Что происходит с рынком складской недвижимости?

Игорь Бахарев

Впервые за долгое время на рынке складской недвижимости зафиксировано охлаждение спроса и незначительное увеличение объема свободных площадей. С чем связана эта тенденция и приведет ли она к снижению арендных ставок, прокомментировали эксперты логистических компаний.

О падении спроса участники рынка стали говорить осенью прошлого года. "Снижение спроса на складские площади действительно стало заметно примерно с ноября. Триггером послужило повышение ключевой ставки. В условиях удорожания кредитов многие игроки приостановили планы по расширению и начали пересматривать стратегии, сфокусировавшись на оптимизации уже занятых площадей", - приводит Forbes слова партнера NF Group Константина Фомиченко. 

В этом с ним соглашается руководитель отдела развития бизнеса FM Logistic в России Артем Хомышин: "Высокая стоимость заемных средств, вызванная текущим уровнем ключевой ставки, заставляет многие компании искать способ сокращения товарных запасов и объема замороженных в них денег". 

Многие владельцы стоков стараются уменьшить их объем, увеличивая оборачиваемость продукции на складах, что позволяет снизить финансовую нагрузку на бизнес, объясняет эксперт. При этом в течение 2024 года наблюдалась обратная ситуация: производители и дистрибьюторы потребительских товаров, наоборот, наращивали складские запасы. По словам коммерческого директора логистического оператора МОЛКОМ Евгения Смирнова, это было следствием повышения потребительского спроса на определенные товары и попытки ритейлеров выйти в смежные категории, а также влияния внешнеэкономических факторов.

В настоящее время на рынке уже наблюдается нехватка грузов, отмечает коммерческий директор "Курьер Сервис Экспресс" Сергей Волчков. Это обусловлено не только инфляцией и повышением кредитных ставок, но и снижением потребительской активности наряду с минимизацией самих товарных позиций селлерами.

Как следствие, на рынке появляются предложения по субаренде ряда складских помещений, которыми компании пользуются самостоятельно, без привлечения 3pl-оператора, работая по схеме inhouse логистики. 

По данным Nikoliers, для субаренды в Московском регионе доступно около 85 000 кв. м площадей, что в три раза превышает показатель конца прошлого года. Однако пока, по словам Артема Хомышина, объём подобных предложений небольшой, и это явление нельзя назвать массовым. 

Помимо этого, на загрузку площадей влияет сезонность: так, на рынке e-commerce после гендерных праздников всегда происходит сезонный спад, в то время как периодами пиковой нагрузки становятся ноябрь-декабрь, а также февраль и начало марта, объясняет директор производственного департамента Boxberry Андрей Соколов. Сейчас, например, нагрузка на сортировочные терминалы составляет 63% от показателей ноября, констатирует он.

Несмотря на то, что некоторые ритейлеры уменьшают объемы поставок товаров, ряд клиентов МОЛКОМ, напротив, просят расширить зарезервированные складские площади, отмечает Евгений Смирнов. Компания КСЭ по состоянию на конец марта 2025 года также фиксирует увеличение количества обрабатываемых грузов на складах по отношению к аналогичному периоду прошлого года.

В целом же уровень вакансии на складском рынке с начала года увеличился до 1,5%. Однако она по-прежнему мала и далека от баланса, который составляет 4-5%, говорит Артем Хомышин. 

"Уровень заполненности складов в стране остаётся высоким, - добавляет эксперт. - Загруженность складских площадей нашей компании, а также ряда других логистических операторов составляет около 95%".

Эксперт убежден, что бизнес не может просто так сокращать размеры товарных запасов, поскольку они напрямую влияют на цепочку производства, логистики и продаж. Темпы S&OP (планирование продаж и производственных операций) диктуют потребность в наличии определенного объема товарных запасов на складах. К тому же сохраняется актуальность дополнительного стока в условиях сложных импортных цепочек поставок.

Некоторые эксперты рынка полагают, что при условии увеличения доли вакантных площадей может произойти снижение арендных ставок. Однако некоторые представители консалтинговых компаний связывают стоимость аренды складов с ключевой ставкой. 

"Снижения ставок я не вижу, - говорит управляющий партнер IBC Global Станислав Ахмедзянов. - Арендаторы давят, просят скидки, но собственники их дать не могут. Пока ключевая ставка Центробанка не упадет, цены на склады вниз не пойдут".

В этом с ним соглашается директор по развитию фулфилмент-оператора "Бета ПРО" Артем Смирнов. 

"Удешевления аренды мы не ожидаем. Максимум, что мы увидим - это замедление роста ставок и их увеличение год к году в пределах 8-10%. Возможно, стоимость аренды отдельных объектов будет колебаться в сторону снижения, но это не повлияет на весь рынок", - говорит он. 

Эксперт также добавил, что при значительном охлаждении спроса и наличии вакантных помещений более вероятны смягчение условий договоров, переход на гибкие варианты работы, но вряд ли снижение цен.

По мнению Смирнова, к концу года доля свободных площадей может увеличиться до 1,3%-1,6%. Это будет скорее трендом, нежели кратковременным колебанием рынка, считает он
Материал по теме

Почему российские склады отстают и как это исправить: взгляд Владислава Бакальчука

Материал по теме

Яндекс Маркет расширяет сервис "доставка по клику" на пункты выдачи заказов в 11 городах России

Материал по теме

Как автоматизация и многошаговая доставка изменят логистику eCommerce: прогнозы на 2025 год

Подписаться на новости

Смотрите также

Актуальное сейчас

Цена — главное: как россияне выбирают товары в интернете

Цена остаётся решающим фактором при выборе товаров и услуг для россиян. Согласно исследованию платформы "Безтендера.рф", 63% покупателей в первую очередь ориентируются на стоимость товара. На ...

Технобудущее российского бизнеса 2025: большой форум о технологиях, подходах и стратегиях, которые станут реальностью завтра

17 апреля в Москве на площадке Цифрового делового пространства состоится ежегодный форум "Технобудущее российского бизнеса". ИТ-лидеры заглянут за горизонт событий и обсудят стратегии и приоритетные техноло...

79% потребителей проверяют отзывы перед покупкой

Покупатели на маркетплейсах чаще ориентируются на отзывы, чем на цену. Согласно исследованию центра "RWB Исследования" (Wildberries & Russ), 79% потребителей проверяют отзывы перед покупкой, тогда как стоим...

Россияне сбегают от стресса в магазины и на маркетплейсы

Каждый четвертый россиянин (25%) отправляется за покупками, чтобы поднять настроение. По данным исследования сети магазинов Familia, 62% опрошенных признались, что шопинг приносит им положительные эмоции, а 45%...

Программы лояльности — главный козырь ритейл-приложений

ИТ-компания AWG изучила поведение пользователей мобильных приложений торговых сетей. Оказалось, что большинство респондентов (22%) используют приложения только при необходимости покупок. Еще 21% пользовател...

Британский Lidl привлечет клиентов в магазины с помощью услуги онлайн-резервирования

Британское подразделение Lidl, входящее в розничную группу Schwarz, начинает тестирование нового сервиса Click, Reserve & Collect, который позволит клиентам заранее резервировать товары через приложение Lid...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.