Как будет расти рынок eGrocery: аналитика AliExpress
Игорь Бахарев
Суммарный объем рынка онлайн-торговли продуктами питания в России увеличится по итогам 2021 года до 300 млрд рублей, к 2023 году достигнет отметки в 500-600 млрд рублей, а к 2025 году – 1 трлн рублей. Об этом говорится в прогнозе AliExpress Россия и Центра экспертиз и интегральных моделей (ЦЭИМ).
В 2018-2020 годах рынок онлайн-торговли продуктами питания рос в среднем на 148,5% в год. На такой рост повлиял запрос на доставку товаров повседневного спроса в связи с пандемией. Несмотря на высокие темпы роста, сейчас в России на рынок eGrocery приходится не более 1% от всего объема рынка продуктов. Эксперты считают, что этот показатель вырастет до 10-15% в ближайшие 3-5 лет.
Российский рынок онлайн-торговли продуктами питания делится на пять сегментов: традиционная розница (36% рынка в денежном выражении), экспресс-доставка (30%), интернет-магазины (18%), маркетплейсы (15%) и специализированные магазины (локальная доставка, 1%).
Интересно, что маркетплейсы лидируют по ассортименту продуктов питания. Он составляет по 162 400 товаров. Несмотря на внушительные показатели SKU, потенциал роста не исчерпан. По мнению экспертов, в ближайшие годы новые сегменты не появятся, но будет тренд именно на укрупнение игроков и рост доли маркетплейсов.
Руководитель направления FMCG & Beauty в AliExpress Россия Иван Дидус полагает, что в дальнейшем рынок будет сформирован вокруг 2-4 основных игроков с большим отрывом от остальных.
"Для сервисов будет важно совмещение экспресс-доставки основных высокооборотных SKU и широкого ассортимента на одной платформе", — говорит эксперт.
На втором месте по ассортименту продуктов питания находятся интернет-магазины со средним ассортиментом в 15 600 товаров. При этом интернет-магазины опережают маркетплейсы по ассортименту товаров категории fresh и ultra fresh. Но маркетплейсы осваивают и этот рынок, запуская экспресс-доставку продуктов питания (раздел "Есть!" у AliExpress Россия, Ozon Express и так далее). Следовательно, в будущем маркетплейсы будут конкурировать с интернет-магазинами и в сегменте скоропортящихся товаров, развивая для этого собственную логистику или интегрируя продавцов с подходящей логистикой. важным преимуществом маркетплейсов будет аудитория и широкий набор инструментов для удержания покупателей.
"Маркетплейсы обладают одной из самых больших аудиторий в онлайн, поэтому для брендов маркетплейсы — это новые медиа, через которые можно достучаться до конечного потребителя. Широкая аудитория покрытия — залог более низкой цены привлечения пользователя, что в среднесрочной и долгосрочной перспективе сконцентрирует на них весь онлайн-трафик. Тенденция похожа на перетоки покупателей в гипермаркеты в 2012–2015 годах", — комментирует Иван Дидус.
Основной движущей силой, которая будет способствовать росту рынка в ближайшие годы, может стать легализация онлайн-торговли алкоголем, развитие онлайн-продаж товаров категорий fresh и ultra fresh.
Сегодня еGrocery растёт в большей степени за счет Москвы и Санкт-Петербурга, но, несмотря на насыщенность рынка, потенциал для роста в этих регионах ещё не исчерпан. Кроме городов-лидеров можно выделить ряд наиболее перспективных регионов для географической экспансии: Свердловская область, Краснодарский край, Ямало-Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ, Приморский край, Камчатский край, Иркутская область, Хабаровский край. Основные критерии для определения перспективности регионов для развития e-grocery: доля городского населения, уровень дохода, количество уже присутствующих игроков, уровень запроса потребителей на услуги доставки продуктов.
"В ближайший год все будут активно инвестировать в развитие бесплатной доставки, чтобы привлекать пользователей. Этому способствует поток инвестиций, рост самого рынка и проникновения услуг. Ещё один вызов — найти оптимальное решение по затратам на логистику “последней мили”. С учётом расширения рынка доставка становится всё более востребованной и стремительно увеличивается в объёмах и затратах", — говорит Дидус.
Эксперты выделяют краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные тренды. К краткосрочным относятся стирание границ между сегментами (например, выход интернет-магазинов на маркетплейсы), выход в онлайн дискаунтеров (главный вызов для них — расходы на сборку заказов) и применение голосовых технологий в шопинге.
В среднесрочной перспективе появится тренд смещения фокуса с оборота на прибыльность, сервисы будут адаптироваться к возрастным потребителям, расширять сеть офлайн-пунктов выдачи заказов, доставлять по подписке и автоматизировать сборку. Покупатели постепенно будут смещать фокус лояльности с привычных брендов на те, что предложат лучший сервис.
В ближайшее десятилетие будет усиливаться тренд на устойчивое развитие, осознанное потребление и персонализацию на основе данных о здоровье покупателей.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте