Семь трендов развития eСommerce в 2023 году

Игорь Бахарев

Мультиплатформенность, внедрение искусственного интеллекта в онлайн-продажи и необходимость быть везде и сразу. Директор Tinkoff eCommerce Илья Кретов рассказал о трендах, которые будут двигать рынок электронной коммерции в 2023 году. 

Согласно нашему исследованию, за последний год количество транзакций россиян на маркетплейсах увеличилось на 43% по отношению к 2021 году. Такой динамичный рост спроса свидетельствует о постепенном переходе покупателей из офлайна в онлайн и рост оборота интернет-магазинов и маркетплейсов. Однако в сравнении с другими странами с более развитым eСommerce - такими как Китай, Великобритания или Южная Корея - российский рынок онлайн-торговли все еще мал. Тем внушительнее его потенциал к росту. По нашим прогнозам, в ближайшие годы его объем может увеличиться в 2-3 раза относительно 2022 года - то есть в скором будущем текущие 5 трлн превратятся в 15 трлн рублей оборота.

Мы видим семь ключевых факторов, которые будут способствовать развитию eСommerce в России в 2023 году и сформируют новые привычки у покупателей и продавцов. 

Мультиплатформенность

Потребитель стоит во главе всех бизнес-процессов: предприниматель должен понимать привычки и поведение клиента, знать, чем он занимается каждый день, и строить предположения, где и как можно привлечь его внимание. По данным Тинькофф Селлер, с каждой дополнительной подключенной платформой продаж обороты у предпринимателей увеличиваются в 1,5-2 раза. Для развития бизнеса в интернете необходимо быть открытым и стараться охватить как можно больше каналов: вести продажи на разных маркетплейсах, иметь собственный интернет-магазин, аккаунты во всех социальных сетях, популярных среди целевой аудитории, активно использовать рекомендательные сервисы и онлайн-карты (Яндекс Карты, 2GIS, пр.).

У каждого из каналов есть свои преимущества, которые надо учитывать при создании бизнес-стратегии. Если говорить об интернет-магазине, он предлагает покупателю более персонализированный подход и помогает сформировать более глубокое представление о продукте и бренде. 

Что касается маркетплейсов, у каждого из них своя ресурсная база - наработанная аудитория, встроенные инструменты продвижения, отлаженные алгоритмы работы и пр. Они на старте упрощают бизнесу освоение онлайн-продаж и позволяют быстрее найти своего покупателя. Однако при работе на разных маркетплейсах предприниматели вынуждены тратить большое количество времени на контроль рутинных процессов (обновление наличия товаров, отслеживание спроса, мониторинг популярных категорий товаров и пр.). 

Экономичное потребление в непродовольственных категориях 

2022 год принес много изменений, которые критично повлияли на потребительское поведение и спрос в целом. Люди стали больше экономить и совершать меньше импульсивных покупок, средний чек почти во всех товарных категориях снизился. Согласно нашим данным, даже в высокий предновогодний сезон потребители не только уменьшили объемы трат, но и в целом реже совершали транзакции. 

Этот тренд сохранится и в 2023: экономическая нестабильность, политический контекст, сокращенный горизонт планирования - все это будет способствовать желанию людей накапливать средства, исключая из жизни спонтанные покупки. Больше всего это скажется на категориях товаров для дома и электроники из-за высокого среднего чека и отсутствия необходимости регулярно обновлять подобные товары. 

В связи с этим начинающим онлайн-предпринимателям рекомендуем аккуратнее подходить к выбору ниши и оценивать риски, а тем, кто уже работает в этом сегменте, - заглянуть за его пределы, а также внедрять новые формы оплаты, такие как кредитование клиентов или покупки долями. Лучше всего будет чувствовать себя категория eGrocery: по данным Data Insight, в 2022 она выросла на 75% относительно предыдущего года. По прогнозам, в 2023 положительная динамика в этом сегменте сохранится, хотя темп развития будет замедляться.  

С2С-платформы и продажи через социальные сети и мессенджеры 

Еще одним трендом 2023 года станет активный рост торговли на C2C-платформах, вроде Avito или Юлы, а также прямые онлайн-продажи между пользователями через соцсети и мессенджеры. По данным исследований, число россиян, которые ежедневно проводят время в социальных сетях, выросло на семь миллионов с 2021 года и составило 72% от всего населения страны. 

Эти платформы постоянно привлекают новый трафик и активно развивают собственные экосистемы с возможностью торговли внутри площадки, как это делает, например, VK. Кроме того, на фоне общего тренда на экономию и усиление экологической осознанности люди будут стремиться повторно использовать вещи или покупать товары с рук, что приведет к росту онлайн-продаж между пользователями и разнообразия C2C-платформ. 

Развитие нишевых (вертикальных) маркетплейсов

Универсальные маркетплейсы вроде Wildberries или Ozon не всегда могут удовлетворить все потребности покупателей: порой людям необходима возможность настроить многоуровневый поиск по специфическим параметрам - например, указать год выпуска машины, разновидность модели или тип детали устройства. Кроме того, им важна экспертиза самой платформы в конкретном сегменте, как, например, при выборе автозапчастей, товаров для ремонта или специализированного оборудования. Эту нишу закрывают собой вертикальные маркетплейсы, которые специализируются на одной категории и предоставляют покупателю выбор товаров внутри сегмента с глубокой детализацией его запросов. 

По нашим прогнозам, в России и СНГ в ближайшие пять лет появятся более 200 нишевых маркетплейсов, которые будут удовлетворять конкретные потребности аудитории.

Уже сейчас мы видим впечатляющие кейсы подобных платформ на российском рынке: цветочный Flowwow с оборотом 2,5 млрд рублей покорил Россию и Беларусь и планирует развиваться в Великобритании, Леруа Мерлен остается одним из лидеров в категории товаров для дома, а Lamoda демонстрирует рост среднего чека относительно 2021, несмотря на общее снижение покупательской активности. Потребителю нравится видеть, что площадка обладает глубоким пониманием его потребностей и позволяет максимально точно подобрать необходимые товары, используя узкоспециализированный поиск. 

Необходимость использования AI и ML в онлайн-продажах 

Умные технологии помогают оптимизировать бизнес-процессы, общаться с клиентами, анализировать большие массивы данных и строить рекомендации на основе статистики. Эффективность онлайн-продаж будет в том числе зависеть от использования искусственного интеллекта и машинного обучения. На основе умных технологий уже созданы различные инструменты, помогающие предпринимателям повышать эффективность взаимодействия с потребителями. Согласно статистике Amazon, персонализированная лента рекомендуемых товаров, созданная на основе поисковых запросов и просмотров, может увеличить продажи на 35%. Установка интеллектуального чат-бота позволит реагировать на запросы клиентов круглосуточно и подбирать быстрые решения их проблемам на основе больших данных. 

Многообразие платежных опций для потребителя 

Согласно данным Baymard Institute, средний показатель брошенных корзин составляет 69,8%. Одна из ключевых причин незавершения заказа - недостаточный выбор платежных опций. Чтобы подтолкнуть клиента к финализации покупки, платформы стали предлагать все новые и новые инструменты оплат. 

Помимо уже давно привычных механизмов оплаты картой и рассрочки, все большее распространение получает оплата товаров c помощью QR-кодов, а также форматы BOPIS (Buy Online Pay In Store) и BNPL (Buy Now Pay Later). Последний из них активно набирает популярность благодаря своему удобству как для покупателей, так и предпринимателей: сервисы платежей долями позволяют клиенту оплатить только часть заказа сразу, а остальная сумма списывается равными долями автоматически в течение определенного периода до 100% оплаты. Продавцу же в свою очередь ждать не приходится: полная стоимость покупки поступает на его счет в первые же дни после совершения заказа. Такая модель позволяет облегчить в моменте финансовую нагрузку покупателя, а значит, увеличить средний чек и уменьшить процент брошенных корзин.

Развитие уникальных торговых марок на маркетплейсах

Растущая конкуренция на онлайн-платформах и необходимость выделиться среди обилия похожих товаров мотивируют предпринимателей работать под уникальными торговыми марками. По нашим внутренним данным, более 20% наиболее активных селлеров продают товары на маркетплейсах под своим брендом. Создание уникальной торговой марки позволяет не только подчеркнуть ключевые качества продукции, но и развивать целостную бизнес-модель, объединяя все каналы под одним брендом. 

Хороший пример этого тренда - бренд Septivit, победитель Tinkoff eCommerce Awards 2022 в номинации "Производитель года". В 2020 года селлер начал свой путь с продаж антисептиков и бытовой химии на маркетплейсах, а в 2021 решил создать уникальную торговую марку, под которой в первые пять месяцев вышел на оборот более 15 млн рублей в месяц.

По нашим прогнозам, доля российского рынка электронной коммерции достигнет 30% от всех розничных продаж в самые ближайшие годы. Малый и средний бизнес, который хочет развиваться в онлайне, должен учитывать все изменения в индустрии и оценивать возможности для развития: присутствовать на всех платформах, анализировать покупательский спрос и популярность у целевой аудитории различных каналов сбыта, а также не бояться использовать новые технологии и сервисы для привлечения и удержания клиентов.  

Материал по теме

Счастьеномика, мультидроп и рациональные покупки – потребительские тренды 2023

Материал по теме

Buy now, pay later - яркий тренд eСommerce 2023 или как решить проблему брошенных корзин

Материал по теме

Глобальный рынок электронной коммерции: 8 трендов в 2023 году

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Татьяна Бакальчук прогнозирует рост оборота Wildberries в 2024 году на 60%

По итогам 2023 года оборот Wildberries превысил 2,5 трлн рублей, а в 2024 году компания ожидает рост этого показателя, сообщила генеральный директор Wildberries Татьяна Бакальчук. "Прогноз на 2024 ...

Спрос на handmade в России: тренды 2024 года

Аналитики Авито провели исследование динамики продаж товаров ручной работы на платформе за первые месяцы 2024 года. Результаты показали, что россияне все чаще отдают предпочтение изделиям ручной работы, что...

Маркетплейсы требуют новых кадров

Спрос на специалистов по онлайн-торговле взлетел на 27%, отмечают в своём исследовании аналитики платформы для поиска работы hh.ru и эксперты Центра развития предпринимателей PRO Wildberries. За посл...

Яндекс Маркет меняет позиционирование

 Яндекс Маркет представил новое позиционирование бренда. Сервис уже обновил визуальный стиль, логотип и главную страницу сайта. Теперь фирменные цвета маркетплейса - это яркое сочетание красного и жёлтого. ...

Сантехника и мебель для ванной: россияне переходят в онлайн

Ипотечный бум 2023 года и стремление россиян сберечь свои накопления стимулировали спрос на сантехнику и товары для ванной комнаты, что привело к росту покупок в интернет-магазинах. Как говорится в данных и...

Яндекс Маркет построит в Казани новый фулфилмент центр в 2025 году

Яндекс Маркет и компания R1 development, при участии Правительства Республики Татарстан, заложили первый камень будущего фулфилмент центра маркетплейса в логистическом парке "Дружба" в Республике Татарстан....

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.