Рынок eCommerce по итогам года: прогнозы
Игорь Бахарев
Россияне стали экономить на онлайн-покупках, в частности, на доставке продуктов питания и товаров первой необходимости, считает генеральный директор Infoline-Аналитики Михаил Бурмистров. Аналитики вынуждены пересмотреть свой прогноз по росту рынка онлайн-покупок продуктов питания и товаров первой необходимости с 800 млрд до 600–620 млрд рублей, причём, по видимости, в реальности оборот будет "скорее ближе к нижней границе диапазона".
Эксперты аналитического агентства Data Insight, в свою очередь, тоже существенно снизили свой годовой прогноз. Изначально они ждали, что по итогам года объем рынка составит 703 млрд рублей (558 млн заказов). Теперь аналитики считают, что общий оборот онлайн-сегмента будет на уровне 554 млрд руб. (390 млн заказов).
В Ассоциации компаний интернет-торговли отмечают, что третий квартал оказался для рынка хуже, чем первые два, впрочем, "стабильное увеличение объемов продаж" продолжается.
Президент АКИТ Артем Соколов говорит, что объем рынка по итогам 2022 г. в 600 млрд руб. вполне реален, учитывая, что по итогам девяти месяцев сумма покупок продуктов питания в интернете составила 455,4 млрд руб. Самые скромные показатели у этой категории были зафиксированы летом, что связано прежде всего с сезонными изменениями спроса, говорит Соколов.
Глава НАДТ Александр Иванов также считает, что рост продолжится, но будет очень небольшой. "Тут все просто - онлайн и дальше будет "откусывать" долю офлайна и рост, собственно, будет идти исключительно за счет этого перетекания. При этом средний чек продолжит падать, дешевые и некачественные товары будут в тренде. Если обще тенденции сохранятся, то рост будет около 10%, но это без учета инфляции, которая уже дает о себе знать", - говорит он.
Что касается всего рынка онлайн-торговли, то доцент кафедры международного бизнеса и таможенного дела РЭУ им. Г. В. Плеханова Анастасия Прикладова считает, что оборот интернет-торговли в IV квартале 2022 года составит 1,75 трлн рублей, а в совокупности по году значение достигнет 5,25 трлн рублей. Эксперт высчитывает этот показатель, исходя из доли онлайн-продаж в общем объёме ритейла. Например, по итогам 2021 года в Китае показатель составил 24,5%, в Великобритании — 29,6%, что в 2,5–3 раза выше российских значений. То есть потенциал роста доли онлайн-продаж в России высок, учитывая уровень и темпы цифровизации, уверена Прикладова."Такие результаты могут показаться слишком оптимистичными, если не сравнивать долю интернет-торговли в России с другими странами. Например, по итогам 2021 года в Китае показатель составил 24,5%, в Великобритании — 29,6%, что в 2,5–3 раза выше российских значений. То есть потенциал роста доли онлайн-продаж в России высок, учитывая уровень и темпы цифровизации".По оценкам старшего аналитика Data Insight Ольги Пашковой, продажи во II и III кварталах оказались ниже, чем в I квартале, что объясняется мартовским ажиотажным спросом.
Научный сотрудник департамента маркетинга Высшей школы бизнеса ВШЭ Елена Шарко рассказывает, что после бума в локдаун в 2020 году интернет-торговле сложно продолжать расти, несмотря на очевидный бурный успех отдельных сегментов.
"Во-первых, значимая доля инвестиций была освоена в кризисный период локдауна: многие компании — примерно 20% — полностью ушли в онлайн, произошел передел рынка электронной коммерции, обозначились и укрепились лидеры рынка, потребители освоили новые техники покупок и не желают возвращаться к старым. И к новым вливаниям в развитие бизнеса инвесторы пока не готовы", - говорит она.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте