«Белый Ветер». История разорения

Игорь Бахарев
В конце прошлой недели известный ритэйлер «Белый Ветер» подал заявление о банкротстве. Некоторых это удивило, но для тех кто в теме новость не была неожиданной. Есть все основания полагать, что следом как яблоки осенью с дерева посыпятся многие подобные конторы. Можно даже принимать ставки кто будет следующим. Причины просты до безобразия – тотальные непрофессионализм, неэффективность и раздолбайство. Я давно и неоднократно писал о том, что там, где у буржуев работает несколько человек, у нас работают десятки, где у их несколько десятков, у нас сотни и т.д. ...На самом деле, повезло тому, кто успел ещё поработать с основателем компании, Юрием Аркадьевичем Дубовицким. Он с нуля сделал компанию и её эффективность на тот момент была супер-потрясающей. Они предлагали любой товар, даже того, которого не было на полках. Было мощное обучение продавцов. Дубовицкий лично курировал и отслеживал каждую мелочь сам, будь то книжки с информационными анкетами для продавцов, определённую выкладку товара или ограничители открывания дверей на складе. Его интересовало всё! Поэтому считалась каждая копейка, а на собеседование на ключевую вакансию в офисе люди проходили исключительно через его кабинет. В 2009 году компания была продана инвесторам из Казани. На тот момент всем казалось это новым этапом развития, тем более именно в том году и грянул кризис. Про@бов было не просто много, а чудовищно много. Здесь можно лишь рассказать о тех вещах, которые были видны всем, почему-то, кроме владельцев. Причем, про@бы были самыми разнообразными - и опять же, никто не нёс никакой ответственности. Например, открывали магазин в Набережных Челнах в новом районе (с маргинальным населением) на 500 кв. метров - угрохали 8 млн. на магазин (2009 год) - и ничего. Два месяца платили аренду и зарплату. Продаж ноль, зато какие «потоки освоены»! Точно такая же ситуация и с другими центрами. В Москве, например, в торговом центре «Золотой Вавилон» на проспекте Мира был открыт магазин на 700 метров с договором на 10 лет без права расторжения. Магазин за год ушёл в минус на 15 млн. Заплатили огромный штраф (около 3 млн. рублей), чтобы расторгнуть договор. Почему-то, при наличии целого юридического отдела, этот пункт в договоре никто не заметил. Электроника довольно быстро портящаяся субстанция. Если вовремя не продать определённую модель, то через полгода она устаревает. Тем не менее, на складах даже в 2014 году были паллеты (!!!) товара 2005 года. Коммерческий директор мотивировал отказ продажи такого старья тем, что заявлял: «Кто компенсирует мне цену закупки?» Естественно, в 2012 году покупать видеокарту nVidia 780 GTX за 15000 рублей дураков не находилось. Таким образом, оборотные средства плавно умножались на арендную плату на складах. Идея с тем, чтобы продавать на Савеловском рынке «по пять рублей пучок» была прекрасной, но с её реализацией были явные проблемы. Да, именно из-за чудовищной бюрократизации. Отдельно нужно остановиться на кадрах. Конечно же, в 2009 году компания держалась именно на тех людях, которые работали с Дубовицким. Именно они сохраняли тот запас прочности и дух лидерства. Постепенно люди увольнялись, а кадры пополнялись чудовищными непрофессионалами, откровенными мошенниками и приспособленцами. Например, последний директор по маркетингу вместо того, чтобы заниматься маркетинговыми исследованиями, рекламными акциями и так далее, с энтузиазмом бросился менять стиль магазинов (не имея ни врождённого вкуса, ни специализированного образования). Была заказана концепция у сторонней компании за 1 млн. рублей (при наличии дизайнерского и строительного отделов). Зато стоимость оборудования магазина выросла ровно на 100% (увеличившись с 1.5 млн. рубей до 3 млн.). Предпоследний генеральный директор выписывал себе сумасшедшие премии (при маржинальности бизнеса в 5-10 процентов) - построил дом, родил сына и вырастил дерево. Что не мешало ему пускать пыль в глаза собственнику, как мантру повторяя заклинание EBITDA. Последний директор был всего лишь месяц, но успел-таки оформить себе премию в 6 млн. рублей. Сколько бездарей и бездельников было в офисе! Там, где мог справиться один человек, набирался штат и формировался отдел. Была даже «специально обученная» девушка, которая считала чеки на бензин. Исключительно! Одних СБшников было человек 20. Чем они занимались? Они ловили мелких воришек, которые выносили диски от Play Station, а сами оформляли подряды на поставку антикражного оборудования с чудовищными откатами. Или на инвесткомитетах проводили «правильных» подрядчиков. Люди старались продавать места субарендаторам (Sony, Samsung и Apple), а коммерсанты отдела продаж конвертировали скидки от этих субарендаторов в товар, который проводили «налево». Про то, как завалили ТВ-категорию хохотали все вменяемые люди. Продавцы требовали ТВ в магазине, ибо на них был высочайший спрос. Но правильные коммерсанты работают с правильными поставщиками, не так ли? Правильные поставщики намеренно закупали ТВ с диагональю 26 дюймов, когда спрос был именно на 32 или 40! В магазинах на всех полках стояла акустика, а покупателям она была абсолютно не нужна. В тех торговых центрах, где магазин был нужен физически, его не открывали. А там, где трафик никакой, у людей нет денег - открывали магазины по 300 метров. Интернет-направление начали осваивать где-то году в 2012, при том, что сам сайт имел примитивнейшую структуру. А корпоративные поездки и пьянки в Турциях, Мексиках, Иорданиях? Трудно сказать, кто выбирал всех этих директоров. Если собственник считает, что любой «попка» может управлять бизнесом, лишь был бы спрос на рынке, то тогда прямая ответственность именно собственника за полученный результат. Ведь даже со стороны было видно, что руководство занимается исключительно своим благополучием, рисуя графики, меняя вывески и т.д. Finita la comedia...
Материал по теме

Как создать интернет-магазин в Telegram Mini App: инструкции и кейсы

Материал по теме

Роботы начали доставлять еду пассажирам в аэропорту Шэньчжэня

Материал по теме

Как "Сантехника-Онлайн" построила крупнейшее сообщество дизайнеров: кейс

Подписаться на новости

Смотрите также

current-theme

Конверсия страницы оплаты: что важно для роста продаж

current-theme

Изменения в курьерской доставке за полгода: зарплаты, удержание кадров и требования к работникам

current-theme

Автоматизация склада: как, когда и зачем?

current-theme

Как производителям экипировки продвигать новые категории товаров и формировать свой бренд онлайн

current-theme

Каждому покупателю - по ИИ-агенту: как цифровые помощники перестраивают рынок торговли

current-theme

"Серая" логистика уходит в прошлое: кто останется на рынке после кризиса?

current-theme

От лайков к чекаутам: как бренды монетизируют поведение в соцсетях

current-theme

Не офлайном единым: как использовать визуальный мерчандайзинг в eСommerce

current-theme

Дмитрий Смирнов: "Офлайн ритейл становится “умнее”. Как ИИ превращает данные в рост продаж"

current-theme

Персональные данные в ретейле: как не попасть под новые штрафы в 2025 году

current-theme

Геймификация в eСommerce: как превратить игры в прибыль

current-theme

Логистика в эпоху "серых схем" и после

Актуальное сейчас

Как создать интернет-магазин в Telegram Mini App: инструкции и кейсы

Если раньше Telegram воспринимался как альтернатива WhatsApp, то сейчас это платформа с большим набором функций. Одна из них — Mini Apps, которая позволяет создать магазин внутри мессенджера, где пользователи м...

Роботы начали доставлять еду пассажирам в аэропорту Шэньчжэня

Аэропорт Шэньчжэня в партнерстве с платформой Meituan запустил первую в Китае сервисную платформу по доставке еды и товаров с помощью автономных роботов. Пассажиры теперь могут заказывать продукты из 11 точ...

Реклама на маркетплейсах стала условием выживания для продавцов

Продавцы, инвестирующие в рекламу на маркетплейсах, демонстрируют рост выручки и рейтинга в 1,5-1,6 раза быстрее, а показы их карточек товаров оказываются в девять раз выше, чем у тех, кто не использует инс...

Ozon пригрозили массовым уходом продавцов

Ассоциация участников рынка электронной коммерции (АУРЭК) предупредила о возможном массовом уходе продавцов с маркетплейса Ozon на фоне предстоящего повышения комиссий и системных логистических сбоев. Повод...

Роботы в два раза ускорят сбор заказов из "Перекрёстка"

Торговая сеть "Перекрёсток" и Яндекс Роботикс начали использовать роботов для сборки заказов в супермаркеты. На складе в Петербурге будут работать больше 100 автономных роботов. Они займутся почти всеми зад...

Как "Сантехника-Онлайн" построила крупнейшее сообщество дизайнеров: кейс

Большинство компаний в сфере товаров для дома и ремонта уделяют значительное внимание сотрудничеству с дизайнерами. Это неудивительно, ведь именно дизайнеры приводят клиентов и помогают им выбрать все необходим...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.