"Серая" логистика уходит в прошлое: кто останется на рынке после кризиса?

Игорь Бахарев

Рынок грузоперевозок в 2025 году переживает жесткий спад — объемы падают на 25% год к году. Рентабельность бизнеса перевозчиков снизилась, а расходы начали расти из-за повышения ключевой ставки. По прогнозам ассоциации "АвтоГрузЭкс", до 30% перевозчиков могут закрыться уже в этом году, при том что 65–70% рынка логистики все еще находится в "серой зоне".

Основные причины — это рост издержек на обслуживание крупнотоннажного автопарка (прежде всего лизинговые платежи) и ужесточение контроля со стороны государства. На фоне общего спада по объемам грузоперевозок крупные транспортные компании вроде "Деловых Линий", ПЭК или "Байкал-Сервис" сохраняют относительную стабильность и держатся на плаву за счет масштабной инерции и крупных контрактов. Более мелкие игроки вынуждены искать альтернативные способы существования.

Постепенно государством создаются условия, при которых коммерческий автотранспорт не сможет работать в "серой" зоне. В результате наблюдается явный тренд к "обелению" логистического бизнеса.


Так почему же гибнут честные, а выживают серые?

Ни для кого не секрет, что исторически существуют серые схемы, где службы доставки зарабатывают за счет использования неоформленных сотрудников, которые получают зарплату в конвертах. Такая бизнес-модель мгновенно уходит в минус, как только компании начинают платить налоги за каждого официально оформленного сотрудника (те же 40% от ФОТ).

В eСom-доставке многие курьеры и водители работают как самозанятые — пусть без социальных гарантий и на личном транспорте, но пока ещё законно. Неудивительно, что курьерским компаниям это очень выгодно: никаких расходов на соцпакет, ремонт авто или топливо — всё включено в стоимость доставки заказа (оплата за точку). Днём такие работники развозят заказы на стареньком легковом авто, а вечером и на выходных эксплуатируют машину в личных целях.

С крупнотоннажным флотом ситуация обстоит принципиально иначе: он не может использоваться для личных нужд (возить детей в школу или на дачу) и приобретается исключительно в коммерческих целях. А значит, экономия за счет двойного назначения невозможна. ИП и частнику невыгодно брать машину под 30% годовых за 10 млн рублей без возможности возмещения НДС за лизинговые платежи.

Так что перспектива найти самозанятого курьера с личным тягачом и фурой выглядит весьма туманно. Ни один частник не в состоянии обслуживать лизинговые платежи при средней процентной ставке 30% (с учётом комиссии банка, лизинговой компании и страховой ставки). Поэтому небольшие операторы крупнотоннажных перевозок ежедневно теряют лизинговую технику из-за просрочек по оплатам. Стоянки переполнены изъятыми автомобилями, на маршрутах — дефицит коммерческого транспорта, себестоимость уверенно ползет в космос.

В отличие от курьерских компаний с мелкой посылкой, которые могут доставлять товары на чем угодно и как угодно, грузоперевозчик с коммерческим флотом не может просто так посадить за руль неоформленного сотрудника.

Конечно, некоторые грузоперевозчики по-прежнему рисуют "левые" накладные и платят водителям зарплату в конвертах, а расчёты между контрагентами ведут за наличные. Всё это работает, пока контролирующие органы не добрались до схем с неясным происхождением средств. Как только ФНС при поддержке СК начнёт выборочные проверки, "серые" схемы рухнут. А вместе с ними начнут массово тонуть и банкротиться компании, которые годами избегали легализации — их бизнес-модель уже нежизнеспособна в новой реальности.


Курс на коллаборации

Мелкие компании ищут выходы: либо тихо закрываются уже сейчас, либо пытаются создавать коллаборации. Примером продолжающейся консолидации стало недавнее поглощение Boxberry — одного из крупнейших игроков в сегменте eСommerce-доставки. Слияние с более крупным логистическим холдингом открывает доступ к инфраструктуре, оборотным средствам и юридическим механизмам "белой" работы, которые недоступны одиночным компаниям. Для Boxberry это шаг к выживанию, для покупателя — способ усилить позиции в умирающем "среднем сегменте".

Коммерческий директор федеральной транспортной компании "Скиф-Карго" Михаил Коптев уверен, что в 2025-2026 годах слияния и коллаборации на логистическом рынке станут важным трендом. Крупные игроки стремятся расширить свои сети, улучшить эффективность и снизить затраты, а для субъектов малого предпринимательства укрупнение рынка может представлять как угрозы, так и возможности.

"Большие компании могут предложить более низкие цены и более широкий ассортимент услуг, новым компаниям будет сложнее конкурировать с уже устоявшимися крупными игроками. С другой стороны, небольшие компании могут сосредоточиться на узкоспециализированных услугах, а также объединяться между собой для создания совместных предложений или для доступа к новым рынкам", - говорит эксперт.

Директор по развитию фулфилмент-оператора "Бета ПРО" Артем Смирнов подтверждает, что хотя слияния и коллаборации на логистическом рынке не являются массовым трендом, сейчас есть явные предпосылки для объединений.

"Во-первых, рынок eСommerce требует от нас не только логистической, но и более широкой экспертизы: развития IT-среды, удобства интеграций, роботизации, гибкого подхода к географии перевозок, умения работать как со штучным товаром, так и с большими партиями, сочетания разных моделей обслуживания - B2B, D2C, FBO, FBS, DBS, экспресс-доставки, работы с крупногабаритом и тд." - говорит эксперт.

Поэтому компании должны соответствовать или предвосхищать требования рынка. Но в условиях нестабильной экономики инвестировать в освоение новых направлений может быть рискованно. Для нивелирования рисков с одной стороны и развития своей экспертизы с другой, слияния и коллаборации являются логичным решением. Плюс развитие технологий, конечно. Маржинальность снижается, конкуренция усиливается, на этом фоне неотъемлемой частью бизнеса является технологичность. Не вкладываясь в это, выжить будет сложно.


Вперёд к "белому" рынку

Также наблюдается явный тренд к укрупнению и "обелению" логистического бизнеса. 

"Мы наблюдаем на рынке транспортно-логистических услуг тенденцию «обеления», которая явно прослеживается в 2025 году. Для сторонников неофициальных схем ситуация плачевная, так все больше обостряется проблема реализации «серого» импорта на российском рынке", - рассказывает коммерческий директор АО "Юнитрейд" Марина Казакова.

Такая тенденция, по мнению эксперта, в первую очередь связана с тем, что Правительство РФ поэтапно вводит комплекс мер, направленных на снижение незаконного оборота ввезенной продукции. В частности, в 2025 году продолжает расширяться использование системы обязательной маркировки на новые группы товаров. 

Расширение обязательной маркировки, повышенный контроль за разрешительной документацией на товары, новые механизмы контроля за выполнением обязательных требований техрегламентов - власти неуклонно дожимают "серый" бизнес. Казакова прогнозирует, что, с учетом принятых и планируемых мер, к 2027 году около 90% рынка будет находиться в "белой" зоне.   

Аналогичные процессы уже происходили ранее на более зрелых рынках, в том числе в США: после кризиса 2008 года и во время взрывного роста eСommerce в 2018–2022 годах логистический рынок США пережил волну банкротств мелких перевозчиков, за которыми последовали масштабные слияния и поглощения. Выжили те, кто смог масштабироваться или вовремя "встроиться" в крупную экосистему.

И если курьерские службы способны пройти и выдержать этот путь, то владельцы коммерческого транспорта сталкиваются с критической ситуацией: работать "в серую" становится невозможно, а "в белую" — совсем не имеет смысла.

В условиях кризиса выживут только те, кто либо слишком большой, чтобы падать, либо слишком везучий, чтобы его поймали. Остальным останется объединяться — или покидать бизнес.

Материал по теме

Boxberry закрывает свои ПВЗ

Материал по теме

Петербург ограничил работу иностранных курьеров

Материал по теме

СДЭК Фулфилмент стал первым российским логистическим оператором, вышедшим на ближневосточный рынок

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Ozon вновь открыл свою логистику для сторонних интернет-магазинов

Ozon запустил коммерческий сервис "Ozon логистика". Он позволяет сторонним интернет-магазинам использовать мощную логистическую инфраструктуру маркетплейса для доставки своих заказов. Это стратегический шаг...

ФАС требует пересмотреть правила работы на крупнейших маркетплейсах

Экспертный совет при Федеральной антимонопольной службе рекомендовал пересмотреть новые правила работы для продавцов на Wildberries и Ozon. Регулятор усмотрел в нововведениях риски ущемления интересов предп...

Каждый второй россиянин выбирает товары в интернете по изображениям

Визуальные образы стали новой "валютой" в потребительском поведении: по данным исследования Яндекса, 56% онлайн-покупателей признаются, что совершают импульсивные покупки "по картинке", а каждый второй поль...

Яндекс Еда открывает бартерную платформу для региональных ресторанов

Яндекс Еда запустила платформу "Есть контакт" для продвижения ресторанов-партнеров в регионах. Для этого сервис собрал базу локальных инфлюенсеров из более чем 20 городов. Среди них Владивосток Красноярск Ч...

OBI выходит на Wildberries

Сеть OBI начинает продажи на маркетплейсе Wildberries. Это партнерство знаменует собой стратегический шаг обоих ритейлеров по усилению позиций в быстрорастущей онлайн-категории DIY. Покупатели из оди...

Блогеры ВКонтакте помогут селлерам Ozon

Ozon запускает партнерство с социальной сетью ВКонтакте. Это позволит продавцам на площадке продвигать свои товары через блогеров. Интеграция нацелена на растущий рынок социальной коммерции. Потенциа...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.