Китай меняет правила игры для российских экспортеров

Игорь Бахарев

Китай изменил порядок взимания налога на импорт. Согласно новым правилам, которые вступят в силу в апреле, налог на добавленную стоимость составит 11,9%, а посылки до 2000 юаней ($306) освобождаются от пошлин. 

Согласно действующему закону, стоимость товаров в зарубежной посылке, предназначенных для личного пользования гражданина Китая, не должна превышать 1000 юаней ($153), при этом ежегодный лимит — 20 000 юаней ($3055). Налог составляет 10%-50% от стоимости продукции в зависимости от ее типа, но если налог меньше 50 юаней ($7.65), то потребитель освобождается от уплаты пошлины. 

Основные категории товаров и размер пошлины: 

  • Продукты – 10%
  • Алкоголь – 50%
  • Одежда – 20%
  • Косметика – 50%
  • Электроника – 20%

Новый законопроект положительно скажется на деятельности продавцов тех товаров, которые облагаются высокими пошлинами. Например, китайский покупатель приобретает рубашку за $20. Согласно старым правилам, он должен заплатить пошлину в размере $10, а после вступления в силу новых — всего $5.95 (налог на добавленную стоимость 11,9%). Другим ритейлерам инициатива может повредить. Так, посылки с зарубежными продуктами и товарами для детей могут стать для китайцев значительно дороже.

Сейчас в Китае действуют упрощенные правила ввоза товаров в страну, которые позволяют зарубежным ритейлерам реализовывать свою продукцию на территории 10 зон свободной торговли без прохождения проверок и таможенной очистки. Однако, китайские продавцы выступили против такой системы, так как они обязаны платить пошлину за ввоз товаров в страну, а также взимать с покупателей НДС в размере 17%. 

Представитель китайского онлайн-ритейлера детских товаров Leyou заявил, что считает такую политику несправедливой, потому как продавцы из других стран находятся в более благоприятных условиях. Кроме того, иностранные товары не проходят государственную проверку, поэтому качество их продукции может быть под вопросом. 

Из-за падения рубля все больше ритейлеров из России задумываются об экспорте в Китай. Для того, чтобы наладить сотрудничество, нужно принять во внимание множество факторов, включая востребованность конкретной продукции в КНР. На сегодняшний день Китай наиболее активно импортирует следующие категории товаров (в скобках указан рост за последние пять лет): 

  • Предметы искусства и коллекционирования (+7,061%)
  • Злаки (+477%)
  • Молочные продукты, яйца, мед (+402%)
  • Сахар (+395%)
  • Мясо и морепродукты (+278%)

Отметим, что именно продукты являются основными товарами, которые в Китай поставляют продавцы из России. Как рассказывал Гендиректор российского подразделения  JD Виктор Сюй, китайские потребители особенно ценят российское молоко и рыбную продукцию, крабов, креветки, шоколад, некоторые сорта пива, кондитерскую продукцию.

Впрочем, пока нельзя сказать наверняка, как нововведение повлияет на продавцов из России, которые уже занимаются ввозом товаров в Китай.

Экс-министр сельского хозяйства Российской Федерации Елена Скрынник считает, что в России, к сожалению, очень мало таких интернет-площадок, которые могут массово заинтересовать китайских интернет-пользователей. «По сравнению с Aliexpress наши небольшие интернет-магазины просто незаметны. Хотя, некоторые могут продавать какую-то эксклюзивную сувенирную продукцию, но на сувенирах нельзя построить массовый экспорт», - рассказала она Epepper.ru. Налог на покупку продуктов питания в результате новых инициатив вырастет на 2%, поэтому новые законы будут лишь мешать экспорту российской продукции. «Наиболее выгодна данная ситуация будет для производителей косметики, там налог уменьшится на 38%, но российские производители косметики немногочисленны и не популярны за рубежом», - добавила Скрынник.

С ней согласен и гендиректор агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров. Эксперт сомневается в каких-либо изменениях для российского экспорта от новой инициативы властей Китая. «У нас объемы пока такие мизерные, что их даже объемами не назовёшь», – говорит он.

Что касается неродовольственного экспорта, то, считают эксперты, надо искать новые ниши. Однако это очень тяжело. "На данный момент нам сложно предложить китайцам множество новых категорий товаров, чего-то такого, чего у них нет. И, конечно же, нужно быть готовыми к тому, что формирование спроса на нашу продукцию в Китае само по себе может стать масштабной и непростой задачей", - директор по продуктам торговой площадки ToBox Денис Пономарев.

Директор по маркетингу компании UCHINA Артем Жданов напоминает, что у товаров из России нет никаких преимуществ перед тем, что экспортируется в Китай из других стран. «Я бы даже сказал, что имидж и авторитет российских товаров проигрывает Европе, США, Австралии, Новой Зеландии и многим другим. Российские товары совсем не известны, и Россия сама по себе не является брендом. Аргументы, что у нас отличное качество по низкой цене, здесь не работают». Что касается налоговых изменений, то, считает эксперт, вряд ли это как-то глобально повлияет на рынок. Ведь все наши немногочисленные экспортеры завозят в Китай оптовые партии. "Если честно, я не могу назвать ни одного примера российского интернет-магазина, который бы пользовался популярностью у китайцев", - говорит Жданов.

Ранее правила беспошлинного ввоза изменили в США. В Конгрессе одобрили законопроект о том, что порог для посылок, приходящих из-за рубежа, будет увеличен с $200 до $800. Президент Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов считает, что облегчение налогового бремени в Китае и одновременно в США – своего рода подготовка к торгу по «электронной ВТО» или «ВТО 2.0». Напомним, что о необходимости создания такой организации говорят очень давно. В частности, глава Alibaba Джек Ма заявил об идущей работе по ее созданию на 10-й саммите G20 в турецкой Анталье в ноябре прошлого года.

Академический руководитель образовательной программы «Электронный бизнес» ВШЭ Михаил Комаров в разговоре с Epepper.ru заявил, что также не исключает, что данная мера китайских властей связана, в том числе, с понижением порога ввоза в США. Однако, основная суть этого решения, по его мнению, направлена на повышение «собираемости» средств – как за счет таможенных платежей, так и за счет налоговых платежей. «Я думаю, что таким образом власти пытаются перераспределить получаемые с налогами или пошлинами средства», – говорит эксперт. Чтобы говорить подробнее, надо понимать статистику по ввозу товаров, которые попали под смягчение, и тех товаров, которые попали под наложение нового налога на добавленную стоимость.

Материал по теме

Онлайн-алкоголь положили на полку

Материал по теме

Юридические аспекты при запуске интернет-магазина: советы "Зарцын и партнеры"

Материал по теме

Интернет-магазины обязали использовать карту "Мир"

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

"ВКонтакте" представила свой маркетплейс "Маркет"

Социальная сеть "ВКонтакте" представила свой маркетплейс "Маркет". Там уже собраны предложения от 190 тысяч продавцов. Пользователи получат доступ к ассортименту самых разных магазинов - как крупных, так и лока...

На новом маркетплейсе "Почты России" появятся товары Goods

"Почта России" запустила новую товарную витрину внутри своего мобильного приложения. Проект будет работать по модели маркетплейса. Свои товары для этой витрины предоставил Goods, чей ассортимент в 2 млн товаров...

Роберт Трифус (Gucci): "Виртуальный мир создает свою собственную экономику"

Gucci запускает приложение, которое позволит пользователям создавать собственные виртуальные модели кроссовок или переводить в цифровой формат уже существующую обувь. Приложение, которое будет запущено в...

Apple поменяла формат магазинов из-за коронавируса

Apple открыла свой первый пункт выдачи заказов под названием Express Pickup, в который можно заказать различные электронные устройства с сайта "яблочной" корпорации, после чего забрать их из этого мини-магаз...

В Украине разрешили онлайн-продажу лекарств

Депутаты Украинской Рады приняли решение официально узаконить продажу лекарств через интернет. Законопроект №3615-1 принят во втором чтении. Он разрешает не только создание онлайн-аптек, но и даёт право обы...

О том, как продавать больше онлайн, узнают участники eMarketingSib-2020

18-19 ноября 2020 года в Новосибирске уже в шестой раз состоится Сибирская конференция "Эффективный интернет-маркетинг: как получить результат" - eMarketingSib-2020. Организаторами мероприятия выступают Obuv...