Почти 70% ритейлеров столкнулись с утечками данных в 2023 году

Игорь Бахарев

Опрос, проведенный разработчиком "СёрчИнформ" показал, что в 2023 году ритейл массово сталкивался с утечками данных. Инциденты случались как по вине сторонних злоумышленников, так и со стороны собственных сотрудников компаний.

Инциденты

В 2023 году компании из сферы ритейла стали реже фиксировать кибератаки. О внешних атаках заявило 28% респондентов против 33% в 2022 году. Что касается внутренних ИБ-нарушений, их в 2023 году фиксировали 24% ритейлеров. По-прежнему остается высокая доля тех компаний, которые затруднились ответить на вопрос - 37%.

Рисунок1.jpg

По данным исследования, в 2023 году 83% ритейлеров столкнулись с внутренними инцидентами по вине сотрудников, из них 67% фиксировали утечки данных. Также участники опроса сообщили и о других инцидентах внутренней безопасности: дискредитация компании со стороны сотрудников (33%), откаты и взяточничество (29%), фирмы-боковики/сторонняя занятость (21%) и внешние атаки через сотрудников (19%). Кроме того, 17% российских ритейлеров сталкивались с промышленным шпионажем.

Рисунок2.jpg

В 2023 году вместе с персональными данными (30%), как и годом ранее, в зоне повышенного риска оказалась информация о клиентах и сделках. 62% респондентов указали, что такие данные утекают чаще всего. На третьем и четвертом местах - финансовая информация (28%) и техническая документация (25%).

Рисунок3.jpg

Портрет нарушителя

Среди виновников нарушений респонденты называют рядовых сотрудников. За год этот показатель вырос на 10% - до 77%. В 33% компаний заявили о том, что виновники инцидентов - линейные руководители. Доля нарушений среди контрагентов составила 17%, руководителей направлений - 15%, внештатных специалистов - 12%, топ-менеджмента - 7%.

Рисунок4.png

В случае инцидента ИБ 18% ритейлеры оповестят надзорные органы. 90% компаний проведут закрытое внутреннее расследование, а 25% сообщат о ситуации пострадавшим сотрудникам, клиентам и партнерам.

Бюджеты на информационную безопасность

Об увеличении бюджетов на ИБ в 2023 году заявило 37% компаний из сферы ритейла, при этом 56% компаний оставили финансирование информационной безопасности без изменений, 7% - урезали бюджеты. По сравнению с прошлым годом организации стали больше выделять средства на инфобез. В 2022 году о росте бюджетов заявило 24% респондентов.

Чаще всего ритейлеры выделяли бюджеты на продление лицензионных ключей (72%), закупку нового оборудования и ПО (51%) и оплату техподдержки (48%). Финансировали импортозамещение зарубежного ПО - 22% ритейлеров.

Рисунок5.jpg

"Компании из сферы ритейла имеют традиционную проблему - инсайдерство. Для этой отрасли информация (о клиентах, сделках, поставщиках, ценах) - суть бизнеса и один из основных активов. Поэтому защитные решения по большей части уже внедрены, что и объясняет распределение бюджетов на оплату поддержки и продление лицензий. Однако набирает обороты и импортозамещение, причем, без каких-либо регуляторного давления извне (ритейл не обязан внедрять отечественное ПО и оборудование). Считаю данный факт показателем зрелости российских ИТ-компаний, выпускающих прикладные решения", - прокомментировал ситуацию руководитель отдела аналитики "СёрчИнформ" Алексей Парфентьев.

Лишь 4% компаний заменили иностранные операционные системы (ОС) и базы данных (БД) на отечественные. В процессе перехода находятся 10% опрошенных, 41% только планирует. 45% респондентов заявили, что не будут переходить на отечественные ОС и БД. Основные трудности, по словам опрошенных, связаны с совместимостью решений с текущим софтом и оборудованием.

Ситуация с кадрами

Результаты опроса также показали, что ИБ-специалисты в сфере ритейла по-прежнему в дефиците. Так ответили 62% опрошенных. 14% респондентов сообщили, что дефицит ИБ-кадров усилился. 20% ритейлеров отметили, что никогда не испытывали сложности с наймом специалистов.

Рисунок6.jpg

Также 40% компаний проводят профессиональную переподготовку своих сотрудников, 23% - используют аутсорсинг ИБ, 22% - привлекают готовых специалистов с рынка, 4% -нанимают студентов/выпускников.

Материал по теме

Uber закрывает сервис доставки алкоголя Drizly

Материал по теме

Аналитики прогнозируют рост DDoS-атак на онлайн-ритейлеров перед новогодними праздниками

Материал по теме

В интернете нашли 18000 маркетплейсов-подделок

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Как пандемия обрушила качество служб доставки: опыт Гонконга

Пандемия взрастила популярность платформ доставки еды в Гонконге. Однако власти убеждены, что именно из-за этой популярности качество сервисов резко сократилось. Растет поток жалоб на службы доставки. В 201...

Рассылки переползли в мессенджеры

Рассылки - традиционный способ взаимодействия компаний с клиентами. Сейчас к привычным письмам в электронной почте, СМС и звонкам добавился новый канал - сообщения в популярных мессенджерах. Эксперты компан...

Портрет российского онлайн-покупателя: аналитика Yota

Россияне все больше пользуются маркетплейсами - трафик таких ресурсов вырос на 72% за прошлый год, при этом вовлеченность мужчин стала выше на 90%. На 33% увеличилось и среднее время, которое пользователи п...

Сотрудники Wildberries получили право оспаривать отзывы

 Wildberries ввел новую функцию, позволяющую сотрудникам пунктов выдачи заказов (ПВЗ) оспаривать негативные отзывы клиентов. Теперь, если покупатель поставил "1", "2" или "3" без комментария или с неконстр...

Будущее онлайн-продаж алкоголя в США: последствия закрытия Drizly

В конце марта компания Uber окончательно закрыла сервис Drizly, специализировавшийся на доставке алкоголя. Сейчас на рынке, который лишился основного игрока, начался передел. Кто станет новым лидером, неп...

Вечеринка не удалась: как пиарщики Revolve смогли настроить против себя блогеров и что им теперь делать

Пиарщики Fasion-компании Revolve умудрились на пустом месте вызвать огромную протестную волну топ-блогеров после фестиваля Stagecoach. Вместе с экспертом Марией Заикиной разбираемся, что произошло и как сто...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.