8,5 критериев при выборе сервиса облачной кассы

Игорь Бахарев

В eCommerce, так же как и в офлайн, за каждым платежом должен стоять чек. Оформленный по закону и ушедший вовремя клиенту и налоговой. И меньше всего предприниматели хотят заботиться о чеках, кассах, их доступности и обновлении ― ведь это забота компаний, предлагающих сервис облачной фискализации. По каким критериям, измеримым и не очевидным, можно и нужно выбирать среди них, рассказывает Виталий Овсянников, руководитель сервиса «Цифровая касса» Эвотора.  

Каких ошибки волнуют предпринимателя?

Проблемы с фискализацией чаще всего бывают двух типов: чеки не отправляются клиенту и в ОФД (а затем в налоговую) в срок и не оформлены по закону.

Оба случая являются нарушением закона и караются штрафами (КоАП РФ Ст. 14.5 и 54-ФЗ Ст. 4.7.). Так что для для бизнеса любые проблемы с чеками ― это всегда стресс, который потенциально можете перерасти в проблемы с налоговой.  

Причины неотправки чеков ―  самые разные: от небольших технических сбоев в сетевой инфраструктуре, ЦОДе, в Интернет-подключении до серьезных аварий и хакерских атак. Это может быть условная рьяная уборщица, задевшая кабель, или падение Интернета в ЦОДе, а может быть полномасштабная ddos-атака, свидетелями которых все мы были в прошлом году. В этом случае, после того, как доступность сервиса будет восстановлена, все пробитые чеки уйдут в налоговую и можно будет восстанавливать нервные клетки.  

Еще одна причина того, что чеки могут не уходить в налоговую, ― это проблемы в  интеграции между кассой и платежным сервисом/интернет-эквайрингом/учетной системой. Например, если у клиента указаны разные налоговые режимы или отличается информация в тегах чека (“место расчета” и т.п.), не указано, что товар подакцизный или есть проблемы с кодом маркировки.  В этом случае, как и при других ошибках в чеках, нужно будет пробить чеки коррекции и не ждать вопросов от налоговой. 

Нет чека в налоговой ― есть дело с налоговой

И, наконец, касса не отправляет чеки, если закончился ресурс фискального накопителя. Самая громкая история здесь ― это судебное дело BelkaCar и налоговой. ФНС начислила каршерингу штраф в 259 млн рублей по ст. 14.5 ч. 2  КоАП РФ за неприменение ККТ― так как в течение недели компания не передавала чеки в налоговую. 

И только в апелляционном суде BelkaCar смогла переквалифицировать дело по другой статье ― ст. 14.5 ч. 4  КоАП РФ ― “Применение кассовой техники, которая не соответствует законным требованиям”. Компания смогла доказать, что кассы они применяли, но из-за окончания ресурса ФН чеки не уходили в налоговую. И штраф с 259 млн скостить до 5000 рублей. Но на это ушел год судебных разбирательств. 

Не все облачные кассы одинаковы

Рынок облачной фискализации появился шесть лет назад ― в 2017 году с кассовой реформой. В то время, естественно, не было понимания, как делать такие софтверные решения, многие компании запускались быстро и пытались захватывать рынок, не вкладывая в инфраструктуру. В итоге, до сих пор на рынке можно встретить довольно спорные стандарты, сформированные исторически. К примеру, общим местом стало обеспечивать доступность сервиса за счет увеличения количества касс. В 2018 году я сам подключал облачную кассу и мне в одной из компаний предложили для интернет-магазина с продажами 30 тысяч чеков в год ― три облачных кассы. Зачем? С такой нагрузкой и без необходимости резервирования достаточно и одной кассы.

Сейчас около 20 компаний предлагают услуги облачной фискализации, среди них: производители контрольно-кассовой техники, операторы фискальных данных, разработчики ПО для е-ком или кассового ПО, компании, предлагающие платежные решения и интернет-эквайеры. 

Наиболее известные на рынке:

·         Атол Онлайн

·         «Цифровая касса» Эвотора 

·         Orange Data от Штрих-М

·         Дримкас

·         Кит Инвест

·         Первый ОФД

·         ОФД.Ру

·         Бифит 

·         Е-кам

·         Модульбанк и др.

Другой вариант фискализации используют платежные агенты ― это, например, Робочеки от Робокасса, Cloud-чеки от Cloudpayments и ЮЧеки от ЮKassa. В этом случае общий пул касс регистрируется на агента, а мерчанты работают по агентской схеме ―  в чеке продавец будет указан в роли поставщика, а в роли продавца — сам сервис. Тут стоит иметь в виду комментарии ФНС в Письме от 2 мая 2023 г. № ЗГ-3-20/6089@ “О рассмотрении обращений”). 

В облаке и на точке

Есть еще один путь облачной фискализации ― когда у пользователя уже есть своя физическая касса на точке и к ней подключается сервис облачной фискализации. В этом способе есть свои плюсы и минусы. Да, предприниматель может сэкономить, но при этом ему самому нужно будет обеспечивать круглосуточную доступность кассы для онлайн-продаж. 

Встречаем по цене ― провожаем по доплатам

1. Стоимость аренды кассы и дополнительные платные услуги

В среднем, аренда облачной кассы стоит от 1000 до 3700 рублей в месяц. Но кроме той цифры, которая большими буквами указана на сайтах сервисов, стоит сравнить и другие расходы:

  • стоимость ФН ― эти расходы будут обязательны в любом случае в любом сервисе. Но цены на ФН могут отличаться у разных операторов. 
  • Добровольно-принудительные платные услуги, от которых нельзя отказаться. Например, может быть доплата за хранение ФН, помощь в регистрации кассы, за установку кассы, замену ФН.

От заката до рассвета 

2. Круглосуточная техподдержка. 

Сейчас практически все компании декларируют поддержку 24/7, но реальный уровень саппорта получится оценить только на практике. 

Крупные компании могут в индивидуальном порядке выставлять дополнительные SLА, но и для малого бизнеса будет критически важна доступность поддержки в выходные или ночью.

3. Услуги ОФД

Сервис может предоставлять уже включенный в тариф договор с ОФД. В этом случае не нужно будет заводить и вести второй договор с ОФД.

3. Помощь в регистрации кассы в налоговой. 

Эта услуга может быть как платной, так и бесплатной. Также некоторые сервисы предлагают поддержку в регистрации кассы через личный кабинет ОФД ― интерфейс ЛК ОФД может быть проще и удобнее для клиента, чем напрямую в налоговой. 

Связанные одним чеком

4. Интеграция с платежным сервисом, интернет-эквайрингом или CMS.

Сервис может предлагать уже налаженную бесшовную интеграцию с определенным эквайером или платежным сервисом. Тогда касса или эквайринг настраивается, что называется, “одной кнопкой”, а техподдержки обоих провайдеров будут хорошо взаимодействовать.  

Но если интеграции нет, ее придется настраивать дополнительно.  

5. Экспертиза на кассовом рынке. 

В бизнесе расслабляться не приходится ― законодательство постоянно меняется, соответственно, нужно обновляться и облачным кассам. С 2020 года маркировка постепенно распространяется на новые товарные группы, в 2021 году переходили на ФФД 1.2, в этом году сладкая газировка перешла под акциз. Так что сервисам облачной фискализации не обойтись без знаний и опыта в кассовом законодательстве, чтобы вовремя настроить и обновить кассы. 

Измеримый показатель: доля на кассовом рынке, период работы

Кто следит за ошибками?

6. Проактивный мониторинг касс

Сервис может автоматически отслеживать такие проблемы, как  чеки с ошибками и сообщать о них клиенту.

7. Замена ФН

Чтобы клиент не попал в ситуации, как у каршеринга, сервис может заранее, за месяц, предупреждать об окончании ресурса ФН.

Также в случае если ФН оказалась бракованной, “сгорела”, то сервис может брать на себя расходы по покупке и замене нового ФН. 

8. И не совсем очевидный критерий. 

Уточните, какой тип кассы предлагает сервис: ФА, ФС, Ф. 

ФС ― касса, подходящая только для онлайн-продаж;  

ФА ― касса, подходящая для онлайн-продаж, а также вендинга и развозной торговли, Ф ― универсальная касса. 

Если планируете позже подключать курьерку (допустим с мобильным приложением для приема и фискализации платежей), то касса ФС не подойдет ― перерегистрировать ее не получится. 

Информацию о типе кассе можно уточнить в сервисе или в Реестре ККТ ФНС.

Материал по теме

Системы MDM в российских реалиях: чек лист и несколько рекомендаций

Материал по теме

Нейросети в продажах. Как ИИ решает задачи продавцов на маркетплейсах

Материал по теме

Как сделать прогноз эффективности трафика из соц. сетей на товарные карточки Ozon

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Создание единой экосистемы образовательных сервисов, запуск пользовательского и корпоративного сайтов. Кейс ГК «Просвещение»

Издательство «Просвещение» давно превратилось в экосистему цифровых образовательных сервисов. Компания разрабатывает и продаёт игры и игрушки, а также организует просветительские проекты для учёбы и развития. О...

Узбекистан: стремительный рост электронной коммерции

Электронная коммерция в Узбекистане переживает бурный рост. За последние 10 лет она стала неотъемлемой частью экономики страны. Свидетельством этому служит динамичный рост числа маркетплейсов: на сегодн...

Онлайн-магазины хотят защитить от "сатанинской атрибутики"

Вице-спикер Госдумы Анна Кузнецова обратилась в Генеральную прокуратуру с просьбой проверить законность продажи "сатанинской атрибутики" в интернете. По словам парламентария, в последнее время к ней ...

Сеть Amazing Red открыла онлайн-магазин

Сеть мультибрендовых магазинов Amazing Red, предлагающая одежду, обувь и аксессуары в спортивном и уличном стиле от ведущих мировых брендов, таких как Puma, Nike, Asics и Hoka, объявляет о запуске интернет-мага...

7 факторов, которые делают программы лояльности эффективными

Исследование Antavo показало, что программы лояльности — один из наиболее эффективных маркетинговых инструментов во время спада покупательской способности. О том, какие факторы учесть при внедрении эффективн...

ECOM на Неделе Ритейла. Все о трендах, стратегиях лидерства и технологиях в eCommerce

Программа трека Ecom в рамках "Недели Российского Ритейла" строится с учетом современных вызовов и актуальной повестки развития электронной коммерции в стране, включая изменения российского законодательного ...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.