В Госдуме подсчитали потери от кроссбордера

Игорь Бахарев
Российский бюджет в 2017 году недосчитался 130 млрд рублей из-за потока трансграничных интернет-заказов, заявил глава комитета Госдумы по бюджету Андрей Макаров. Такие потери связаны с тем, что зарубежные компании не платят НДС в России.

"Не могу не сказать об интернет-торговле иностранными компаниями. Коллеги, мы в 2017 году потеряли примерно 130 млрд рублей. Если мы будем также продолжать, то к 2020 году туда уйдет примерно 3 трлн рублей. Можно посчитать, сколько мы потеряем тогда. Более того, мы нанесем удар по собственному бизнесу", - цитирует "Интерфакс" выступление Макарова на Гайдаровском форуме.

Эксперты не уверены в точности такой оценки. "Вынужден признать, что чиновник оперирует непроверенными данными", - говорит глава НАДТ Александр Иванов.

НДС в России составляет 18%. С учетом "потерь" в 130 млрд, общая сумма кроссбордера в России должна составлять 722 миллиарда. Однако даже в АКИТ (а они не склонны преуменьшать проблемы трансграничной торговли) считают, что доля ее в обороте интернет-ритейла вырастет с 33% годом ранее до 37%, или 410 млрд рублей.

Руководитель кластера "РАЭК/Электронная коммерция" Иван Кургузов полагает, что Макаров закладывал в оценку потерь бюджета еще недополученные пошлины. "По электронике это может составлять и 10, и 30% от цены, и бывает в некоторых видах и больше", - говорит он.

Анна Кириллова из Института исследования товародвижения и коньюктуры оптового рынка добавляет, что надо учитывать не только налоговые потери, но и то, что недополучит ВВП в целом. "Покупается меньше товаров на территории РФ, а это и рабочие места, и инфраструктура, а значит все налоги в целом (от налога на прибыль до НДФЛ)", - говорит она. Оценить такие убытки для бюджета достаточно трудно, т.к. здесь в расчет надо брать целую массу факторов.

Однако, напоминает Иванов, даже это не объясняет, откуда у Макарова взялась уверенность, что ограничения принесут прибыль. "Контроль кроссбордера не приносит прибыли, а приносит убытки. Макаров очевидно не в курсе. Есть данные по всему миру. Это расходы для бюджета, а не доходы", - добавляет он.

Осенью британская аудиторско-консалтинговая компания Ernst & Young проанализировала, что будет, если в России все-таки введут НДС на трансграничные покупки. Результаты оказались неутешительны.

В своих расчетах аналитики исходили из того, что в 2016 году в Россию поступило 233 млн посылок из иностранных интернет магазинов. Средняя стоимость посылки из иностранного интернет-магазина в России в 2016 году составила 1295 рублей (по данным EY). Соответственно, поступления в бюджет от введения НДС составят 54,3 млрд рублей. А стоимость администрирования такого количества отправлений может составить 77,8 - 88,9 млрд рублей.

Кроме того, НДС приведет к росту цен, что потянет за собой всплеск нелегального импорта. В итоге цены станут выше, товары нелегальнее, бюджет обеднеет. В выигрыше останутся лишь крупные российские ритейлеры, которые сейчас и являются главными лоббистами закона.

"Мы решили проверить выкладки Ernst & Young и посчитали, сколько стоит администрирование кроссбордера, исходя из прогнозов 2018 года. Оказалось, что около 90 миллиардов рублей", - говорит Иванов.

В Федеральной антимонопольной службе (ФАС) РФ заявляют введение НДС для иностранных онлайн-магазинов "самым перспективным вариантом в плане выравнивания условий для них и российских интернет-ритейлеров". Минфин включил предложение о введении НДС для иностранных площадок в проект "Основных направлений налоговой политики на 2017-2019 гг"
Материал по теме

Китайская мода завоевывает российский онлайн-рынок

Материал по теме

Европейская трансграничная электронная коммерция демонстрирует взрывной рост

Материал по теме

Байеры в России: почему популярны, сколько зарабатывают, что будет дальше

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Онлайн-платформы B2B становятся ключевым элементом продовольственного ритейла в России

Экономические трудности последних лет стимулировали трансформацию российской торговли, особенно в сегменте продовольственного ритейла. Рост цен на сырье и дефицит кадров, затронувший более 86% компаний в 20...

Как AI-технология от Salist помогает удерживать карточку в топе Wildberries и экономить бюджеты на рекламу

Salist выводит на рынок биддер, в основе которого — новая AI-технология: она автоматизирует настройку рекламных кампаний и управление ставками, помогая удерживать товар в топе и не выходить за рамки бюджета....

Как будет меняться мобильный маркетинг в 2025 году

Эксперты международного агентства мобильного маркетинга Mobisharks прогнозируют в 2025 году перераспределение рекламного бюджета в пользу видеосетей, а также рост OEM-трафика.  В 2025 году на рекламном рынк...

Как брошенные корзины бьют по онлайн-ритейлу: опыт Британии

Британские розничные торговцы в 2024 году упустили £38 млрд потенциальных онлайн-продаж из-за отказа покупателей от оформления заказов. Согласно новому исследованию Retail Economics и GFS, этот показатель в...

eCommerce-стартап обвинили в использовании труда живых людей вместо ИИ

Министерство юстиции США предъявило обвинения основателю и бывшему генеральному директору стартапа Nate Альберту Санигеру, разрабатывавшего приложение для покупок с использованием искусственного интеллекта....

Wildberries запускает партнерскую программу для блогеров в Wibes

Wildberries начал монетизацию для блогеров в своем видеоприложении Wibes, сообщила глава объединенной компании Wildberries и Russ Татьяна Ким на Конференции инновационных технологий электронной коммерции (К...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.