Про самоопределение интернет-магазина
Игорь Бахарев
Итак, самоопределение бывает такое: заниматься своим бизнесом или нет. Если да - то каким? Я хочу поговорить немного про самоопределение с моделью в екомерсе с точки зрения управленца небольшого проекта с большими амбициями.
Мы решили делать интернет-магазин. Какие бывают магазины:
- Нишевые
- Гипермаркеты тематические
- Гипермаркеты глобальные
Нишевый магазин хорошо делать на старте, когда ты еще плохо разбираешься в интернет-коммерции. У тебя много вопросов, мало ответов, но есть огромное желание.
Чем мне не нравятся нишевые проекты - вы быстро упираетесь в потолок. Как только вы уперлись - вы перестаете расти. А если вы перестали расти - то ваш бизнес становится очень рисковым. Вашу нишу рано или поздно заметят глобальные игроки. Ваша ниша может внезапно исчезнуть и без глобальных игроков. А деваться вам некуда. Да, ниша - это отличный малый/средний бизнес, с потенциально стабильным доходом, но... вы не сможете вечно сидеть в этой нише, и это надо понимать.
Гипермаркеты глобальные - ну это отдельная песня. Обычно это история про большие инвестиции, больших управленцев, профессиональные команды. И обычно это магазины без лица. Мне вообще не понятны магазины торгующие всем подряд.
Остаются тематические гипермаркеты. Например магазин инструментов, или автозапчастей. У них есть лицо, т.е. работают они не только на SEO и контекст. И у них есть выбор из большого количества разных ниш, которые они могут комбинировать, тасовать, заменять исходя из текущей реальности.
Тематический гипермаркет - можно растить с нуля, своими силами. Но надо понимать, что в самом начале пути - это тест. Вы тратите свои силы и деньги, создаете магазин, тестируете, собираете данные и решаете что с этим делать.
Можно начинать расширять ассортимент и внедрять новые категории со склада поставщика. Можно, конечно, как некоторые снобы зажимать нос, мол я в такую модель не верю, и предпочитаю с подобными дел не иметь.
Но! так делают почти все гипермаркеты. Даже Энтеры-Ютинеты торгуют со склада поставщиков до того момента пока не смогут составить внятную товарную матрицу.
Чего уж там - почитайте историю Zappos - они тоже начинали со склада поставщика.
Те кто так не делают - либо не могут расти, в силу ограниченности своей ниши, либо просто не растут быстро, либо у них и правда клевый бизнес. У нас во
Дальше органически расти тяжело. Как правильно выразился Александр Пискунов, вырастить гипермаркет - это не кран с водой, в котором можно постепенно увеличивать напор по мере необходимости. Планка в 500-1000 заказов требует определенной инфраструктуры. А под нее нужны деньги. Много. И вперед.
Маленькому магазину тяжело. Сейчас каждый новый сотрудник у меня требует увеличения оборота на 10%. Т.е. хочешь взять сотрудника с зп 30 тр, а у тебя оборот 3млн. руб, то надо увеличивать сразу оборот до 3млн.300тр. Минимум.
Это при условии что у нас уже есть прибыль. Если прибыли нет - то это только увеличение расходов.
Как обычно бывает? Вроде и продажи растут. И средний чек подрос. А глядишь, вычитая из среднего чека CPO (стоимость затрат на привлечение одного заказа) - остается сотня-другая рублей из среднего чека. А мы еще не вычли персонал, доставку и прочее. Мы не вычли отмены заказа, возвраты и тд.
Опять таки - гипермаркету проще сменить ассортимент, включить новые категории, более маржинальные, идти и выжимать скидки с поставщиков.
Что будет делать в такой ситуации нишевый магазин? Только не говорите, что в нишевых такого не бывает. Бывает. Бывает по началу все хорошо, а к концу второго года глядишь - а у тебя CPO зашкаливает, да и конкурентов стало в 3 раза больше.
Плюс по моделям роста продаж - все что может сделать нишевый магазинчик при необходимости быстрого роста продаж - это гнать еще больше всевозможного трафика на свой ограниченный ассортимент. В этой ситуации трафик становится очень дорогим.
Гипермаркет же может практически бесконечно расширять ассортимент, нагоняя конкретный недорогой товарный, а не категорийный, трафик.
К чему это все я? Да ни к чему - так, мысли вслух.
14 ноября пройдет конференция "
Все докладчики практики - крепкие середнячки. Я там буду, приходите и вы - может разовьем тему этого поста дальше.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте