Доменные споры: что принес нового в юридическую практику 2015 год?

Игорь Бахарев

Юрист Ирина Шалова из компании «Зарцын и партнеры» в колонке E-pepper материал о том, как обстояли дела с доменными спорами в 2015, отдельно остановившись на особенностях решения конфликта в досудебном и судебном порядке.

Irina_Shalova_Zarcyn_c

В начале 2016 года мы хотим подвести итоги года ушедшего в отношении доменных споров. Год был весьма насыщенным, и это не удивительно. Кризис – время борьбы за каждый рубль прибыли. Владельцы бизнеса ищут любые возможности спасти свой бизнес и заработать. 

Можно даже сказать, что началась очередная волна борьбы владельцев доменных имен и товарных знаков, а значит, интересная судебная практика будет увеличиваться.

В России хоть и не прецедентное право, но суды при вынесении решения всегда стараются опираться на мнения других судов по аналогичным делам. К тому же законодательство Российской Федерации, увы, не успевает за развитием интернет-технологий, а бизнесмены просто не следят за судебной практикой. Поэтому в то время как судебная машина наращивает опыт, в бизнес-среде до сих пор царят весьма архаичные убеждения, например такие:

  • Доменное имя равно товарному знаку, а покупка домена автоматически защищает от любых претензий.

доменные споры

доменные споры

  • Претензии правообладателя товарного знака – просто страшилки для детей, а уж если домен зарегистрирован раньше товарного знака, то вообще бояться нечего.

доменные споры

  • Подача заявки на регистрацию товарного знака – спасательный круг.  

доменные споры

Но последняя практика беспощадно опровергает эти иллюзии. Мы, в свою очередь, хотим развеять еще пару мифов.

Досудебный порядок – отправлять ли претензию?

Практика 2015 года дала правообладателям более четкое понимание, кому следует отправлять претензию в случае выявления сайтов-правонарушителей. Нередко претензии о незаконном использовании объекта интеллектуальных прав направляются не только владельцам сайта или хостинг-провайдерам, но и непосредственно нарушителям, которые незаконно размещают в Сети чужой объект интеллектуальных прав. В случае суда это позволит увеличить сумму компенсации, ведь если после получения претензии нарушение продолжается, то можно говорить о намеренном поведении.

Подобные дела зачастую передаются в Суд по интеллектуальным правам (СИП). 

На практике остается открытым вопрос о том, несет ли какую-либо ответственность хостинг-провайдер. В п. 3 ст. 1253.1 ГК РФ есть оговорка: провайдер хостинга не несет ответственность за нарушение интеллектуальных прав при размещении контента, если он не знал и не должен был знать о том, что использование материала является неправомерным. А также в случае, если после получения письменного заявления правообладателя о выявленном нарушении провайдер своевременно принял необходимые и достаточные меры для прекращения размещения контента.

Рекомендации СИП

Чтобы упростить работу судам РФ СИП предоставил рекомендации по рассмотрению доменных споров (Постановление СИП от 28 января 2015 г. № С01-1286/2014 по делу № А40-169281/2013, Постановление СИП от 24 апреля 2015 г. № С01-251/2015 по делу № А40-150342/2013).

Обратите на них внимание, ведь на эти рекомендации будет опираться суд, рассматривая ваше дело.

  1. Получал ли провайдер прибыль от деятельности, связанной с незаконным использованием исключительных прав других субъектов.
  2. Установлены ли ограничения объема размещаемой информации и ее доступности для неопределенного круга пользователей.
  3. Позволяют ли системы хостинга установить конкретных пользователей, осуществивших противоправное размещение контента.
  4. Оперативно ли были приняты решения на основании жалоб третьих лиц.
  5. Прописана ли в пользовательском соглашении обязанность пользователя соблюдать закон при размещении контента и безусловное право провайдера удалить незаконно размещенный контент.
  6. Действует ли на сайте специальная служба поддержки, которая принимает и обрабатывает претензии от третьих лиц в отношении пользовательского контента.
  7. Установлены ли провайдером специальные административные программы, позволяющие предотвратить загрузку контента, полностью идентичного удаленному по жалобе правообладателя.
  8. Предоставляет ли пользовательское соглашение провайдеру безусловное право удалить или заблокировать пользователя, размещающего противоправный контент, и др. 

Может ли хостинг-провайдер заблокировать сайт без решения суда?

На практике в большинстве случаев блокировка работает. Правообладатель направляет провайдеру претензию о сайте-нарушителе с приложением свидетельства на товарный знак и требованием заблокировать сайт до суда.

Если сходство явное, то хостинг-провайдер сайт заблокирует – рисковать он не захочет.  Если же сходство неочевидно, в блокировке может быть отказано. 

Суды признают правомерность такой досудебной блокировки с учетом процедуры и правил, описанных в соглашении между хостинг-провайдером и владельцем домена (см., например, Решение по делу № А56-77037/2013 от 31.07.2015. СИП). 

Что главнее?

Хотелось бы обратить внимание на мнение судов относительно использования товарного знака третьего лица в доменном имени.

Согласно законодательству Российской Федерации товарный знак приоритетнее, чем доменное имя. Практика последних лет неоднократно подтверждала, что более поздняя регистрация товарного знака, чем доменного имени, не несет за собой правовых полномочий на использование зарегистрированного торгового обозначения.

Это объясняется и тем, что регистрация товарного знака является государственной, в отличие от регистрации доменного имени.

В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 ноября 2008 года № 5560/08 (дело denso) о рассмотрении спора, связанного с использованием домена, наименование которого тождественно товарному знаку, указано, что регистрация доменного имени может быть аннулирована в следующих случаях: 

  1. Доменное имя идентично или сходно до степени смешения с товарным знаком третьего лица.
  2. У владельца доменного имени нет каких-либо законных прав и интересов в отношении доменного имени.
  3. Доменное имя зарегистрировано и используется недобросовестно. 

Стоит помнить, что использование товарного знака в доменном имени квалифицируется судами не только как нарушение исключительных прав на товарный знак, но и как акт недобросовестной конкуренции. Так, статья 10 bis Парижской конвенции содержит общий запрет недобросовестной конкуренции, под которой понимаются всякие акты, противоречащие честным обычаям в промышленных и торговых делах.

Несмотря на то, что доменное имя не является объектом исключительных прав, дата его регистрации все же имеет значение с точки зрения оценки правомерности использования в домене обозначений, сходных до степени смешения с различными средствами индивидуализации, в том числе с товарным знаком и фирменным наименованием истца.

В прошедшем году СИП подчеркнул, что при разрешении доменного спора, где товарный знак был зарегистрирован более поздней датой, необходимо учитывать следующие критерии:

  1. Спорное доменное имя идентично или сходно до степени смешения с товарным знаком истца, если при этом права на это доменное имя возникли у ответчика после регистрации прав истца на соответствующее средство индивидуализации.
  2. У администратора доменного имени (ответчика) нет прав и законных интересов в отношении спорного доменного имени (к примеру, сайт с конкретным именем не используется для осуществления предпринимательской деятельности).
  3. Зарегистрированное спорное доменное имя используется администратором (ответчиком) недобросовестно, то есть с нарушением честных обычаев конкуренции в промышленных и торговых делах. 

Это значит, что если доменное имя зарегистрировано до регистрации товарного знака и используется добросовестно, есть возможность домен отстоять. 

Однако, несмотря на указанные выводы, в большинстве случаев суд становится на сторону правообладателя товарного знака. Примеров тому довольно много:  

Постановление по делу № А56-49774/2014 от 04.03.2015. 13-й ААС

Постановление по делу № А44-3682/2014 от 13.03.2015. 14-й ААС

Решение по делу № А40-204793/2014 от 14.05.2015. АС г. Москвы

Решение по делу № А40-33111/2015 от 04.06.2015. АС г. Москвы

Решение по делу № А50-3642/2015 от 21.04.2015. АС Пермского края.

Аргументы судов сводятся к тому, что регистрация домена не влечет возникновение прав и обязанностей по отношению к зарегистрированному товарному знаку. То есть регистрация домена не равна регистрации ТЗ и уравнивать их в правах невозможно.

Злоупотреблял или нет?

В 2015 году был сделан еще один немаловажный шаг: суды конкретизировали признаки добросовестности и злоупотребления правами в отношении средств индивидуализации (товарных знаков).

В Определении ВС РФ от 23 июля 2015 г. № 310-ЭС15-2555 по делу № А08-8802/2013 указано, что при определении добросовестности правообладателя необходимо учитывать:

  1. Цель регистрации товарного знака.
  2. Реальное намерение правообладателя его использовать.
  3. Причины его неиспользования.

Очевидно, что 2015-й не прошел бесследно для доменных споров и предоставил нам с вами хороший фундамент для защиты интеллектуальной собственности и бизнеса. В целом практика минувшего года продемонстрировала, что вопрос добросовестности является приоритетным критерием для защиты своих прав.

Надеемся, что 2016 год подарит нам еще больше интересной практики.

Материал по теме

Правительство принудит маркетплейсы к введению биометрии

Материал по теме

Онлайн-магазины хотят защитить от "сатанинской атрибутики"

Материал по теме

Офлайн-торговля хочет получить привелегии онлайна

Подписаться на новости

Смотрите также

current-theme

Продать через шоу: как eСommerce превращается в медиа

current-theme

Отмена платы за возврат и снижение штрафов: депутаты предложили смягчить регулирование маркетплейсов

current-theme

Как сформировать и поддерживать позитивную репутацию бренда

current-theme

Евгений Щепелин: Рынок онлайн-торговли в России замедляется, но сохраняет потенциал

current-theme

Евгений Галимский (Х5 Group) о настоящем и будущем подписочных сервисов в России

current-theme

Складской рынок в тисках спроса: онлайн-ритейлеры наращивают обороты

current-theme

СБЕР ЕАПТЕКА увеличила выручку CRM-канала на 34% за год: как аптечный eСommerce выжимает максимум из рассылок

current-theme

Покупки как источник счастья: исследование предпочтений россиян

current-theme

Как retail media завоевать доверие рекламодателей

current-theme

Исследование Adyen: более трети покупателей в мире используют ИИ для совершения покупок

current-theme

Трансграничная онлайн-торговля ожидает роста

current-theme

Онлайн-продажи продуктов питания выросли в 14 раз за пять лет

Актуальное сейчас

Покупатели не видят разницы между маркетплейсами

Половина россиян (50%) не находит существенных различий между маркетплейсами. Такие данные содержатся в исследовании платформы "Тет-о-твет" Аналитического центра НАФИ. Разницу между площадками замечают лишь...

Каждый третий россиянин заказывает продукты онлайн

35% россиян пользуются сервисами доставки продуктов, следует из результатов исследования ЮKassa. При этом 19% делают заказы почти ежедневно, 22% — один-два раза в неделю, а 37% — несколько раз в месяц. Реже все...

Покупатели назвали ключевые условия для быстрых онлайн-покупок

Аналитики Яндекса выяснили, на что обращают внимание пользователи при оформлении заказов в интернет-магазинах. Среди главных факторов — быстрый процесс покупки без регистрации, удобные фильтры, разнообразие...

Рынок готовых рационов в России показал рост после двух лет спада

В 2024 году продажи готовых рационов (ready-to-eat) и наборов для готовки (ready-to-cook) выросли на 12,8%, достигнув 17 млрд руб. Такие данные приводятся в исследовании Infoline. В предыдущие два года рыно...

Продать через шоу: как eСommerce превращается в медиа

Электронная коммерция меняется: интернет-магазины превращаются в медиаплатформы, где контент выходит за рамки маркетинга и становится самостоятельной ценностью. Шопинг и развлечения сливаются в гибридный фор...

BNPL под 85% годовых: журналисты нашли в услуге Wildberries деньги Мамута

Маркетплейс Wildberries привлек к реализации своей программы BNPL (buy now, pay later) финтех-компанию "Денум Солюшнз", подконтрольную миллиардеру Александру Мамуту. Как выяснили журналисты "Фонтанка", поку...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.