Китай меняет правила игры для российских экспортеров

Игорь Бахарев

Китай изменил порядок взимания налога на импорт. Согласно новым правилам, которые вступят в силу в апреле, налог на добавленную стоимость составит 11,9%, а посылки до 2000 юаней ($306) освобождаются от пошлин. 

Согласно действующему закону, стоимость товаров в зарубежной посылке, предназначенных для личного пользования гражданина Китая, не должна превышать 1000 юаней ($153), при этом ежегодный лимит — 20 000 юаней ($3055). Налог составляет 10%-50% от стоимости продукции в зависимости от ее типа, но если налог меньше 50 юаней ($7.65), то потребитель освобождается от уплаты пошлины. 

Основные категории товаров и размер пошлины: 

  • Продукты – 10%
  • Алкоголь – 50%
  • Одежда – 20%
  • Косметика – 50%
  • Электроника – 20%

Новый законопроект положительно скажется на деятельности продавцов тех товаров, которые облагаются высокими пошлинами. Например, китайский покупатель приобретает рубашку за $20. Согласно старым правилам, он должен заплатить пошлину в размере $10, а после вступления в силу новых — всего $5.95 (налог на добавленную стоимость 11,9%). Другим ритейлерам инициатива может повредить. Так, посылки с зарубежными продуктами и товарами для детей могут стать для китайцев значительно дороже.

Сейчас в Китае действуют упрощенные правила ввоза товаров в страну, которые позволяют зарубежным ритейлерам реализовывать свою продукцию на территории 10 зон свободной торговли без прохождения проверок и таможенной очистки. Однако, китайские продавцы выступили против такой системы, так как они обязаны платить пошлину за ввоз товаров в страну, а также взимать с покупателей НДС в размере 17%. 

Представитель китайского онлайн-ритейлера детских товаров Leyou заявил, что считает такую политику несправедливой, потому как продавцы из других стран находятся в более благоприятных условиях. Кроме того, иностранные товары не проходят государственную проверку, поэтому качество их продукции может быть под вопросом. 

Из-за падения рубля все больше ритейлеров из России задумываются об экспорте в Китай. Для того, чтобы наладить сотрудничество, нужно принять во внимание множество факторов, включая востребованность конкретной продукции в КНР. На сегодняшний день Китай наиболее активно импортирует следующие категории товаров (в скобках указан рост за последние пять лет): 

  • Предметы искусства и коллекционирования (+7,061%)
  • Злаки (+477%)
  • Молочные продукты, яйца, мед (+402%)
  • Сахар (+395%)
  • Мясо и морепродукты (+278%)

Отметим, что именно продукты являются основными товарами, которые в Китай поставляют продавцы из России. Как рассказывал Гендиректор российского подразделения  JD Виктор Сюй, китайские потребители особенно ценят российское молоко и рыбную продукцию, крабов, креветки, шоколад, некоторые сорта пива, кондитерскую продукцию.

Впрочем, пока нельзя сказать наверняка, как нововведение повлияет на продавцов из России, которые уже занимаются ввозом товаров в Китай.

Экс-министр сельского хозяйства Российской Федерации Елена Скрынник считает, что в России, к сожалению, очень мало таких интернет-площадок, которые могут массово заинтересовать китайских интернет-пользователей. «По сравнению с Aliexpress наши небольшие интернет-магазины просто незаметны. Хотя, некоторые могут продавать какую-то эксклюзивную сувенирную продукцию, но на сувенирах нельзя построить массовый экспорт», - рассказала она Epepper.ru. Налог на покупку продуктов питания в результате новых инициатив вырастет на 2%, поэтому новые законы будут лишь мешать экспорту российской продукции. «Наиболее выгодна данная ситуация будет для производителей косметики, там налог уменьшится на 38%, но российские производители косметики немногочисленны и не популярны за рубежом», - добавила Скрынник.

С ней согласен и гендиректор агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров. Эксперт сомневается в каких-либо изменениях для российского экспорта от новой инициативы властей Китая. «У нас объемы пока такие мизерные, что их даже объемами не назовёшь», – говорит он.

Что касается неродовольственного экспорта, то, считают эксперты, надо искать новые ниши. Однако это очень тяжело. "На данный момент нам сложно предложить китайцам множество новых категорий товаров, чего-то такого, чего у них нет. И, конечно же, нужно быть готовыми к тому, что формирование спроса на нашу продукцию в Китае само по себе может стать масштабной и непростой задачей", - директор по продуктам торговой площадки ToBox Денис Пономарев.

Директор по маркетингу компании UCHINA Артем Жданов напоминает, что у товаров из России нет никаких преимуществ перед тем, что экспортируется в Китай из других стран. «Я бы даже сказал, что имидж и авторитет российских товаров проигрывает Европе, США, Австралии, Новой Зеландии и многим другим. Российские товары совсем не известны, и Россия сама по себе не является брендом. Аргументы, что у нас отличное качество по низкой цене, здесь не работают». Что касается налоговых изменений, то, считает эксперт, вряд ли это как-то глобально повлияет на рынок. Ведь все наши немногочисленные экспортеры завозят в Китай оптовые партии. "Если честно, я не могу назвать ни одного примера российского интернет-магазина, который бы пользовался популярностью у китайцев", - говорит Жданов.

Ранее правила беспошлинного ввоза изменили в США. В Конгрессе одобрили законопроект о том, что порог для посылок, приходящих из-за рубежа, будет увеличен с $200 до $800. Президент Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов считает, что облегчение налогового бремени в Китае и одновременно в США – своего рода подготовка к торгу по «электронной ВТО» или «ВТО 2.0». Напомним, что о необходимости создания такой организации говорят очень давно. В частности, глава Alibaba Джек Ма заявил об идущей работе по ее созданию на 10-й саммите G20 в турецкой Анталье в ноябре прошлого года.

Академический руководитель образовательной программы «Электронный бизнес» ВШЭ Михаил Комаров в разговоре с Epepper.ru заявил, что также не исключает, что данная мера китайских властей связана, в том числе, с понижением порога ввоза в США. Однако, основная суть этого решения, по его мнению, направлена на повышение «собираемости» средств – как за счет таможенных платежей, так и за счет налоговых платежей. «Я думаю, что таким образом власти пытаются перераспределить получаемые с налогами или пошлинами средства», – говорит эксперт. Чтобы говорить подробнее, надо понимать статистику по ввозу товаров, которые попали под смягчение, и тех товаров, которые попали под наложение нового налога на добавленную стоимость.

Материал по теме

Онлайн-магазины хотят защитить от "сатанинской атрибутики"

Материал по теме

Офлайн-торговля хочет получить привелегии онлайна

Материал по теме

Законопроект об онлайн-торговле вызвал споры в правительстве

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

За дорогими покупками идут мимо маркетплейсов

Согласно данным опроса, проведенного порталом lenta.ru, 72% россиян предпочитают совершать крупные и значимые покупки на сайтах интернет-магазинов или брендов, а не на маркетплейсах.  Основными мотив...

В Data Insight оценили онлайн-рынок БАДов

Основной канал продажи БАДов в онлайн-торговле - это маркетплейсы, рассказал партнёр Data Insight Фёдор Вирин. По его оценке, в 2024 году крупные площадки продадут их чуть менее чем на 40 млрд рублей все вместе...

Товары OBI теперь доступны на Ozon

Покупатели маркетплейса теперь могут найти на онлайн-витрине до 26 тысяч товаров из OBI - крупной сети DIY-гипермаркетов. Все для обустройства квартиры, ремонта, декор, техника, новогодние ели и другие това...

Мегамаркет начал работать с продавцами путёвок

Мегамаркет, один из крупнейших российских маркетплейсов, объявил о запуске нового направления, посвященного путешествиям. Теперь пользователи платформы могут не только приобрести товары для дома и быта, но ...

Россияне вспоминают о забытых товарах в первые 10 минут после оформления заказа

Сервис доставки из магазинов и ресторанов Купер и исследовательская компания "Онин" выяснили, что 39% россиян забывают положить те или иные товары в корзину при покупках онлайн. Чаще всего это делает молоде...

Где найти инвестиции в развитие собственных команд разработки: опыт "Здравсити"

Современный темп развития онлайн-торговли невозможно выдержать без развития собственных кросс-функциональных команд разработки. В условиях интенсивного роста бизнеса затраты на аутсорс нецелесообразны. Компе...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.