Покупки россиян на маркетплейсах: исследование Data Insight

Игорь Бахарев

На маркетплейсах заказывают почти все, кто в принципе делает покупки в интернете, —  97% онлайн-покупателей имеют опыт шопинга на маркетплейсах. Об этом говорится в новом исследовании рынка маркетплейсов от Data Insight. Главным критерием выбора онлайн-площадки для покупателя является цена.  Самые популярные маркетплейсы, по оценке россиян, — AliExpress, Ozon, Wildberries, СберМегаМаркет и  Яндекс.Маркет (здесь и далее — в алфавитном порядке).

Покупки на маркетплейсах делает более половины интернет-пользователей России. Каждый десятый из них сделал свой первый заказ на маркетплейсе в 2020 году. Половина пользователей интернета России совершили хоть одну покупку онлайн в феврале-июле 2020 года — 57,7 млн человек. Хоть одну покупку на маркетплейсе сделали 53,5 млн человек.

1.png


Маркетплейсы vs интернет-магазины

В рамках исследования сравнивалась группа из 9 российских и мировых маркетплейсов с группой из 12 крупнейших российских интернет-магазинов. 

2.png

По мнению российских покупателей, сегодня маркетплейсы превосходят интернет-магазины по большинству критериев: 66% покупателей считают, что маркетплейсы лучше интернет-магазинов по уровню цен (то есть цены там ниже), 64% — по качеству акций и распродаж, столько же — по количеству и качеству отзывов, широте ассортимента. 61% предпочитает маркетплейсы за  удобство получения заказа, 60% — за скорость доставки. Интернет-магазины получили более высокую оценку за качество товаров.

По каким критериям покупатели выбирают маркетплейс

Самый главный фактор для большинства покупателей маркетплейсов — уровень цен: так ответили 72% опрошенных. Далее идут удобство получения заказов и скорость доставки, качество товаров, широта ассортимента, количество акций и распродаж.  

Clip2net_211111214212.png

  • AliExpress входит в число лучших торговых площадок по следующим критериям: уровень цен, широта ассортимента, скидка, то есть качество акций и распродаж (критерии расположены в порядке убывания их значимости для покупателей площадки). 

  • Ozon — по удобству получения заказа, широте ассортимента и удобству выбора товара. 

  • Wildberries в числе лучших по таким критериям как удобство получения заказа, широта ассортимента и удобство выбора товара.

  • Яндекс.Маркет выбирают за удобство доставки, скидки и ассортимент. 

  • СберМегаМаркет  — за скидки, доставку и интересные предложения.

Отношение покупателей к доставке

Больше всего довольны сроками доставки покупатели Wildberries и Ozon, у которых доля покупателей, очень или скорее довольных доставкой, находится на уровне 96-97%. Аналогичный показатель Яндекс.Маркета составляет 94%, СберМегаМаркета — 96%, однако оценки покупателей СберМегаМаркета могут быть искажены из-за смешения в представлении покупателей покупок СберМегаМакета и Сбермаркета. 

5.png

У AliExpress доля покупателей, очень и скорее довольных скоростью доставки, составляет 80%. При этом важно отметить, что AliExpress покупатели оценивали без разделения на трансграничный и локальный сегмент, поэтому на итоговую оценку высокое влияние оказывает доставка из-за границы, на которую приходится около 70% оборота маркетплейса. Тем не менее, доля очень и скорее довольных сроками доставки среди пользователей AliExpress выросла на 4 п.п. по сравнению с прошлым годом — вероятно, вследствие сокращения сроков доставки в трансграничном сегменте и роста доли локального сегмента в обороте AliExpress. 

У Wildberries этот показатель сократился на 2 п.п., у Ozon и Яндекс.Маркета он стабилен, а СберМегаМаркет попал в опрос впервые.

Что покупают на разных маркетплейсах

На AliExpress люди чаще всего покупают электронику и технику (31% от покупавших на площадке за 6 месяцев), товары для дома и дачи (21%), одежду и обувь (20%). Доля пользователей, покупающих у российских продавцов маркетплейса, за год выросла  и в 2021 году такой опыт есть уже у 43% опрошенных клиентов маркетплейса.

3.png

На Wildberries активнее всего покупают в категориях одежда и обувь (41%), косметику (24%), детские товары (22%). На Ozon — товары для дома (27%), электронику (19%) и косметику (18%).

6.png

Портрет покупателей маркетплейсов

Сегодня большая часть клиентов маркетплейсов — это жители городов (59%), но быстрее всего аудитория платформ прирастает за счет новых покупателей из региональных центров — 20% (+6 пп за год). Топ-5 товарных категорий, которые пользователи маркетплейсов покупают в интернете — электроника, одежда и обувь, товары для дома и дачи, косметика и детские товары. Каждый седьмой онлайн-покупатель заказывает в интернете еду, которую сейчас продают все маркетплейсы.

Материал по теме

FMCG-компании в 2024 году делают ставку на онлайн-продажи: аналитика Nielsen

Материал по теме

Только треть онлайн-предпринимателей участвует в распродажах

Материал по теме

Как продвигать FMCG в eСom: ежегодный ранкер рекламного инвентаря

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Где найти инвестиции в развитие собственных команд разработки: опыт "Здравсити"

Современный темп развития онлайн-торговли невозможно выдержать без развития собственных кросс-функциональных команд разработки. В условиях интенсивного роста бизнеса затраты на аутсорс нецелесообразны. Компе...

Селлеры пожаловались на экстремистов

В 2024 году с проявлениями потребительского экстремизма столкнулись 62% продавцов на маркетплейсах. Как говорится в исследовании, проведенном Федеральным обществом сетевой торговли (ФОСТ), которое объединяе...

"Яндекс" обойдётся без людей

ООО "Яндекс" зарегистрировало новый товарный знак "Товар без человека". Согласно данным Роспатента, бренд охватывает 17 классов Международной классификации товаров и услуг, включая оборудование, роботов, бе...

Ozon готовится выйти на рынок Туркменистана

Ozon активно изучает возможность выхода на туркменский рынок. Об этом сообщила пресс-секретарь компании Кристина Топалова в рамках международной выставки "Türkmentel-2024" в Ашхабаде. Ozon, один из к...

Прогноз: количество покупок в Черную пятницу в 2024 году станет рекордным за последние шесть лет

Количество покупок в дни распродаж в Черную пятницу (29 ноября ― 1 декабря) 2024 года вырастет на 4% по сравнению с показателями прошлого года и станет рекордным за последние шесть лет, выяснил сервис приема он...

Ozon Fresh: Россияне все чаще заказывают готовую еду на дом

Согласно совместному исследованию МТС Банка и сервиса Ozon Fresh, россияне стали значительно чаще заказывать готовую еду на дом. В октябре 2024 года количество заказов из ресторанов и кафе выросло на 11% по...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.