Рынок eCommerce по итогам года: прогнозы

Игорь Бахарев

Россияне стали экономить на онлайн-покупках, в частности, на доставке продуктов питания и товаров первой необходимости, считает генеральный директор Infoline-Аналитики Михаил Бурмистров. Аналитики вынуждены пересмотреть свой прогноз по росту рынка онлайн-покупок продуктов питания и товаров первой необходимости с 800 млрд до 600–620 млрд рублей, причём, по видимости, в реальности оборот будет "скорее ближе к нижней границе диапазона". 

Эксперты аналитического агентства Data Insight, в свою очередь, тоже существенно снизили свой годовой прогноз. Изначально они ждали, что по итогам года объем рынка составит 703 млрд рублей (558 млн заказов). Теперь аналитики считают, что общий оборот онлайн-сегмента будет на уровне 554 млрд руб. (390 млн заказов). 

В Ассоциации компаний интернет-торговли отмечают, что третий квартал оказался для рынка хуже, чем первые два, впрочем, "стабильное увеличение объемов продаж" продолжается. 

Президент АКИТ Артем Соколов говорит, что объем рынка по итогам 2022 г. в 600 млрд руб. вполне реален, учитывая, что по итогам девяти месяцев сумма покупок продуктов питания в интернете составила 455,4 млрд руб. Самые скромные показатели у этой категории были зафиксированы летом, что связано прежде всего с сезонными изменениями спроса, говорит Соколов. 

Глава НАДТ Александр Иванов также считает, что рост продолжится, но будет очень небольшой. "Тут все просто - онлайн и дальше будет "откусывать" долю офлайна и рост, собственно, будет идти исключительно за счет этого перетекания. При этом средний чек продолжит падать, дешевые и некачественные товары будут в тренде. Если обще тенденции сохранятся, то рост будет около 10%, но это без учета инфляции, которая уже дает о себе знать", - говорит он.

Что касается всего рынка онлайн-торговли, то доцент кафедры международного бизнеса и таможенного дела РЭУ им. Г. В. Плеханова Анастасия Прикладова считает, что оборот интернет-торговли в IV квартале 2022 года составит 1,75 трлн рублей, а в совокупности по году значение достигнет 5,25 трлн рублей. Эксперт высчитывает этот показатель, исходя из доли онлайн-продаж в общем объёме ритейла. Например, по итогам 2021 года в Китае показатель составил 24,5%, в Великобритании — 29,6%, что в 2,5–3 раза выше российских значений. То есть потенциал роста доли онлайн-продаж в России высок, учитывая уровень и темпы цифровизации, уверена Прикладова.
"Такие результаты могут показаться слишком оптимистичными, если не сравнивать долю интернет-торговли в России с другими странами. Например, по итогам 2021 года в Китае показатель составил 24,5%, в Великобритании — 29,6%, что в 2,5–3 раза выше российских значений. То есть потенциал роста доли онлайн-продаж в России высок, учитывая уровень и темпы цифровизации".
По оценкам старшего аналитика Data Insight Ольги Пашковой, продажи во II и III кварталах оказались ниже, чем в I квартале, что объясняется мартовским ажиотажным спросом. 

Научный сотрудник департамента маркетинга Высшей школы бизнеса ВШЭ Елена Шарко рассказывает, что после бума в локдаун в 2020 году интернет-торговле сложно продолжать расти, несмотря на очевидный бурный успех отдельных сегментов. 

"Во-первых, значимая доля инвестиций была освоена в кризисный период локдауна: многие компании — примерно 20% — полностью ушли в онлайн, произошел передел рынка электронной коммерции, обозначились и укрепились лидеры рынка, потребители освоили новые техники покупок и не желают возвращаться к старым. И к новым вливаниям в развитие бизнеса инвесторы пока не готовы", - говорит она.


Материал по теме

Тренды рынка маркетплейсов в России: 11 выводов из большого исследования iConText Group

Материал по теме

Marketplace Pulse: американский рынок поставил рекорд, но впал в депрессию

Материал по теме

Как инфлюенс-маркетинг повлиял на продажи в 2022 году

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Ozon расположится на площадях Aliexpress

Ozon заключил сделку об аренде 110 000 кв. м в логопарке "Обухово" на востоке Подмосковья. Представитель рассказал, что компания арендовала помещение у девелопера "Адва" в самом конце 2022 г. Ввод его в э...

Тренды рынка маркетплейсов в России: 11 выводов из большого исследования iConText Group

Команда специалистов IConText Group совместно с внешними экспертами подготовила большое исследование маркетплейсов в России. Предлагаем ознакомиться с краткими выводами из него, чтобы разобраться в возможнос...

Яндекс Еда довезёт заказ из Vokzal 1853

С помощью Яндекс Еды в Санкт-Петербурге теперь можно заказать готовые блюда из ресторанов фудмолла Vokzal 1853. Это самый большой в Европе фудмолл, который открылся в ноябре 2022 года. Сервис доставляет из него...

"Самокат" пригласил пользователей на "Рынок выходного дня"

Сервис доставки "Самокат" запустил в своём приложении раздел "Рынок выходного дня". Это специальная категория с фермерскими продуктами, которые можно заказать во всех районах Москвы и Санкт-Петербурга. ...

СберМаркет запустил чат-бота

Онлайн-сервис доставки продуктов СберМаркет запустил чат-бота в своём приложении. Теперь, чтобы добавить товар или узнать статус заказа, клиент может ему написать и выбрать одно из предложенных решений.    ...

Продавцы Маркета получат трафик с Яндекс.Карт

Яндекс начал демонстрировать товары из ассортимента Маркета в сервисе Яндекс.Карты. Для продавцов маркетплейса это новый способ привлечь клиентов и увеличить продажи как в онлайне, так и в офлайне. Ка...