Рынок eCommerce по итогам года: прогнозы

Игорь Бахарев

Россияне стали экономить на онлайн-покупках, в частности, на доставке продуктов питания и товаров первой необходимости, считает генеральный директор Infoline-Аналитики Михаил Бурмистров. Аналитики вынуждены пересмотреть свой прогноз по росту рынка онлайн-покупок продуктов питания и товаров первой необходимости с 800 млрд до 600–620 млрд рублей, причём, по видимости, в реальности оборот будет "скорее ближе к нижней границе диапазона". 

Эксперты аналитического агентства Data Insight, в свою очередь, тоже существенно снизили свой годовой прогноз. Изначально они ждали, что по итогам года объем рынка составит 703 млрд рублей (558 млн заказов). Теперь аналитики считают, что общий оборот онлайн-сегмента будет на уровне 554 млрд руб. (390 млн заказов). 

В Ассоциации компаний интернет-торговли отмечают, что третий квартал оказался для рынка хуже, чем первые два, впрочем, "стабильное увеличение объемов продаж" продолжается. 

Президент АКИТ Артем Соколов говорит, что объем рынка по итогам 2022 г. в 600 млрд руб. вполне реален, учитывая, что по итогам девяти месяцев сумма покупок продуктов питания в интернете составила 455,4 млрд руб. Самые скромные показатели у этой категории были зафиксированы летом, что связано прежде всего с сезонными изменениями спроса, говорит Соколов. 

Глава НАДТ Александр Иванов также считает, что рост продолжится, но будет очень небольшой. "Тут все просто - онлайн и дальше будет "откусывать" долю офлайна и рост, собственно, будет идти исключительно за счет этого перетекания. При этом средний чек продолжит падать, дешевые и некачественные товары будут в тренде. Если обще тенденции сохранятся, то рост будет около 10%, но это без учета инфляции, которая уже дает о себе знать", - говорит он.

Что касается всего рынка онлайн-торговли, то доцент кафедры международного бизнеса и таможенного дела РЭУ им. Г. В. Плеханова Анастасия Прикладова считает, что оборот интернет-торговли в IV квартале 2022 года составит 1,75 трлн рублей, а в совокупности по году значение достигнет 5,25 трлн рублей. Эксперт высчитывает этот показатель, исходя из доли онлайн-продаж в общем объёме ритейла. Например, по итогам 2021 года в Китае показатель составил 24,5%, в Великобритании — 29,6%, что в 2,5–3 раза выше российских значений. То есть потенциал роста доли онлайн-продаж в России высок, учитывая уровень и темпы цифровизации, уверена Прикладова.
"Такие результаты могут показаться слишком оптимистичными, если не сравнивать долю интернет-торговли в России с другими странами. Например, по итогам 2021 года в Китае показатель составил 24,5%, в Великобритании — 29,6%, что в 2,5–3 раза выше российских значений. То есть потенциал роста доли онлайн-продаж в России высок, учитывая уровень и темпы цифровизации".
По оценкам старшего аналитика Data Insight Ольги Пашковой, продажи во II и III кварталах оказались ниже, чем в I квартале, что объясняется мартовским ажиотажным спросом. 

Научный сотрудник департамента маркетинга Высшей школы бизнеса ВШЭ Елена Шарко рассказывает, что после бума в локдаун в 2020 году интернет-торговле сложно продолжать расти, несмотря на очевидный бурный успех отдельных сегментов. 

"Во-первых, значимая доля инвестиций была освоена в кризисный период локдауна: многие компании — примерно 20% — полностью ушли в онлайн, произошел передел рынка электронной коммерции, обозначились и укрепились лидеры рынка, потребители освоили новые техники покупок и не желают возвращаться к старым. И к новым вливаниям в развитие бизнеса инвесторы пока не готовы", - говорит она.


Материал по теме

Как клиент выбирает онлайн-магазин: аналитика NielsenIQ

Материал по теме

"Кибернеделя-2022" в США: сводные данные NRF и Deloitte

Материал по теме

Рынок eGrocery в октябре 2022: аналитика Data Insight

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Авито запустил кросс-доставку

Авито предложил своим клиентам функцию кросс-доставки. Теперь продавец сможет отправить заказ через одну доставку, а покупатель - получить товар через другую. Пока такая схема работает только для "Почты России"...

"Русский стандарт": Заказы с курьерской доставкой делают в 13 раз чаще, чем год назад

Количество онлайн-заказов с курьерской доставкой в январе-октябре 2022 года выросло (год-к-году) почти в 13 раз, говорится в исследовании банка "Русский стандарт". При этом клиенты офлайн-магазинов в 4 раза...

"Пятёрочка" готовится запустить скоростную доставку

"Пятёрочка" планирует запустить доставку продуктов в течение 30 минут, рассказал Гендиректор "Пятерочки" Владислав Курбатов.  "Онлайн-предложение должно становиться у нас быстрее. Мы провели исследование и ...

Азбука вкуса получила доступ к клиентам Delivery Club

Клиенты Delivery Club теперь могут заказать продукты, готовую еду и горячие напитки из Азбуки вкуса. Доставка доступна покупателям в Москве, Санкт-Петербурге, а также в Московской и Ленинградской областях. ...

Авито облегчит жизнь продавцам товаров из ИКЕА

Авито присоединился к компаниям, выстраивающим рекламные активности вокруг ушедшей шведской компании IKEA. Площадка запустила фильтр "Товары ИКЕА", чтобы пользователям платформы было удобнее искать товары п...

Как клиент выбирает онлайн-магазин: аналитика NielsenIQ

Директор по аналитике и консалтингу NielsenIQ Марина Волкова рассказала об основных факторах, которые сейчас побуждают людей делать покупки в онлайне.  Основным мотиватором для потенциальных онлайн-п...