные — например, стройматериалы, бытовая и цифровая техника. Товары могут стоить дорого, продаются не так активно, но все равно востребованы. Средняя наценка — 50 %.

  • Высокомаржинальные — ювелирные украшения, одежда от дорогих брендов, сезонные товары. Спрос высокий, но ситуативный, часто это эксклюзивная продукция, за которой не ходят в магазин каждый день. Наценка самая большая — бывает и 500, и 1000 %.

Имейте в виду: при работе с высокомаржинальным товаром есть риск, что прибыль не будет стабильной. Если решили запускать такой продукт:

  • Проведите анализ — это поможет оценить расклад на рынке.

  • Подумайте над добавлением в ассортимент также низко- или среднемаржинальных позиций — особенно актуально при продажах сезонных трендов.


Как выбрать выгодный товар для маркетплейса: анализ рынка и конкурентов

Там где высокая конкуренция — обычно низкая маржинальность, потому что селлеры, конкурируя, снижают цены. А где конкуренции мало — маржинальность выше. Именно на это стоит ориентироваться при подборе высокомаржинального товара на популярных маркетплетплейсах Wildberries и Ozon.

Этап 1. Для начала проведите анализ и соберите таблицу потенциально интересных ниш — выбирайте такие, где мало конкурентов, при этом очень высокий спрос на товар — смотрите, чтобы покупатели максимально активно искали его на площадке.

Для получения статистики пользуйтесь аналитическим сервисом для маркетплейсов: это сервис, который заточен специально под анализ на таких площадках, как Wildberries и Ozon. В сервисе Stat4Market есть подходящий инструмент “Анализ продаж” — с его помощью можно собрать аналитику поисковых запросов и выбрать прибыльную, низкоконкурентную нишу, а также провести глубокий анализ конкурентов. 

Этап 2. Найдите цену закупа для собранных товаров и посчитайте маржинальность. 

Этап 3. Выберите из списка позиции с лучшей маржинальностью.

Перед запуском не забудьте оценить показатели по нише: выручку, уровень цен, динамику спроса — растет он, падает и покупают ли вообще продукт. Если собираетесь продавать сезонную продукцию, анализируйте спрос за прошлый год. Посмотрите, что помогает лидерам быть в топе — навороченные карточки товара, внутренняя реклама или т. п.


Если говорить о самых высокомаржинальных товарах на Вайлдберриз в 2023 году, то стоит обратить внимание на категории: 

1. Электроника

2. Косметика и парфюмерия

3. Одежда и обувь

4. Аксессуары для телефонов и компьютеров

5. Спорттовары

6. Инструменты и оборудование

7. Товары для дома

8. Игрушки и развлечения

9. Книги и учебники

10. Продукты питания и напитки

Заключение

Правильный выбор высокомаржинальной продукции и отслеживание маржинальности — важные элементы успешного бизнеса. Если вы новичок или опытный селлер и собираетесь выйти на маркетплейс с высокомаржинальным товаром, уделите время анализу рынка и конкурентов. А также помните, что иногда в ассортимент стоит добавить низко- и среднемаржинальные позиции, а не фокусироваться на одних только высокомаржинальных.

Главные рекомендации по анализу рынка, который поможет успешно продавать высокомаржинальные товары:

  • Следить за изменениями спроса и предложения на высокомаржинальные товары

  • Анализировать цены и стратегии конкурентов

  • Оценивать эффективность своей стратегии продвижения и своевременно корректировать

  • Использовать инструменты аналитики для отслеживания изменений на рынке.

Следуйте советам, чтобы подобрать высокомажинальный товар, успешно продавать на маркетплейсах и увеличивать прибыль.

Материал по теме

Блогеры в кризисе: как партнерский маркетинг стал спасением для инфлюэнсеров

Материал по теме

Онлайн стал важным драйвером рынка бьюти: аналитика "Чек Индекс"

Материал по теме

Retail Media в России: как рекламный рынок будущего вырос в 300 раз за 5 лет

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

X5 Group увеличила выручку на 20,7% в первом квартале

X5 Group опубликовала предварительные финансовые результаты за первый квартал 2025 года. Чистая выручка группы выросла на 20,7% в годовом сопоставлении, достигнув 805,8 млрд рублей. В X5 называют развити...

Информационная безопасность мотивационных программ: как защитить организатора и участников

В последние годы количество кибератак на российский бизнес растёт: по оценкам RED Security, в 2024 году их количество увеличилось в 2,5 раза — до 130 тыс. Из них примерно 20% были высокорисковыми. Поэтому би...

Книжные магазины просят ФАС ограничить демпинг маркетплейсов

Ассоциация книгораспространителей, в которую входят "Альпина", "Буквоед", "Московский дом книги" и другие крупные сети, обратилась в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) с жалобой на демпинг со стороны ...

"Белпочта" запустит национальный маркетплейс в 2025 году

РУП "Белпочта" планирует в первом полугодии 2025 года запустить собственный маркетплейс с товарами белорусских и зарубежных производителей. Об этом сообщили представители предприятия. Новая площадка ...

Wildberries открывает ворота для китайских селлеров

Wildberries провел в Китае конференцию для местных предпринимателей, стремящихся выйти на российский рынок. Мероприятие под лозунгом "Открывая новую эру миллиардов: Новый Шелковый путь Танчоу" собрало сот...

"Магнит" составит конкуренцию "Яндекс.Еде"?

Розничная сеть "Магнит" расширяет сервис "Магнит Доставка", добавив возможность заказа готовых блюд из ресторанов. Первым партнером проекта стала сеть Burger King. Сервис "Магнит Рестораны" начал раб...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.