Интернет-магазин для крупного, среднего и малого бизнеса: выбираем подходящий стек
Игорь Бахарев
Стоит ли вам делать интернет-магазин на традиционном и популярном 1С-Битрикс или всё-таки лучше рассмотреть разработку на другом фреймворке. О плюсах и минусах каждого подхода и что делать, если вы выбрали неверный стек для разработки, рассказывает коммерческий директор Creonit Дмитрий Важенин.
Почему Битрикс популярен в России
Битрикс — самая популярная коммерческая CMS для разработки сайтов в России, согласно рейтингу iTrack за 2021 год. Среди компаний распространено убеждение, что любой магазин можно разработать на Битриксе, и он бесперебойно проработает долгие годы. К сожалению, это не всегда так. Если бизнес масштабируется, то интернет-магазин тоже: возрастает количество пользователей и заказов, увеличивается количество интеграций с внешними системами, меняется логика бизнес-процессов и поддерживать магазин становится сложнее.
-
Хороший маркетинг.
-
Битрикс синхронизируется со всеми продуктами 1С, которые тоже востребованы в России. Если бизнес уже пользуется каким-то софтом от 1С, он чуть ли не автоматически переходит на Битрикс для разработки сайтов. Потому что у этих решений один провайдер и, можно сказать, общая экосистема.
-
В Битрикс встроены интеграции со всеми российскими службами доставки и сервисами оплаты.
-
CMS проста в использовании для бизнеса, если не делать кастомных модулей.
Для какого бизнеса подойдёт интернет-магазин на Битриксе
1С-Битрикс подойдет для любых небольших интернет-магазинов, независимо от их специфики. Широкая функциональность и гибкие инструменты для создания и управления электронной коммерцией позволяют настраивать каталог товаров, управлять ценами и акциями, обрабатывать заказы и осуществлять доставку.
1С-Битрикс стоит использовать для небольших интернет-магазинов, если:
-
Большая часть или вся необходимая функциональность для создания проекта уже есть в системе и не требует дополнительных разработок;
-
Разработчики, которым вы доверяете, работают только с этой платформой;
-
У вас есть успешно реализованные проекты на этой системе, и вы довольны результатом.
Магазин с большим количеством товаров, ежедневного трафика и активных пользователей быстро начинает требовать больше, чем предлагает «коробка».
С какими сложностями может столкнуться крупный бизнес в работе на Битриксе
Не всё, что хорошо для малого и среднего бизнеса, подойдёт и для крупного. Рассмотрим, с какими сложностями может столкнуться крупный бизнес в работе на «Битриксе».
Сложности в поддержке и масштабировании магазинаСо временем проект может начать упираться в рамки «коробки». Если потребуется настроить нестандартную фильтрацию в каталоге, это можно сделать только с помощью кастомизации модулей. Если регулярно создавать новые, то интернет-магазин может стать тяжелым, а скорость загрузки страниц упасть. В современном мире это — приговор. Сайт, который не открывается за 3 секунды, теряет пользователей. Это может усложнить добавление новых функций и интеграций.
Кастомизированные модули нужно поддерживать вручную. Они не будут обновляться вместе со всей CMS автоматически. Это может привести к увеличению технического долга — проблем в коде или архитектуре, которые дорого исправлять при поддержке интернет-магазина в будущем.
Сложно проверять гипотезы и инвестировать в новые функции
Нередко случается ситуация, когда под давлением страха, что на Битриксе разрабатывать нестандартные функции может быть долго и дорого, бизнес не проверяет продуктовые и маркетинговые гипотезы. В итоге они не конвертируются в деньги, и магазин не развивается. Цена технической поддержки проекта остаётся низкой на цифрах, но не реализуется весь потенциал бизнеса.
Чтобы сохранять конкурентное преимущество на рынке, нужно внедрять что-то новое. Например, в 2019-2020 годах крупные интернет-магазины стали показывать рекламу в виде сториз на главной странице — у многих формат сохранился до сих пор. Он позволяет показывать больше специальных предложений, чем традиционные карусели с баннерами, потому что занимает меньше места. При этом сториз цепляют глаз пользователя и толкают к тому же поведению, что и в соцсети, из которой они перекочевали, — желанию проверить, «что там нового». Внедрение сториз в интернет-магазин может увеличить конверсию в открытие рекламы, а вместе с тем и в покупку.
Но не каждая компания, у которой магазин на Битриксе, сможет проверить это, потому что разработка сторис будет долгой и может замедлить загрузку страниц.
В итоге, если бизнес годами будет откладывать добавление новой функциональности из-за сложности разработки, пользователи медленно перетекут к конкурентам.
Смета: сравнение разработки функций на Битрикс и Django (Python)
В качестве сравнения возьмём фреймворк Django (Python), потому что Python — один из самых популярных языков программирования в России и мире, а Django — один из популярных фреймворков. Мы делаем проекты и на Битрикс, и на Python, поэтому можем оценить рыночные цены и человеко-часы на задачи.
На примере реальной сметы рассмотрим разницу в часах на создание функций на фреймворке Django и 1С-Битрикс и разберём, какая разработка дешевле.
Сравнение стоимости и оценка в часах на внедрение функциональностей. Стоимость в рублях
Стоит отметить, что в приведённых выше задачах мы рассматриваем случай, когда Битрикс уже кастомизирован настолько, что готовые модули нельзя брать, потому что логика оплаты переписана целиком.
Например, у СберМаркета есть готовый модуль интеграции, но на переписанную логику оплаты он уже не встанет. У MindBox тоже есть готовое решение, но там очень много ограничений, поэтому лучше сразу делать кастомный модуль.
В смете видно, что фреймворки Python выигрывают и в скорости разработки, и в цене. Битрикс хорош, пока бизнесу хватает готовых модулей. Но как только появляются первые кастомизации и изменения в бизнес-логике, на разработку новых функций в CMS уходит больше времени.
Битрикс-разработчиков сложно искать и заменять в случае ухода.
На рынке мало 1С-Битрикс разработчиков. Их сложно искать, нанимать и обучать. При этом у программистов не всегда хватает знаний, чтобы поддерживать интернет-магазин с большим количеством кастомизаций. На такие задачи нужны разработчики уровня middle и senior.
На начало ноября 4708 доступных резюме 1С-Битрикс разработчиков. Для сравнения, резюме Python-разработчиков больше 20 000.
Дефицит кадров приводит к тому, что их сложно заменять в случае ухода. Из-за этого работа над проектом может встать в любой момент. Сравнение рынка битрикс и python-разработчиков.
Разработчиков на Python в разы больше, чем на Битрикс — 12 000 релевантных резюме на HeadHunter. По данным исследования JetBrains, в качестве основного языка программирования Python на втором месте по популярности в России после JavaScript.
На этой технологии подбор кадров идёт быстрее и дешевле, без издержек на рекрутинг.
1С-Битрикс или Django?
Небольшому интернет-магазину лучше всего подойдёт Битрикс, потому что все необходимое будет в коробке.
Крупному бизнесу выгоднее писать интернет-магазин с нуля на фреймворках Python, потому что:
-
Time to market функций ниже. Функциональность и интеграции на фреймворках Python делать быстрее. Для сравнения, интеграция интернет-магазина с программой для автоматизации бизнеса SAP займёт 589 часов на Битриксе и 481 час на Python. Интеграция с SetRetail — 63 часа на Битриксе и 27 часов на Python.
-
Легко искать специалистов. Найти человека с нужными навыками из 12 000 питонистов проще, чем из 4000 битрикс-разработчиков.
-
Можно тестировать любые гипотезы. Бизнес перестанет сталкиваться с возражениями «эту функцию невозможно сделать на Битриксе». Новые функции будут конвертироваться в деньги. Пользователи не уйдут к конкурентам, потому что у них удобнее фильтрация или личный кабинет.
-
Скорость загрузки страниц быстрее. У фреймворков Python высокая скорость обработки данных. Сайты, сделанные на этих фреймворках способны обрабатывать большой объём трафика и заказов.
-
Возможность сделать общий бэкенд для сайта и мобильного приложения. Можно разработать API, а затем интегрировать в него фронтенд сайта и мобильного приложения. Так оба продукта будут обращаться за данными к одному бэкенду — это упрощает синхронизацию и обновление информации.
Например, если компания поменяет логику сортировки каталога или работы с остатками, то информация на сайте и в мобильном приложении обновится одновременно. Кроме того, разработка одного бэкенда для обоих продуктов делает проект дешевле.
Сколько стоит перенести интернет-магазин с Битрикса на фреймворки Python
Что делать, если ваш интернет-магазин на «1С-Битрикс» уже тяжело прогружается, а количество товаров, трафика и необходимых функций продолжает расти? Одно из решений — перенести проект на один из фреймворков Python.
Мы посчитали смету такого переезда. Цена за каждого специалиста в команде — в месяц в рублях.
Сметы сделаны на основании состава команд, работавших на двух проектах наших заказчиков
У битрикс-разработчиков в команде цена выше, потому что на поддержку интернет-магазина с кастомизированными модулями нужны senior-специалисты. Если нестандартные функции будут разрабатывать джуны — на это уйдёт в два раза больше времени, плюс потребуется устранять баги. При этом для переноса проекта на фреймворки Python и его будущей поддержки подойдут middle-разработчики.
ФОТ команд указали с учётом налогов, отпускных и ежегодной индексации зарплат на 20%.
Стоимость команд 1С-Битрикс и Python-разработчиков с учётом индексации зарплат
По нашему опыту, перенос интернет-магазина на фреймворки Python займёт около 9 месяцев и обойдётся примерно в 11,5 миллионов рублей.
Работа будет проходить в несколько этапов:
-
Проектирование интернет-магазина — 3 месяца. Этап нужен, чтобы продумать бизнес-логику, инфраструктуру и согласовать необходимую функциональность. В это время параллельно продолжается поддержка интернет-магазина на Битриксе.
-
Разразработка интернет-магазина на Python в течение 9 месяцев.
-
Запуск интернет-магазина на Python. С этого момента можно не поддерживать интернет-магазин на Битрикс, расходы на команду уменьшаются.
-
Далее стоимость поддержки интернет-магазина будет уменьшаться каждый месяц, потому что активная разработка завершилась. Временами нужно будет только устранять ошибки и разрабатывать новые функции по необходимости.
Вложения на перенос интернет-магазина на Python окупятся через 20 месяцев, с начала его проектирования. С этого момента стоимость поддержки станет меньше в сравнении с Битриксом, потому что:
- Нет издержек на простаивание проекта, если битрикс-разработчик ушёл, и ему не нашли замену.
- Нет издержек на рекрутинг нового специалиста.
- Фичи разрабатывают быстрее.
- Не нужно делать «костыли» — меньше технический долг.
Выводы
Покупая Битрикс, пользователь получает решение большого количества задач из коробки. Если магазину в будущем не потребуется масштабирование и не нужна особенная функциональность (интеграции, платёжные системы и другое) — смело делайте его на Битрикс.
Крупному бизнесу стоит разрабатывать интернет-магазин на масштабируемом фреймворке, например Django (Python). Перенос интернет-магазина с 1С-Битрикс на фреймворки Python выгоден только крупным компаниям, потому что вложения требуются большие, а срок окупаемости не очень быстрый. Для маленькой компании такой срок может быть приговором.
Интернет-магазин лучше делать на 1С-Битрикс, если:
-
У вас небольшой интернет-магазин, где не много товаров.
-
Не планируете внедрения серьезных интеграций, например автоматизации с Mindbox.
-
Вам хватит функциональности «из коробки» для задач вашего бизнеса.
Интернет-магазин лучше делать на фреймворках Python, если:
-
Хотите уменьшить time to market функций, чтобы тестировать разные гипотезы, расширять аудиторию и увеличивать продажи.
-
Хотите снизить издержки на найм специалистов и избежать простоя проекта
-
Планируете регулярно масштабировать интернет-магазин и не хотите балансировать между необходимостью добавлять новые «костыли» и страхом, что магазин станет загружаться медленнее.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте