Фёдор Вирин: каннибализм как драйвер роста в 2016 году

Игорь Бахарев

В первом квартале 2016 года рынок eCommerce в России показал необычайно хороший рост, рассказал основатель и партнер исследовательского агентства Data Insight Федор Вирин, выступая на форуме Online Retail Russia & EAEU. Эксперт считает, что к концу года общий рост в российском онлайн-ритейле будет на 20% выше, чем в 2015 году.

Ленивый рост 2015

Оъем внутрироссийских онлайн-продаж в 2015 году составил 160 млн. заказов. Рынок показал не очень большой, но рост в 8%. За отчетный период средний чек при покупках онлайн также стал больше на 8%, приблизившись к 4050 рублям. Итого общие продажи в российских онлайн-магазинах оцениваются Data Insight в 650 млрд. рублей. Соответственно, рост составил 16% или 90 млрд. рублей.

Фёдор Вирин: каннибализм как драйвер роста в 2016 году - 1

Стоит отметить, что эти оценки не включают кроссбордерные покупки, а также доставку готовой еды, билеты на транспорт и мероприятия, цифровые товары, C2C, MLM и групповые закупки, покупки для корпоративного потребления и оптовые покупки.

Рост цен в интернет-магазинах намного отстает от роста курса доллара, считают в Data Insight. Эксперты отмечают, что снизилась доля дорогих покупок (дорогие товары и/или премиальные бренды и модели). Кроме того, намечается тенденция сдвига спроса от дорогих категорий (БТиЭ) к менее дорогим (одежда, FMCG).

Фёдор Вирин: каннибализм как драйвер роста в 2016 году - 2

Приведенные оценки основаны на прямых публичных и непубличных данных крупных интернет-магазинов, мониторинге DI по количеству заказов (>1000 ИМ), мониторинге DI по посещаемости сайтов (>70 тысяч ИМ).

Новый рывок 2016

В 2016 году происходят неожиданные изменения динамики рынка, отмечают в Data Insight. В первые три месяца 2016 года эксперты наблюдают хороший рост. «Сравнивать январь и февраль год к году с 2015 годом – это не очень интересно, так как очевидно, что год назад была очень низкая база, но рост с начала 2016 года явно больший, чем в октябре-декабре 2015 года. Вообще, ситуация, когда февраль показывает настолько лучше результаты, чем октябрь и ноябрь – это редкость», - рассказывает Вирин.

Почему это произошло? По мнению Data Insight, либо пользователи и потребители поняли, что «ок, жизнь такая, какая она есть, и мы согласны покупать товар по той цене, по которой его продают», либо есть какие-то скрытые макроэкономические факторы.

В Data Insight считают, что рост в 2016 году будет существенно выше, чем рост в 2015. При этом в первом квартале 2016 года структура роста и покупательской активности изменилась. «Весь прошлый год темпы роста eCommerce определялись темпами роста быстрорастущих магазинов. Есть несколько магазинов, которые растут больше рынка, именно они подтягивали за собой рынок. А в начале 2016 года весь eCommerce так растёт. Это нормальное поведение среднего магазина. И это важный момент. Структура роста поменялась: если в прошлом году мы видели рост больших магазинов, и это стандартная кризисная история, так как покупатели боятся, что их завтра кинут, поэтому в момент кризиса идут к большим, надёжным продавцам, к меньшему риску. Сейчас ситуация поменялась», – говорит Вирин.

Фёдор Вирин: каннибализм как драйвер роста в 2016 году - 3

Соответственно, по оценке Data Insight, рост рынка в 2016 году будет +20% к 2015. И из них +12% – за счет увеличения количества покупок, а не среднего чека. Это важные и хорошие новости.

В целом, смещение спроса в сторону более дешевых товаров и товарных категорий – это не разовое явление 2015 года, а продолжающийся процесс, отмечают эксперты. Доллар сейчас на 13% дороже среднего уровня 2015 года, а инфляция (даже по официальным данным) составляет около 7%. Таким образом, рост цен, особенно на импортные товары, может обеспечить увеличение среднего чека на 5-10%. Поэтому покупатели перетекают в более низкий ценовой сегмент и чаще смотрят в Сети дешевые предложения. В свою очередь, количество онлайн-покупок в 2015 году составило 160 млн, а в 2016 приблизится к 180 млн, считает Вирин. Объем онлайн-продаж, соответственно, с 650 млрд вырастет до 780 к концу года (все оценки даются без учета кроссбордерных покупок).

Точки роста

Рынок растет в основном за счет того, что покупатели начинают покупать в большем количестве товарных категорий, считают эксперты. «Для крупных магазинов только расширение ассортимента в непривычные категории является сейчас драйвером роста. Основной способ роста сейчас – каннибализация соседних магазинов любыми способами, захват соседних товарных категорий», – советует Вирин. "Это может быть собственный склад или свои продажи, как это делает OZON, партнёрские продажи, как это делает «Юлмарт», но расширение – ключ к успеху. И это касается не только товаров, но и услуг, которые продаются через крупные интернет-магазины", – добавляет эксперт.

Важно, что для средних ИМ эта стратегия работает гораздо хуже, считает Вирин. Сейчас, по его мнению, средние магазины не предлагают покупателю "никакой добавленной ценности", что обрекает их на вымирание.

Фёдор Вирин: каннибализм как драйвер роста в 2016 году - 4

Ещё одной точкой роста в 2016 году становятся сами интернет-пользователи. Они приобретают опыт покупок в Сети. Если в 2010 году медианный онлайн-стаж у них был менее 3 лет, в 2013 г. – около 4 лет, сейчас – более 6 лет. Соответственно, такие покупатели уже не боятся онлайн-шопинга и оплаты в интернете, у них нет психологических барьеров.

Кроме того, доступ в интернет стал круглосуточным и повсеместным, а доставка – быстрее, надежнее и дешевле. Это облегчает покупку. Наконец, офлайновые магазины закрываются или существенно сокращают ассортимент. Это приводит пользователя в Сеть.

Фёдор Вирин: каннибализм как драйвер роста в 2016 году - 5

Покупатели становятся более рациональными, меняют своё поведение. Они вдумчивее относятся к новым покупкам. Впрочем, говорит Вирин, существенного различия в изменении интернет-покупателей всё-таки нет.

Фёдор Вирин: каннибализм как драйвер роста в 2016 году - 6

Новые веяния

Главной «фишкой», которая появилась в 2016 году, в Data Insight считают моду на смартфоны. Сразу 42% опрошенных совершали за последний год покупки с мобильных устройств, в т.ч. 34% – со смартфона. При этом 6% респондентов покупали только с мобильных устройств (для сравнения: год назад таких было 3%), а 3% покупали только со смартфонов (год назад был 1%).

По прогнозам Вирина, доля мобильных продаж в отдельных сегментах (товарных и аудиторных) в 2016 году превысит продажи через десктопы. «Мало того, в этом году появится несколько товарных категорий, в которых доля покупок через мобильные будет выше, чем продажи через десктопы. И это огромный тренд, с которым современным продавцам надо что-то делать», – резюмирует Вирин.

Также эксперт напомнил о тренде, на который обратил внимание вчера, на Второй ежегодной прикладной конференции «DIY. Do it online»: «Большие офлайновые сети наконец-то поняли, что eCommerce им сильно интересен. И начал инвестировать сотни миллионов долларов. Если раньше инвестиционный навес был венчурный, то сейчас он пришёл из офлайна».

Материал по теме

Онлайн-продажи продуктов питания: аналитика НАФИ

Материал по теме

Госмаркетплейс, вперёд лети: мнение экспертов

Материал по теме

Исследование Тинькофф Бизнеса: женщин-селлеров на маркетплейсах стало больше, чем мужчин

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Постоплата обгоняет предоплату: исследование PIM Solutions

Компания PIM Solutions представила результаты исследования среднего чека за 2023 год. Анализ 66 млн заказов выявил интересную тенденцию: в ряде категорий товаров средний чек при постоплате оказался выше, че...

Россияне и спонтанные покупки: исследование AliExpress

AliExpress провел масштабное исследование, чтобы узнать, как часто россияне совершают незапланированные онлайн-покупки, какие категории товаров чаще всего попадают в корзину под влиянием момента, и в какое ...

Мегамаркет рассказал о результатах работы сервиса примерки косметики

В декабре 2023 года Мегамаркет добавил возможность онлайн-примерки декоративной косметики для своих пользователей. В компании рассказали о результатах первых трех месяцев работы услуги. На данный мом...

Что и как продают женщины в онлайне

Компания Boxberry провела опрос среди женщин, чтобы понять, как они зарабатывают с помощью онлайн-торговли. Выяснилось, что 55% респонденток продают в интернете с разной периодичностью, а 20% делают это еже...

Яндекс Еда идёт в офлайн: новый путеводитель внутри сервиса подскажет, где и что поесть в городе

Яндекс Еда расширяет функционал сервиса — теперь пользователи смогут выбрать заведения для посещения в офлайне в зависимости от предпочтений.  Новый экспериментальный сценарий доступен в приложении в...

Как сделать прогноз эффективности трафика из соц. сетей на товарные карточки Ozon

Маркетологи, которые подключают новый рекламный канал, должны понимать, какой результат ожидать от рекламы, так как от этого зависит выполнение его КПИ. Когда перед глазами аргументированный прогноз по плани...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.