Как интернет-магазину правильно выбрать партнёра для приема платежей?
Игорь Бахарев
Для небольших интернет-магазинов оптимальный способ реализовать прием платежей — воспользоваться услугами интегратора платежей. Услуги прямого банковского эквайринга обойдутся слишком дорого, подключать каждую платежную систему в ручном режиме выйдет слишком долго. Интеграция, настройка, заключение многочисленных договоров — на все это у малого бизнеса просто нет ресурсов. Зачастую намного разумнее и проще сотрудничать с компаниями - платежными интеграторами: платежными агрегаторами и платежными шлюзами. Руководитель клиентской службы платежного агрегатора и электронного кошелька
Платежный агрегатор позволяет интернет-магазину предлагать своим клиентам наиболее удобные способы оплаты из широкого перечня доступных вариантов: банковские карты, электронные деньги, платежи с мобильного счета, оплата наличными — и все это от единого поставщика услуги. Агрегатор не только обеспечивает интеграцию на сайт магазина нескольких способов приема платежей, но и, что самое главное, аккумулирует денежные средства клиентов на специальных счетах в расчетных банках. К числу агрегаторов относятся такие сервисы как ROBOKASSA, Яндекс.Касса, SimplePay и пр.
Другой вариант, доступный крупным интернет-магазинам, оперирующим большими объемами и количеством транзакций — работа с платежными интеграторами. Платежный интегратор — сервис-посредник, выполняющий обработку электронных транзакций и являющийся при этом только маршрутизатором платежа. Здесь можно назвать Assist, Uniteller.
Немного о рынке
На сегодняшний день в России работают свыше трех десятков различных платежных сервисов. Они отличаются друг от друга по целой массе параметров, которые крайне важно учитывать при первоначальном выборе партнера. К числу наиболее популярных сервисов различные исследования рынка и экспертные рейтинги относят таких игроков как Яндекс.Касса, ROBOKASSA, PayAnyWay, RBC.Money, Wallet One, Деньги Online, PayU, Payonline, Assist, Platron, PayMaster, SimplePay и др. Лидерами по количеству подключенных магазинов по данным последних исследований здесь являются Яндекс.Касса и ROBOKASSA, на долю которых приходится порядка 24% и 20% рынка платежных решений соответственно. Однако для небольших интернет-магазинов есть свои специфические критерии выбора сервиса, и в первую очередь им стоит ориентироваться не на популярность решений, а на соответствие конкретным требованиям бизнеса, комфортности и эффективности работы.
Критерии выбора платежного сервиса
Существуют критерии, которые позволят сориентироваться и выбрать из множества предложений наиболее подходящий вариант.
- Возможности подключения для разных категорий бизнеса. Кого подключает платежный сервис, кому отдает предпочтение: юридическим лицам или ИП. Сравнивайте условия для нужной вам категории в разных сервисах. Они могут отличатся и в плане тарифов и в плане пакета необходимых документов.
Некоторые компании могут потребовать представления оригиналов всех документов, другие - необходимость личного присутствия при заключении соглашения. В наиболее клиентоориентированных компаниях минимизируют бюрократический процесс: соглашение может быть подписано на условиях оферты (при желании клиента возможно заключение письменного договора) при предоставлении копий или сканов минимального пакета документов (например, ОГРН, ИНН и паспорта для ИП). Именно так выстроены процессы в SimplePay. - Размер комиссий. Комиссии у разных сервисов могут заметно отличаться. Обратите внимание, что у некоторых крупных компаний размер тарифов для малого бизнеса будет достаточно большим. Итоговые цифры будут зависеть в первую очередь от оборота. Для малых предприятий размер комиссий при обработке расчетов по банковским картам в среднем составляет 3-4% (но обычно не более 5%), по электронным деньгам - 4-6% (до 9% максимум), по платежам со счета мобильного телефона - 4-5% (как правило, до 6%, но иногда ставки достигают 10% и даже 20%), по оффлайновым платежам наличными через платежные терминалы, отделения “Евросети” и прочие подобные варианты - 3-4% (в основном до 5%), для интернет-банкинга 2,5-3% (обычно не более 5%). При этом не стоит ставить во главу угла низкие тарифы. Минимальные расценки могут сопровождаться существенными минусами.
- Сроки вывода денежных средств. Платежный агрегатор не только берет на себя реализацию различных методов оплаты для интернет-магазина, но и аккумулирует деньги клиента. Вывод средств может осуществляться ежедневно, раз в два, три, пять и даже более дней. Эти моменты необходимо учитывать заранее.
- Конверсия проходимости платежей. Важный критерий, который может иметь существенное влияние на продажи в вашем интернет-магазине. Он может влиять на ваш доход сильнее, чем размер комиссии. Высокие показатели отказа из-за некорректных настроек антифрод-фильтров могут обернуться существенной упущенной прибылью, особенно если ваши покупатели расплачиваются преимущественно банковскими картами.
- Конкретный набор способов оплаты с учетом особенностей бизнеса. Нужно учитывать предпочтения ваших покупателей: какие методы оплаты они используют чаще? Как вариант, существенная часть аудитории может быть заинтересована в оплате наличными, Webmoney или даже биткоинами. Обратите внимание, кто из интеграторов предлагает наиболее выгодные условия по самому популярному для вашего магазина методу оплаты.
- Оперативность службы поддержки. Со службой поддержки вам придется общаться на этапе подключения и при возникновении внештатных ситуаций. Крупным компаниям положен личный менеджер, но это не ваш случай. Поэтому стоит лично “замерить” скорость отклика специалистов поддержки и оценить уровень обслуживания.
- Поддержка дополнительных сервисов. В некоторых случаях, например, при продаже услуг или товаров по подписке могут потребоваться рекуррентные платежи — автоматические платежи, которые повторяются через определенный период времени. Данные карты вводятся и подтверждаются только один раз. Далеко не все агрегаторы дают доступ к рекуррентным платежам компаниям с небольшим оборотом. Еще одна полезная услуга — массовые выплаты. Она необходима, если вам нужно регулярно делать выплаты своим пользователям. Поддерживается не всеми компаниями и может предоставляться на особых условиях.
- Дополнительные конкурентные преимущества платежного сервиса. Это могут быть любые услуги, которые выгодно отличают конкретную компанию от остальных участников рынка. Важно, чтобы эти услуги были полезны вам. Это может быть SMS-информирование, прием платежей в экзотических валютах, выплаты в специфической валюте, интеграция с конкретной интересной вам CMS и прочее.
- Бесперебойность работы и форс-мажоры. Обязательно нужно обратить внимание на показатель бесперебойности работы сервиса. Принимая во внимание недавний случай ограничения платежей в пользу физлиц и ИП для ряда сервисов, которые пользовались услугами одного расчетного банка (НКО) и не имели собственного НКО, перед заключением договора с интегратором стоит проверять надежность банков-партнеров сервиса и наличие у него резервных банков-партнеров.
Большой или маленький?
На стороне крупных агрегаторов деловая репутация и масштабность. При этом зачастую крупные сервисы взимают с небольших компаний достаточно высокие комиссии и устанавливают не самые комфортные сроки вывода денег. Вполне вероятно, что для вас может быть выгоднее сотрудничать с небольшим агрегатором. В некоторых случаях с ним можно договориться об индивидуальных условиях и более низкой процентной ставке. Кроме того, скорее всего вы сможете рассчитывать на более оперативную работу службы поддержки, поскольку для небольшого агрегатора ваша значимость как клиента выше. Наконец, именно у такого агрегатора вы можете найти какие-то уникальные условия и фишки, которые необходимы именно вам или вашей аудитории, но которыe будут недоступны для вас при сотрудничестве с лидерами рынка, поскольку они ориентируются, преимущественно, на крупный бизнес, подстраивая условия обслуживания под запросы последнего.
Тщательно взвешивайте плюсы и минусы агрегаторов и уделяйте особое внимание соответствию предлагаемых условий и услуг потребностям именно вашего бизнеса.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте