Меню

Про самоопределение интернет-магазина

Игорь Бахарев

Про самоопределение интернет-магазина - 1

Итак, самоопределение бывает такое: заниматься своим бизнесом или нет. Если да - то каким? Я хочу поговорить немного про самоопределение с моделью в екомерсе с точки зрения управленца небольшого проекта с большими амбициями.

Мы решили делать интернет-магазин. Какие бывают магазины:

  • Нишевые
  • Гипермаркеты тематические
  • Гипермаркеты глобальные

Нишевый магазин хорошо делать на старте, когда ты еще плохо разбираешься в интернет-коммерции. У тебя много вопросов, мало ответов, но есть огромное желание.

Чем мне не нравятся нишевые проекты - вы быстро упираетесь в потолок. Как только вы уперлись - вы перестаете расти. А если вы перестали расти - то ваш бизнес становится очень рисковым. Вашу нишу рано или поздно заметят глобальные игроки. Ваша ниша может внезапно исчезнуть и без глобальных игроков. А деваться вам некуда. Да, ниша - это отличный малый/средний бизнес, с потенциально стабильным доходом, но... вы не сможете вечно сидеть в этой нише, и это надо понимать.

Гипермаркеты глобальные - ну это отдельная песня. Обычно это история про большие инвестиции, больших управленцев, профессиональные команды. И обычно это магазины без лица. Мне вообще не понятны магазины торгующие всем подряд.

Остаются тематические гипермаркеты. Например магазин инструментов, или автозапчастей. У них есть лицо, т.е. работают они не только на SEO и контекст. И у них есть выбор из большого количества разных ниш, которые они могут комбинировать, тасовать, заменять исходя из текущей реальности.

Тематический гипермаркет - можно растить с нуля, своими силами. Но надо понимать, что в самом начале пути - это тест. Вы тратите свои силы и деньги, создаете магазин, тестируете, собираете данные и решаете что с этим делать.

Можно начинать расширять ассортимент и внедрять новые категории со склада поставщика. Можно, конечно, как некоторые снобы зажимать нос, мол я в такую модель не верю, и предпочитаю с подобными дел не иметь.

Но! так делают почти все гипермаркеты. Даже Энтеры-Ютинеты торгуют со склада поставщиков до того момента пока не смогут составить внятную товарную матрицу.

Чего уж там - почитайте историю Zappos - они тоже начинали со склада поставщика.

Те кто так не делают - либо не могут расти, в силу ограниченности своей ниши, либо просто не растут быстро, либо у них и правда клевый бизнес. У нас во ВсеМедтовары мы внедряем правило - товар заказанный клиентами более 3 раз - встает на склад.

Дальше органически расти тяжело. Как правильно выразился Александр Пискунов, вырастить гипермаркет - это не кран с водой, в котором можно постепенно увеличивать напор по мере необходимости. Планка в 500-1000 заказов требует определенной инфраструктуры. А под нее нужны деньги. Много. И вперед.

Маленькому магазину тяжело. Сейчас каждый новый сотрудник у меня требует увеличения оборота на 10%. Т.е. хочешь взять сотрудника с зп 30 тр, а у тебя оборот 3млн. руб, то надо увеличивать сразу оборот до 3млн.300тр. Минимум.

Это при условии что у нас уже есть прибыль. Если прибыли нет - то это только увеличение расходов.

Как обычно бывает? Вроде и продажи растут. И средний чек подрос. А глядишь, вычитая из среднего чека CPO (стоимость затрат на привлечение одного заказа) - остается сотня-другая рублей из среднего чека. А мы еще не вычли персонал, доставку и прочее. Мы не вычли отмены заказа, возвраты и тд.

Опять таки - гипермаркету проще сменить ассортимент, включить новые категории, более маржинальные, идти и выжимать скидки с поставщиков.

Что будет делать в такой ситуации нишевый магазин? Только не говорите, что в нишевых такого не бывает. Бывает. Бывает по началу все хорошо, а к концу второго года глядишь - а у тебя CPO зашкаливает, да и конкурентов стало в 3 раза больше.

Плюс по моделям роста продаж - все что может сделать нишевый магазинчик при необходимости быстрого роста продаж - это гнать еще больше всевозможного трафика на свой ограниченный ассортимент. В этой ситуации трафик становится очень дорогим.

Гипермаркет же может практически бесконечно расширять ассортимент, нагоняя конкретный недорогой товарный, а не категорийный, трафик.

К чему это все я? Да ни к чему - так, мысли вслух.

14 ноября пройдет конференция "Формула Интернет-торговли". Это мне кажется первая, на моем веку, екомерс-конференция где нет рекламных и общетеоретических докладов.

Все докладчики практики - крепкие середнячки. Я там буду, приходите и вы - может разовьем тему этого поста дальше.

Материал по теме

Вредные советы для открытия интернет-магазина

Материал по теме

Отзыв на книгу iМаркетинг (автор Мышляев В.)

Материал по теме

Мини-кейс по двум интернет-магазинам

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Какие данные и как использовать для персонализации в ритейле

Треть клиентов считают , что ритейлеры недостаточно стараются, чтобы обеспечить высокий уровень персонализации. Эксперты приложения "Кошелёк" разбираются, на что обратить внимание, чтобы улучшить актив...

Amazon всё-таки проведёт осенние распродажи

Amazon всё-таки проведет акцию Prime Day 13-14 октября, сообщают несколько источников издания The Verge. Ранее стало известно, что Amazon предупредил своих селлеров о начале распродаж "Черной пятницы" 26...

Седьмой Международный ПЛАС-Форум "Online & Offline Retail 2020": готовимся к сбору урожая ключевых кейсов индустрии

Седьмой Международный ПЛАС-Форум "Online & Offline Retail 2020": готовимся к сбору урожая к лючевых кейсов индустрии Дорогие друзья и коллеги, рады Вам сообщить, что октябрьский ПЛАС-Форум состоится ...

Социальный шопинг в Instagram: кейс Sephora

У любителей косметических товаров, представленных в Sephora, появилась возможность купить их через Instagram Checkout, виртуальную витрину, позволяющую оформлять заказ непосредственно из ленты пользователя ...

Клиенты "Петровича" подсчитают ремонт на "Калькуляторе"

СТД "Петрович" представил пользователям своего сайта новый цифровой сервис "Калькулятор ремонта". С помощью этого инструмента на этапах планирования ремонта можно рассчитать стоимость ремонта в зависимости ...

Ozon и Lamoda встроят товары в кинофильмы

Онлайн-площадки Ozon и Lamoda станут партнерами площадки Сберанка SberDevices. Этот сервис видеошопинга интегрирует ассортимент маркетплейсов в видеоконтент ТВ-приставки. Как будет работать новый рекламны...