Как интернет-магазину зарабатывать в кризис без кредитов?

Игорь Бахарев

Конкуренция – удел проигравших. Чем больше у вас конкурентов, тем вы беднее. А разве возможен бизнес в интернет-индустрии без конкуренции? И без миллионных вливаний на старте? Конечно, возможен. Спросите у предпринимателя Питера Тиля, основателя PayPal и др. компаний. Взрывающие мозг его лекции в Стэнфордском университете – это многочисленные кейсы из реального бизнеса. Оо, вы скажете, в России это невозможно… Ну как же, а Яндекс и Авито? Ведь когда-то они были маленькими на пустующем рынке!

Сейчас много постят на тему: что делать с e-commerce в кризис? Кто-то предлагает поднимать эффективность маркетинга. Конечно, не помешает. Это полезно в любые времена, но поможет лишь единицам. Остальным надо кардинально менять свои бизнес-модели либо параллельно срочно запускать новые бизнес-модели.

Почему рост эффективности маркетинга бесперспективен для большинства интернет-магазинов?

Это примерно как усиленно налечь на весла в лодке без мотора, в то время как рядом проходят быстроходные суда. Сколько ни прикладывай усилий, быстро упрешься в потолок возможностей. «Быстроходные» вовсе не означает рост товарооборота! Многие игроки e-commerce в погоне за ростом своего оборота забывают, что основная цель бизнеса – это увеличение скорости получения прибыли при одновременном снижении товарных запасов и операционных расходов (Элияху Голдратт).

И здесь я соглашусь с Леонидом Делицыным, ведущим аналитиком инвестиционного холдинга «Финам», в статье за август 2014: "Выйти на прибыль в ситуации насыщенности рынка интернет-ритейлерам поможет либо диверсификация бизнеса, либо использование уникальной бизнес-модели. В пример Делицын приводит опыт компании Amazon.com, которая пошла куда дальше расширения ассортимента, и Ebay».

Если термин «бизнес-модель» вам кажется научным или малоприменимым на практике, смею вас заверить, наличие адекватной бизнес-модели − одно из главных условий венчурного инвестирования в России и за рубежом. Но далеко не все игроки e-commerce понимают термин «венчур».

Если кратко, то венчурных инвесторов привлекают проекты с мультипликатором 10 и более. Это означает, что они на ранней стадии вкладывают 10 млн. руб. (в обмен на небольшую долю в проекте) в надежде получить обратно уже 100 млн. руб. через 3 года. Таким образом, бизнес-модель проекта и команда должны обладать потенциалом стремительного роста.

Венчур работает в сегменте самых рискованных бизнес-проектов, привлекая денежные средства в венчурные фонды под 50%-60% годовых. Иначе денежные средства проще вложить в менее рискованный фондовый рынок под 30%-40% годовых.

Кто-то с сомнением и осторожностью относится к венчурным проектам и стартапам. Некоторые даже ругают. Мне кажется, стартап-движение полезно хотя бы тем, что развивает правильное мышление по созданию бизнесов вообще, не обязательно венчурных. Экосистема стартапов способна изменить парадигму мышления предпринимателя любого уровня и расширит горизонт видения до космических масштабов. И больше не будут приходить мысли о создании очередной «закусочной» у метро – однотипных локальных интернет-магазинов с избитым ассортиментом и без конкурентных преимуществ. То, чему учат в стартап-движении, нельзя получить ни в одной бизнес-школе мира!

В венчурном бизнесе проектируют бизнес-модели по Остервальдеру. Конечно, вы можете прочитать книги это автора, но быстрее найти в поисковике картинки по запросу «канвас бизнес-модель по Остервальдеру». Пожалуй, самое сложное в проектировании бизнес-моделей, это сформировать уникальное ценностное предложение для клиентов. Какие ценности несет ваш интернет-магазин своим клиентам? Как это узнать?

Научиться проектировать бизнес-модели можно, например, в российском преакселераторе ФРИИ. Это не требует денег, так как экспертиза и обратная связь от ФРИИ бесплатная. Но для этого вам нужно самостоятельно предложить экспертам свой вариант бизнес-модели, предварительно почитав соответствующую литературу в аккаунте преакселератора ФРИИ и др. источниках.

И не страшно, если у вас не получится бизнес-модель с мультипликатором 10. Уникальная бизнес-модель с мультипликатором 5 или около того − тоже хорошая находка для классического «невенчурного» бизнеса! Правда, в этом случае придется искать инвестиции уже за пределами венчурного рынка.

Вы скажете, что в e-commerce крайне сложно найти новую состоятельную бизнес-модель. Если сомневаетесь, тогда лучше задуматься о других типах бизнеса в интернет-индустрии. Посмотрите проекты выпускников акселераторов и расширьте горизонт своего видения! Полезно также изучить стартапы в других странах. В этом вам поможет подборка необходимых сайтов в графическом формате.

Удачная бизнес-модель – один из ключиков к вашему успеху, но, к сожалению, не единственный. Любая бизнес-модель должна иметь под собой некоторую базу и бэкграунд. Но и этого недостаточно. После запуска новой бизнес-модели потребуется ее тестировать и адаптировать под рынок. И вам в помощь Customer Development и др. техники. И главное – не бойтесь ошибок и неудач! Они неизбежны, но полезны.

Яндекс и Авито − классные примеры монополий! Почитать Питера Тиля на тему создания монополий на русском языке можно здесь.

Чем привлекательно кризисное время для новых начинаний? А многим попросту будет нечего терять. Кто-то потерял/потеряет работу, а кто-то упустил/ упустит даже бизнес. А у кого-то не будет другого выхода, поскольку стандартные пути развития в кризис не доступны. Сейчас намного проще рисковать в поиске перспективных бизнес-моделей, чем в более стабильные времена.

Если хотите найти и запустить новую бизнес-модель, в том числе в e-commerce, буду рада сотрудничать с вами! Надеюсь, вам пригодится мой опыт, знания и энергия по реализации задуманного! С удовольствием рассмотрю приглашение в команду! Пишите мне в личку Facebook.

Материал по теме

"Яндекс.Еда" запустила экспресс-доставку из Metro

Материал по теме

Wildberries вышел на рынок Германии

Материал по теме

Голос регионов: Дмитрий Шатилов (Домашкино.ru, Самара) о региональном рынке eGrocery

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Пандемия перевела Global Fashion Group в плюс

Трансконтинентальная eCommerce-группа Global Fashion Group, в которую входят онлайн-площадки Lamoda (Россия и страны СНГ), Dafiti (Латинская Америка), Zalora (Юго-Восточная Азия) и The Iconic (Австралия и Н...

"Почта России" снизила число возвратов в AliExpress в 2,5 раза

"Почта России" более чем в два раза (с 10% до 4%) снизила число возвратов и неполученных заказов из AliExpress. В основе улучшения лежит IT-интеграция компаний, позволившая уточнить данные о клиентах, а так...

Ozon приманивает французские бренды

Ozon обсудил сотрудничество с французским бизнесом в рамках встречи вице-президента по правовым вопросам и взаимодействию с органами государственной власти компании Артёма Афанасьева и президента международ...

Россияне переходят на безнал

По оценкам платежной системы Visa, доля безналичных платежей на российском рынке может достигнуть отметки 90% в течение ближайшие трех-четырех лет. Рывок в области цифровизации платежей был совершен на фоне...

"Почта России" за год доставила 98 млн заказов из интернет-магазинов

Доходы "Почты России" от посылочного бизнеса в 2020 году выросли на 10%. За год оператор доставил более 98 млн отправлений с заказами из российских интернет-магазинов. "Исключительные условия, созданные па...

AliExpress предложил локальным продавцам медиацентр

Aliexpress открывает "Медиацентр"- встроенный облачный сервис для работы с фотографиями. Ёмкость этого сервиса позволяет обрабатывать и хранить бесплатно до 50 Гб файлов. Благодаря платформе российск...