eCommerce 2021: основные цифры

Игорь Бахарев

В конце года эксперты и аналитики традиционно пытаются понять, как изменился рынок eCommere: проводят опросы, собирают статистику и отчеты компаний. К сожалению (или к счастью), на нашем рынке нет "самого главного" эксперта. Данные не согласуются, а зачастую и противоречат друг другу. Главный редактор E-pepper.ru Игорь Бахарев свёл воедино всю eCommerce-аналитику, которая появлялась за последние несколько месяцев в открытых источниках. 

Аудитория рунета и eCommerce

  • Digital 2021 (февраль): В России доступ к интернету имеет 85% всего населения - 124 миллиона человек.

1.png

  • "Яндекс.Маркет"/GfK (декабрь): 52,4% россиян в возрасте 16-55 лет покупает что-нибудь в интернете минимум два раза в год. 80% онлайн-покупателей заказывают что-то минимум раз в месяц, 26% - минимум раз в неделю.

2.png

  • Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) (октябрь): Сейчас аудитория eСommerce - это уже 60 млн человек, которые хоть раз за последний год сделали себе заказ в интернете.

  • Mediascope (Сентябрь): Ежемесячная аудитория рунета в 2021 году превысила 100,2 млн человек — 81,9% населения страны. Десктопная аудитория - 60,5 млн человек, мобильная аудитория — 93,7 млн человек, эксклюзивная мобильная аудитория — 39,5 млн человек.

Общая оценка рынка

  • Российская Ассоциация электронной коммуникации (РАЭК) (декабрь): Из 8,6 трлн рублей всей экономики Рунета 7,8 трлн приходится на электронную коммерцию (рост 30% по сравнению с прошлым годом)

  • Минпромторг (октябрь): Объемы продаж через интернет по крупным и средним торгующим организациям увеличились по сравнению с октябрем 2020 года в 1,3 раза. Доля онлайн-продаж в общем обороте розничной торговли увеличилась до 7,5% против 6,1% в октябре 2020 года. Объем онлайн-торговли в РФ в 2021 г. может преодолеть планку в 4 трлн руб.

  • Росстат (сентябрь): Доля онлайн-продаж в общем обороте розничной торговли составляет 4,2%.

  • Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) (ноябрь): Рост рынка по итогам 2021 года может замедлиться до 8%. Объём рынка онлайн-торговли по итогам января-октября 2021 года составил 2,412 трлн рублей. Доля рынка онлайн-торговли по итогам января-июня 2021 года составила 8,5%.

6.png

  • "Русский стандарт" (декабрь): в январе-сентябре 2021 года доля покупок в интернете сократилась до 44% против 61% в том же периоде 2020 года. Общее число онлайн-заказов снизилось на 12%. 

  • "СберИндекс" (декабрь): В третьем квартале 2021 доля онлайн-покупок составила 12% от трат на товары и услуги.

  • Infoline (декабрь): Рост рынка электронной коммерции в 2021 году составит от 40 до 43%. Сейчас доля онлайна в российской торговле составляет 11% от общей массы товарооборота. Планируется, что уже к 2025 году этот показатель вырастет вдвое. В Москве доля онлайн-торговли составляет 22%.

12.jpg

  • "РБК Исследования рынков" (декабрь): Покупателями интернет-магазинов являются 54,4% трудоспособных россиян, за год их количество выросло на 8,3%. Количество россиян, совершивших хотя бы одну онлайн-покупку в 2021 году, выросло с 59,8 млн до 64,8 млн человек.

  • МТС (октябрь): доля еCommerce в общем объеме рынка российской розницы составит 14%, а оборот превысит 5,5 трлн рублей к концу 2022 года.

 

Отдельные показатели и сегменты локального рынка

  • Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) (ноябрь): Объём локального сегмента рынка eCommerce к сентябрю 2021 года составил 2,071 трлн. рублей. 86% всего объема рынка обеспечивают российские интернет-магазины.

  • "Русский стандарт" (декабрь): Средний чек онлайн-заказов снизился до 1 290 руб. за три квартала текущего года против 1 357 руб. в 2020 году.

  • Data Insight (сентябрь): По итогам 2021 г. объем рынка eGrocery достигнет отметки в 242 млн заказов и значения совокупных продаж равного 337 млрд рублей - это эквивалентно росту количества заказов в 3,5 раза и росту продаж в 2,6 раз по сравнению с 2020 г.

  • Data Insight (ноябрь): 97% российских онлайн-покупателей имеют опыт шопинга на маркетплейсах. Регулярные покупки на маркетплейсах делает более половины интернет-пользователей России.

  • Mediascope (декабрь): маркетплейсы начали опережать поисковики по количеству запросов в 2021 году. В общем количестве запросов исследуемых FMCG-категорий на десктопе маркетплейсы занимают 40%—50%, на поисковики приходится до трети, остальное — на специализированные интернет-магазины и классифайды.

  • Исследовательский центр "Делойт" в СНГ (ноябрь): 97% россиян приобретали товары в онлайн-магазинах. 64% покупали продукты питания в онлайн-магазинах. 45% опрошенных планируют увеличить объем интернет-покупок.

13.png

  • Nielsen (август, декабрь): По итогам 2021 года доля онлайн-торговли FMCG может достигнуть 5%. Общий рост онлайн-торговли в России составил 65%

  • "Ромир" (ноябрь): Индекс покупательской активности в интернет-магазинах к ноябрю 2021 года вырос до 139%. Это меньше, чем год назад. 2021 год при этом отличается большей стабильностью, отражающей сформировавшиеся паттерны покупательского поведения.

15.jpg

 

Трансграничная торговля 

  • Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) (ноябрь): Объем рынка трансграна по итогам 9 месяцев 2021 года составил 341 млрд. рублей или 166,3 млн посылок. Доля трансграничной торговли сократилась до 14%

7.png

  • InfoLine (ноябрь): Объем трансграничной торговли будет 410 млрд рублей к концу 2021 года.

  • ЦБ: В первом полугодии 2021 года оборот кроссбордера составил $ 5 343 млн. (показатель "Товары, приобретенные в иностранных Интернет-магазинах"). Годом ранее этот показатель составил $3 337 млн. 

Мобайл

  • Digital 2021 (февраль): Мобильные устройства в России используют 228,6 млн устройств (многие люди регистрируют на себя несколько SIM-карт). За год количество мобильных подключений снизилось на 8,7 млн (-3,7%).

  • "Яндекс.Маркет"/GfK (декабрь): Доля покупок, сделанных с мобильных устройств, превысила 60%. Покупая на мобильных, люди всё чаще пользуются приложениями магазинов, а не их сайтами.

3.png

  • AppsFlyer (октябрь): Потребительские расходы в приложениях для шопинга выросли на 227% за год. В 2021 году количество установок приложений для шопинга в России выросло почти на 33%.

Оплата 

  • "Яндекс.Маркет"/GfK (декабрь): 55% оплатили свою последнюю покупку банковской картой при оформлении заказа. 23,5% рассчитались картой при получении.

4.png

  • "СберИндекс" (декабрь): В третьем квартале 2021 года 21% от всех безналичных оплат были совершены в интернете. Доля покупок граждан, совершенных в экосистемах, растёт самыми высокими темпами: в первом квартале 2020 года они составляли всего 1% от всех безналичных трат россиян, а в третьем квартале 2021 года уже 3,5%. Доля безналичных платежей в торговом обороте России в ноябре составила 61,8%

10.png

  • ЦБ (ноябрь): К концу 2021 года доля безналичных платежей ожидается на уровне около 72%. Карты "Мир" заняли четверть рынка по обороту безналичных платежей в России.

  • CloudPayments (июнь): по итогам 2021 года доля безналичных платежей в России достигнет 75%.

Доставка:

  • "Яндекс.Маркет"/GfK (декабрь): 62,5% россиян пользуются самовывозом из магазина или пункта выдачи. На втором месте — доставка курьером (17,9%), на третьем — почта (9,8%).

5.png

  • "Почта России" (ноябрь): Количество курьерских доставок в первом полугодии 2021 года выросло в три раза по сравнению с аналогичным периодом 2020-го, а их доля в общем числе доставок увеличилась с 5% до 17%.

  • Data Insight (июль): В первом квартале 2021 года "в тот же день" было доставлено не менее 56 млн заказов. 37% от всех срочных заказов, сделанных за последний месяц, составляет готовая еда, еще 25% - продукты.

  • "РБК Исследования рынков" (декабрь): Наиболее популярным способом получения покупок являются пункты самовывоза (их предпочитают 78%); Отделения "Почты России" (39,4%); Доставку курьером (32,3%); Через постаматы (24,7%); В розничных магазинах (9,9%). В среднем россияне готовы платить за доставку крупногабаритных товаров не более 610 руб., а за малогабаритные товары — не более 192 руб.;

Экспорт

  • eBay/Data Insight (декабрь): Рынок розничного онлайн-экспорта товаров из России в 2021 году достигнет $1,51 млрд, а его рост составит 31%. По итогам года число посылок, отправленных за рубеж, составит 50,9 млн, увеличившись на 86% по сравнению с прошлым годом. В 2021 году эксперты отмечают снижение общего среднего чека с $42 до $32.

8.png

9.png

Прогнозы

  • AliExpress Россия и Центр экспертиз и интегральных моделей (ЦЭИМ) (декабрь): Суммарный объем рынка онлайн-торговли продуктами питания в России увеличится по итогам 2021 года до 300 млрд рублей, к 2023 году достигнет отметки в 500-600 млрд рублей, а к 2025 году – 1 трлн рублей.

  • МТС (октябрь): доля еCommerce в общем объеме рынка российской розницы составит 14%, а оборот превысит 5,5 трлн рублей к концу 2022 года.

Материал по теме

Доставка на маркетплейсы в 2024 году

Материал по теме

WB vs Ozon, Яндекс Маркет vs Мегамаркет: анализ лидеров рынка маркетплейсов в iOS и перспективы для новичков

Материал по теме

Россияне весной увеличили траты в онлайн-покупки

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Яндекс.Маркет выведет на рынок одежды собственные бренды

В марте 2024 года Яндекс подал заявки на регистрацию товарных знаков Tame, Muted и Humanform. Как стало известно "Ъ", компания планирует развивать направление собственных брендов одежды в среднем ценовом се...

Ozon пошёл на уступки владельцам ПВЗ (или нет)

После протестов владельцев ПВЗ Ozon, возмущённых новым сбором, который вводит площадка, представители компании провели ряд встреч с партнерами и профильными ассоциациями. В результате в Ozon вроде бы принял...

Доставка на маркетплейсы в 2024 году

Как трансформировался спрос на доставку на маркетплейсы, изменились требования селлеров и как менялась эта услуга в последние несколько лет рассказал руководитель отдела продуктов и ценообразования "Курьер С...

Доставка еды в России: суши vs пицца

Спрос на доставку еды в России в 2023 году вырос на 31% по сравнению с 2022 годом. Об этом свидетельствуют данные исследования онлайн-академии MAED.  Суши остаются лидером по популярности, но пицца б...

Яндекс Маркет и GFK: Как москвичи покупают в онлайне

В ежегодном опросе Яндекс Маркет и компания GfK Rus проанализировали потребительские тренды интернет-покупателей из Москвы. Эксперты выявили основные паттерны поведения и предпочтения жителей города при сов...

Что россияне покупают весной на маркетплейсах: аналитика Мегамаркет

Мегамаркет проанализировал ежегодные весенние покупки пользователей на площадке и составил прогноз по товарам, на которые продавцам стоит сделать упор в этом сезоне. Согласно статистике, среди пользо...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.