Покупка интернет-магазина: проблемы и решения

Игорь Бахарев

Оказывается, иногда проекты надо закрывать. Конечно же хочется их продать и получить побольше. И начинается самое сложно — оценка проекта.

Какие составляющие обычно есть у интернет-магазина:

  1. Доменное имя;
  2. Иногда некая торговая марка;
  3. CMS — система управления сайтом, движок. Сюда входят все примочки сайта с технической стороны;
  4. Контент — наполнение сайта с клиентской стороны;
  5. База клиентов;
  6. Некие товарные запасы;
  7. Какие-то арендованные площади;
  8. Какие-то договоренности с поставщиками;
  9. Какие-то задолженности перед третьими сторонами;
  10. Какие-то потоки доходов от третьих сторон;
  11. Какие-то договора с обязательствами;
  12. Рекламные компании и методология их ведения;
  13. Социальные сети и социальный капитал;
  14. Сотрудники и издержки на их содержание;
  15. Какое-то оборудование: компьютеры, принтеры, телефоны;
  16. Упаковочный материал для посылок.

Если проект продается без передачи юридического лица новому владельцу, то пункты № 3, № 7-12 и № 14 могут быть под большим вопросом, потому что:

3. CMS бывают разными, смена юр.лица может повлечь издержки на покупку полноценной лицензии заново. С самописными вообще куча проблем.;
7. Аренду могут и не передать новому лицу. Или она может быть вам неинтересна;
8. Поставщики могут не согласиться на сохранение скидок и условий для нового юр.лица;
9. Долги надо изучать тщательно, неизвестно, что может быть заложено в их обеспечение;
10. Доходы от третьих сторон, например по счетам, от курьерских служб или платежных систем. Они пойдут на старые реквизиты, а в случае с Почтой России такие потоки доходов могут идти до полугода и более. Это прямые риски для кассового разрыва;
11. Обязательства перед кем-то надо изучать как долги пункта № 7 — неизвестно, что там может быть заложено;
12. Рекламные компании могут не сохранить скидки по их ведению для нового юр.лица, или быть абсолютно неинтересны, если у покупателя свой отдел этим занимается;
14. Персонал всегда под вопросом. Это и квалификация, и лояльность, и клиенториентированность. А так же вероятность его сохранения для себя, а может и риски по увольнению окажутся слишком высокими.

Остальные пункты гораздо проще передать новому юр.лицу. Если рассматривать старое юр.лицо, то без аудита вообще никак нельзя покупать. Но это бизнес «под ключ», переоформляй и работай.

А как это все оценить? Большой вопрос, потому что:

  1. Доменное имя далеко не всегда важно. Его смена при грамотном подходе ни на что не повлияет. Возраст домена не важен, но привязка к бренду, однозначность трактовки домена, узнаваемость среди клиентов — очень важны. Ценность этого пункта индивидуальна для каждого отдельного покупателя;
  2. Торговая марка может быть оценена и с экономической и с практической точки зрения, методологии существуют;
  3. CMS — слабое место. Если она ужасная — ценность может только упасть. Если система самописная, то риск невозможности ее поддержания очень высок. Если это распространенная система, но изнутри сильно покоцаная, то это опять же минус, а не плюс. А миграция с одной CMS на другую — дело затратное;
  4. Контент ценен, когда он уникален. Если нет — ценность его оценивается только трудозатратами на сотрудников, которые заносят информацию на сайт. Это примерно 100-150 рублей за товар;
  5. Это важный момент, базу надо правильно оценить с точки зрения совершенных заказов, периодичности повторных заказов клиентами, состояние отношений клиентов и магазина. Вопрос ценный, но и труднооцениваемый. Скорее его лучше брать как самособой разумеющееся. И сравнивать со стоимостью привлечения такой же базы привычными методами е-коммерса;
  6. Это товары на складе. Может ценны, а может нет. Обременены обязательствами или нет. Спрос на них может быть постоянным, а может быть временным. Каждая позиция должна изучаться с точки зрения ее ликвидности, конкурентоспособности и условий с поставщиками;
  7. Арендные взаимоотношения могут быть и плюсом в зависимости от локации, а могут быть и минусом по тем же причинам при прочих равных. Ценность всегда индивидуальна и неоднозначна;
  8. Не так уж и важен этот вопрос, если у вас уже есть бэкграунд и опыт. Наработать базу поставщиков не так уж и сложно, все зависит от желания. Ценность этого пункта в затратах времени на наработку такого объема поставщиков;
  9. Долги всегда надо оценивать не в их номинальном значении, а во временном интервале с учетом инфляции, штрафов и долгосрочных последствий этих взаимоотношений. Долги — не всегда плохо, но это скорее ноль и минус, чем плюс;
  10. Потоки доходов — это хорошо. Они нужны как минимум для «поддержания штанов»: ФОТ, аренда, коммуналка, абонентские взносы. Обязательно оцениваются договора и условия потоков, а так же обязательства с нашей стороны по выполнению договоров. Ценность пункта высока, если вы можете их выполнить. Но если риски их невыполнения высоки — это серьезный аргумент в сторону дисконтирования предполагаемой стоимости проекта;
  11. Наши обязательства перед третьими сторонами — очень важный аспект. Тут все индивидуально. Пункт ценен, если непроблемный и не запущенный, иначе это чистый минус;
  12. Рекламные компании ценны своими показателями и общими показателями компании. Для первого времени работы проекта с новым руководством — это плюс, а дальше вопрос может быть пересмотрен. Ценность этого пункта велика только на период перехода, а дальше как фишка ляжет;
  13. Соц.сети — это имидж. Они не приносят денег, но это канал ощения с покупателями. Он важен и ценен ровно на столько, на сколько дорого наработать такую же базу;
  14. Сотрудники и издержки на их содержание. Хороший капитал, если хороший. Как говорил выше, важна профпригодность в глазах нового руководства. И лояльность к новому руководству;
  15. Компьютеры, принтеры, телефоны — это все зависит от сотрудников, от лицензионности софта, от стоимости содержания этого парка, о его рыночной стоимости для продажи и для замены всего что есть на новое. В общем и целом — это узкий вопрос, оценивается по принципу стоимости рабочего места сотрудника. Хлам никому не нужен.;
  16. Упаковочный материал для посылок важен тем, что он может быть брендирован. Фирменные пакеты — дорогое удовольствие. Пункт оценивается стоимостью заказа новой партии.

Вот и получается, что в оценке интернет-проекта при покупке скорее больше минусов, чем плюсов. Ценности, за которые стоит бороться: договора, клиентская база, точка аренды, если она удачная. Остальное влечет скорее издержки, чем плюсы. И получается, что сопоставить все надо с разработкой проекта с самого нуля по вашим хотелкам.

Последним аргументом в сторону покупки проекта может быть только временной ресурс, который будет сэкономлен на разработке своего решения без потока доходов.

Вывод:

Чтобы оценить стоимость проекта, надо собрать максимум информации. Скорость ее получения прямо пропорциональная скорости принятия правильного решения. А для продавца важно изначально учесть, какие его решения и компромисы сейчас могут принести ценность или убыток в будущем при непосредственной продаже проекта.

Материал по теме

Как писать ТЗ для сайта и полезные онлайн-сервисы для начинающих

Материал по теме

Итог дня обучения контекстной рекламе в AdWords

Материал по теме

О лучших работниках

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

13% пользователей отказываются от входа в интернет-магазин при сложных требованиях к паролю

Эксперты IT-компании edna проанализировали способы, с помощью которых российские покупатели идентифицируются в онлайн-магазинах и рассказали, какая авторизация безопасна и удобна пользователям. С 1 д...

Avito: 78% россиян при покупках в интернете отдадут предпочтение продавцам с подтвержденным профилем

Большинство пользователей онлайн-платформ при прочих равных условиях предпочтут совершить сделку с продавцом, чей профиль прошел проверку, следует из опроса, проведенного Авито.  Более 70% респондент...

Пользователи Авито теперь будут видеть числовое значение своей репутации

Авито обновил репутационную систему "Качество сервиса", запущенную в тестовом режиме в конце прошлого года. Теперь пользователи будут видеть не только цветовую категорию, в которую их определила система, но...

Яндекс Маркет выпустил комплекты кухонь и гардеробов под брендом Pragma

Яндекс Маркет начал продавать кухонные гарнитуры и гардеробные системы под брендом Pragma. Покупатели смогут купить как готовые комплекты, так и собрать свою комбинацию из подходящих по размеру и наполнению...

Авито становится классическим маркетплейсом?

Авито запускает отдельный раздел внутри мобильного приложения, где будут продаваться товары в новом и "как новом" состоянии только от проверенных продавцов с высокой репутацией. Товары будут доступны для покупк...

Средний доход МСП-ритейлеров на гендерных праздниках составил 10 млн

Эксперты банка "Бланк" проанализировали, как ритейлеры заработали на праздниках в феврале-марте 2024 года. Выяснилось, что за время праздников в периоды с 12 по 16 февраля, с 19 по 23 февраля и с 5 по 8 мар...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.