Как интернет-магазинам использовать силу социальных доказательств?
Игорь Бахарев
Психология не такой уж бесполезный предмет, как нам в своё время пытались преподнести его в вузах. Некоторые её явления мы в
Чтобы кратко объяснить, что такое социальное доказательство (social proof) и почему мы посвятили ему целую статью – предлагаем вернуться на пару минут в 90-е. Просто вспомните то время, когда мы не были избалованы витринами супермаркетов, гипермаркетов и торговых центров, а закупались по выходным на обычных рынках.
Мы покупали интуитивно – без рекламы, флаеров и прочих маркетинговых прелестей. Приходили, смотрели на прилавки и каким-то образом выбирали среди десятков продавцов. Спасибо социальному доказательству.
Да, это именно оно подсказывало нам: «Иди к тому прилавку с помидорами, где подешевле и рядом с которым толпятся люди». И мы шли, ориентируясь на них.
Мнение и поведение людей для нас было тогда сигналом для принятия решений. Когда мы чувствуем неуверенность в чём-то, то ориентируемся на действия других, чтобы самим принять решение. Иными словами – нам нужно социальное доказательство. Что, если использовать его убойную силу в своих интересах – например, для повышения доверия к вашему интернет-магазину?
Отзывы о товаре
Отзывы – основа основ феномена под названием «социальное доказательство». Пожалуй, только ленивый владелец интернет-магазина не уделяет внимания отзывам.
Человек, зайдя в интернет-магазин за обычным холодильником, скажет себе: «Сколько же здесь много всяких моделей, а какая из них лучше, с какой я не прогадаю?». Потенциально карточки товаров с 4 или 5 звёздами будут привлекать к себе гораздо больше внимания, чем карточки с 1-3 звёздами или вообще без них.
Покупные это отзывы или нет, а первая задача выполнена – карточки привлекли к себе внимание. Далее в них мы решаем вторую задачу – устанавливаем доверие за счёт опыта других пользователей.
Вот Руслан из Самары оставил отзыв о холодильнике, а чуть ниже Светлана из Кургана высказала претензии по сервисному обслуживанию. Их отзывами мы компенсируем недостаток информации о товаре, тем самым вольно или невольно прислушиваемся к мнению таких же людей как и мы. Работает принцип «свой-свой».
Для его усиления в отзывах вашего интернет-магазина можно использовать следующие элементы:
- имя и фамилия пользователя, оставившего отзыв
- фотография
- возраст
- должность (особенно актуально для B2B-продаж)
- фото- или –видео отзывы, показывающие возможности товара или результаты работы. Если продаёте фотоаппараты – покажите, насколько качественными получаются фотографии.
Одно условие – страница с отзывами должна соответствовать целевой аудитории. Например, состоятельный бизнесмен из Москвы вряд ли проникнется доверием к вашему интернет-магазину часов, если рядом с карточкой Rolex будет размещён отзыв домохозяйки из Иваново.
Отзывы об интернет-магазине
С одной стороны, негатива в отзывах о себе любимых боятся многие интернет-магазины, с другой стороны, сколько из этих многих пытались использовать негатив в свою пользу, да ещё на своём сайте?
Например, в гипермаркете Wikimart есть целый раздел отзывов. Нужно сказать, что средняя оценка пользователей магазину – всего 3 из 5. Несмотря на это, он показывает пользователям, что магазин ничего не скрывает, что он готов дать слово клиентам и при необходимости решить возникшие проблемы «не отходя от кассы». Негативно или позитивно воспримут пользователи эту пресловутую тройку?
На социальное доказательство здесь также работают:
- общее количество оценивших
- количество подробных оценок с разбивкой по категориям. Например, качество товаров, уровень обслуживания, скорость доставки и др.
Сила в количестве?
Цифры подталкивают к принятию решений на подсознательном уровне. Представим себе такую ситуацию - пользователь находит в пяти интернет-магазинах нужную ему модель телевизора. Цены во всех пяти магазинах примерно одинаковые – плюс-минус тысяча рублей. По каждому из товаров доступна статистика покупок – в первом магазине телевизор купили 1000 раз, во втором – 100, в третьем – 10, в четвёртом – один раз, в пятом его не покупали вовсе. Какой из магазинов выбрали бы вы на месте пользователя?
Ответ очевиден. Приведём лишь некоторые количественные социальные доказательства, которые чаще других практикуются в отечественном e-commerce:
Социальные доказательства в B2C-продажах |
Социальные доказательства в B2B-продажах |
Количество заказов |
Сколько лет интернет-магазин на рынке |
Количество клиентов |
Количество клиентов |
Количество рекомендаций |
Количество партнёров |
Количество регионов, с которыми работаете |
Количество сотрудников |
Количество подписчиков в рассылке |
|
Количество подписчиков в группах в социальных сетях |
Кстати, обычные счётчики посещаемости в интернет-магазинах также несут в себе смысловую нагрузку для пользователей. Социальное доказательство, показывает, что в магазин заходят реальные люди, а не боты.
Другой мощный вариант использования количественного социального доказательства – социальное доказательство в динамике. Представим, что пользователь зашёл в интернет-магазин, начал просматривать аукционную модель телевизора.
Наши действия: показать в карточке товара: сколько товаров осталось на складе, сколько сейчас людей просматривают именно эту карточку товара.
Как может работать этот механизм во время проведения акций? Пользователь видит акционный товар и замечает, что сейчас его просматривает ещё сотня людей. Если товара мало, если его цена выгодна для большинства пользователей, то такой товар, естественно, не залежится. Щелчок в сознании покупателя!
Продажа экспертизы
Вспомните, как производители зубных паст рекламируют их на телевидении – на экране появляется человек в белом халате, представляющий очередное тайное общество – ассоциацию стоматологов г.Урюпинска. Далее начинается хвалебная ода пасте, опирающаяся на данные очередных исследований.
Если ваш интернет-магазин не может похвастаться наработанными исследованиями или связями с экспертами рынка, покажите пользователям свои достижения: сертификаты, лицензии, дипломы сотрудников и т.п. На экспертизу также работают публикации в СМИ: интервью, комментарии к новостям и т.п.
Или нарастите собственную экспертизу. Например, если ваш интернет-магазин продаёт электронику, то, наверняка, у вас в штате есть человек, который лучше других знает особенности телевизоров Sony. Дайте ему слово.
Покупают у людей
Описанный в начале этой статьи случай на рынке показывает феномен социального доказательства и с другой стороны. Выбирая товары на рынке или в магазине, мы покупаем у людей. Если нам понравилась цена, уровень обслуживания, да просто по душам поговорили с продавцом – вероятно, мы вернёмся к нему снова.
С интернет-магазинами сложнее. Мы заходим на сайт, ищем, сравниваем и выбираем. Одни. Поэтому наша задача – разработчиков и владельцев интернет-магазинов – «очеловечить» взаимодействие пользователя с ними, создать ощущение, что он покупает у людей, а не у бездушного сайта.
Что можно использовать для этого:
- фотографии менеджеров, рядовых сотрудников интернет-магазина
- небольшие истории о компании, об интересных историях покупок пользователей, о решении конкретных проблем
- форма «Задать вопрос», горячая линия, рабочие телефоны сотрудников с указанием имени и фамилии
Некоторые интернет-магазины идут дальше и приглашают для рекламы своих товаров знаменитостей. Наверняка вы сразу вспомните «M.Видео» или «Эльдорадо». Принцип такого вида социального доказательства прост – «если знаменитость рекламирует товары интернет-магазина, скорее всего, она что-то заказала в нём, следовательно, она осталась удовлетворена работой магазина». И снова щёлк в сознании покупателя!
Совет: звезда должна ассоциироваться с вашим интернет-магазином или с рекламируемым товаром. Будет странно, если рекламу ноутбуков вы доверите известному стоматологу.
С кем дружите?
Взяли статуэтку в престижном конкурсе интернет-магазинов, стали партнёром известного игрока на рынке, вступили в ассоциацию – расскажите об этом вашей аудитории. Нет, конечно, не нужно вываливать всё и сразу на главной странице магазина, достаточно создать небольшой раздел или блок.
Если вы замечали, известные интернет-магазины выносят в «подвал» сайта логотипы не менее именитых партнёров, значки, подтверждающие участие в профильных ассоциациях и прочие регалии.
Бестселлеры
Предположим, что в вашем интернет-магазине только в категории «Магнитолы» более 500 различных моделей. В общем, есть из чего выбрать. Однако будет ли пользователь открывать каждую карточку товара, смотреть отзывы? Конечно, нет. Ему нужен ориентир, который бы не «впаривал» товар, а помогал сделать выбор.
- товар дня/недели/месяца
- с этим часто покупают
- с этим товаром также смотрели
Социальные сети
Виджеты социальных сетей, лайки, расшаривания сродни настоящим отзывам пользователей. Можно брать не только количеством: лайками, расшариваниями, но и качеством: ответами на вопросы пользователей, кейсами.
Контент-маркетинг
Здесь две стороны: контент, который создаёте вы и контент, который потенциально могут создать пользователи вашего интернет-магазина.
По первому: видео обзоры товаров, видео отзывы покупателей, исследование вашей ниши, обзор с привлечением экспертов отрасли. Всё это можно легко уместить в формат блога. Главное показать, что вы заинтересованы в создании контента, который поможет пользователям с их радостями и переживаниями, с их проблемами и разочарованиями.
По второму: кроме сотрудников, вовлекайте в создание контента ваших пользователей, клиентов. Каким образом? Для начала предложите «возможности»: возможность задать вопрос, обсудить товар, поделиться фотографией, отзывом.
Например, вот так.
или так
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте