Крушение Toys R Us: что происходит
Игорь Бахарев
Торговец закроет или продаст свои магазины в Соединенных Штатах, если не сможет найти покупателя или не изыщет способ реструктурировать миллиардные долги, сообщает Reuters.
"Это очень печальный день для нас, а также для миллионов детей и семей, которых мы обслуживали последние 70 лет", - заявил главный исполнительный директор Toys R Us Дейв Брэндон.Только в 2017 году через эту сеть было продано от 15 до 20 процентов игрушек в Америке.
Суета вокруг банкротства
Вокруг смерти компании уже начались политические дебаты. Старший сенатор США от штата Нью-Йорк Чарльз Эллис Шумер направил письмо в Федеральную комиссию по торговле, чтобы удостовериться, что с банкротством Toys R Us всё в порядке.«Похоже, что музыка остановится для знакового розничного торговца, и потребители могут сильно пострадать, ведь они потеряют огромные деньги, вложенные в неизрасходованные подарочные карты Toys R Us », - заявил политик.Всех волнует и то, что будут закрыты 735 магазинов сети, и то, что под угрозу поставлены около 30 000 рабочих мест в США.
Пока Toys R Us обсуждает с заинтересованными сторонами возможность объединить 200 наиболее прибыльных магазинов в США с ее канадским подразделением, которое она собирается продать.
Возможно, покупателем выступит MGA Entertainment Inc. Компания пытается скооперироваться с другими производителями игрушек, чтобы сделать ставку на канадские магазины Toys R Us.
Как заявил Исаак Лариан, основатель и главный исполнительный директор MGA, "по правильной цене такая сделка имеет экономический смысл".
Что касается магазинов в Азии и Европе, компания также собирается провести их реорганизацию и попытаться найти на них покупателей. Если их не найдётся, компания закроет свои торговые точки в всех странах - во Франции, Испании, Польше и Австралии.
По данным британских СМИ, ретейлер закроет магазины в Великобритании уже в ближайшие шесть недель. Всего будет закрыто около ста магазинов. Долги Toys R Us в Британии составляют приблизительно 300 млн фунтов стерлингов.
Администратор Toys R Us Британия Саймон Томас заявил: "Клиентам рекомендуется как можно скорее воспользоваться специальными предложениями магазина". По его мнению, пока уровень запасов игрушек в торговых точках высокий, но клиенты могут обнаружить, что наиболее популярные бренды начнут исчезать в ближайшие дни.
Магазины могут быть закрыты без предварительного уведомления.
Ранее источник канала CNBC сообщил о подготовке судебного решения по плану ликвидации Toys R Us.
Банкротство не спасло
Напомним, что в сентябре прошлого года Toys R Us обратилась в суд с заявлением о собственном банкротстве. На такой шаг пойти компанию вынудили кредиторы, ведь американское подразделение не могло самостоятельно справиться с долгами, сумма которых приблизилась к $5 млрд.На тот момент компания эксплуатировала более 1600 магазинов по всему миру, имея примерно 800 магазинов за пределами США. Она получила разрешение суда на привлечение более 2 миллиардов долларов, чтобы начать платить поставщикам.
Планировалось, что после новогодних распродаж в США 879 магазинов Toys R Us будет закрыто в рамках реструктуризации. Однако дела пошли ещё хуже. Усилия по сдерживанию бизнеса рухнули после того, как кредиторы решили, что в отсутствие четкого плана реорганизации, они могут получить больше с продажи товаров, оставшихся после ликвидации компании.
Что погубило Toys R Us?
Долгие годы Toys R Us была доминирующим игроком на рынке игрушек в США. Лучшие годы сети пришлись на 1980-е и начало 1990-х, когда ее масштабы дали возможность диктовать условия поставщикам. Тогда дети по всей стране пели песенку из рекламного ролика о «самом большом магазине игрушек». Компания открывала тысячи магазинов по всему миру, которые до сих пор прибыльны.Однако, как говорят эксперты, американское подразделение сильно пострадало от борьбы с дискаунтерами, такими как Target и Walmart.
Далее Toys R Us не выдержала борьбу с онлайн-гигантами, в частности, с Amazon.
Банкротство Toys R Us - еще одно доказательство того, что традиционные розничные сети вступили в жесткую борьбу в США, поскольку интернет-магазины продолжают захватывать долю на рынке.
"В последнее десятилетие наблюдается резкое изменение внутреннего рынка игрушек. Новые каналы продаж принесли усиление конкуренции. К сожалению, Toys R Us не смогли эффективно отреагировать на эти проблемы", - считает Нил Сондерс, управляющий директор GlobalData Retail. По его оценкам, в 2016 г. около 13,7% всех продаж игрушек было сделано онлайн, в то время как пять лет назад - лишь 6,5%.Интересно, что в 2000 году Toys R Us сама подписала десятилетнее соглашение с Amazon.com. Контракт давал сети эксклюзивное право продавать игрушки в этом маркетплейсе. Однако Amazon нарушил договор. Он обвинил сеть в том, что та поставляла слишком мало товаров. В результате на маркетплейс зашли и другие продавцы.
В 2004 году Toys R Us подала в суд и расторгла контракт. Еще два года спустя она запустила собственный интернет-магазин. Но было поздно: пока Toys R Us только начинала путь в мире электронной торговли, ее конкуренты уже активно работали в нем.
"Toys R Us застряли в прошлом, превратились в склад игрушек, они не смогли дать своим клиентам больше, - считает Ховард Дэвидоуиц, розничный консультант, который работал в сети в 1980-х и 1990-х годах. - Для того, чтобы выжить, они должны создать новый вид удовольствия, который не может предоставить Amazon".Главный редактор профильного сайта по обзору игрушек TMPM.com Джим Сильвер говорит, что магазины Toys R Us пострадали и от перехода детей на мобильные устройства, занимающие все больше их игрового времени.
"Продажи снижаются даже в пик праздничных распродаж, а в дальнейшем это решающий фактор для рынка", - заявил он.Та же проблема и в Европе. Например, в Британии продажи игрушек в Интернете тоже неуклонно растут, на пять потраченных фунтов один расходуется в интернет-магазинах.
Что будет дальше?
Банкротство ритейлера уже отразилось на некоторых поставщиках, в частности, на американском производителе игрушек Mattel & Hasbro. Акции его упали в цене, ведь на Toys R Us приходится примерно на 10% продаж компании. Впрочем, производители в последнее время пытались диверсифицировать каналы.Теперь кусок рынка в 11 миллиардов долларов разойдется по другим розничными торговцам, таким как Amazon и дискаунтеры, говорят аналитики. В последнее время все компании на рынке вынуждены были стать более агрессивными, чтобы занять освобождающуюся нишу.
JC Penney открыла игровые секции прошлой осенью во всех 875 магазинах. Target и Walmart расширяют ассортимент игрушек. Даже не самые профильные продавцы, такие как сеть Party City, ушла в этот сегмент.
Конечно же, много людей уйдёт в Amazon, впрочем, по мнению ряда аналитиков, ситуация пока не так ужасна для традиционных магазинов. Недавний отчет по сектору электронной торговли показал, что, вопреки распространенному мнению, только 16% продаж в сегменте игрушек и хобби в США совершаются онлайн, так что время нагнать Amazon у конкурентов еще есть.
"Amazon может забрать доллары, но не будет предоставлять опыт, необходимый для розничной торговли игрушками, чтобы лидировать на сегодняшнем рынке", - говорит известный эксперт рынка Марк Розенберг.Сильвер считает, что в США по-прежнему есть место для большой независимой игрушечной сети, куда можно придти "живьём", чтобы увидеть сказку. «Потребителям нравится ходить в магазины игрушек. Это веселое место для ребенка. Магазины игрушек могут быть очень забавными - если правильно к ним подходить», - заявил он.
В пример эксперт приводит магазины сети Mastermind в Канаде или Smyths Toys в Великобритании.
СМИ наперебой цитируют мнения покупателей сети, которые не хотят её закрытия. Например, Джио Колон из Секоукоса, штат Нью-Джерси, рассказывает, что хочет успеть привести своего 3-летнего сына в магазин, потому что это может быть последний шанс посетить такое место.
«Подарок из Toys R Us - это культовая вещь, которую нужно получить в детстве. Здесь лучшее место в жизни. Это похоже на парк аттракционов», - говорит он.Луи и Мэри Родригес, которые побывали в магазине города Парамус, штат Нью-Джерси, сказали, что они пришли сюда не как обычно, в выходные, а в среду, чтобы успеть до закрытия. У их младшего сына недавно была вечеринка по случаю дня рождения, и все получили подарочные карты, которые надо использовать, пока не стало слишком поздно. «Грустно видеть, как люди теряют работу. Технология - обоюдоострый меч», - говорит Луи.
Гарольд Чизик, владелец маркетинговой компании, работающий с подарками, уверен, что после того, как Toys R Us обанкротится и долги будут списаны, имя этой компании можно будет возродить.
Впрочем, не все верят в положительный исход. "Ностальгия может стать мощным маркетинговым инструментом, но этого не всегда достаточно для развития", - говорит председатель отдела маркетинга NYU Stern Тулин Эрдем.
По данным Международного совета торговых центров, в 2017 году закрылось более 8 000 розничных магазинов США, что примерно в два раза больше, чем в среднем ежегодно в предыдущем десятилетии.
В прошлом году прекратил деятельность магазин спортивных товаров Sports Authority, тогда были закрыты более 460 магазинов, работу потеряли около 14,5 тыс. человек.
Подробно о том, как онлайн-магазины вытесняют традиционный ритейл в США читайте в нашем обзоре "Кошмар на улице моллов" >>
Что в России?
С рынком детских товаров тоже не всё так оптимистично в последнее время. В прошлом году рост прекратился и показатели рынка вышли на плато.Гендиректор "Детского мира" Владимир Чирахов уверен, что уже в этом году некоторые конкуренты его магазина могут обанкротиться. Сейчас выручка этих ретейлеров стагнирует.
"Сейчас мы считаем, что лучший подход - подождать, пока наши конкуренты начнут банкротиться, и занять лучшие локации, получить их трафик", - описал бизнесмен стратегию компании.
Доля "Детского мира" на рынке в 2017 году выросла до 20% с 17% в 2016 году и 13% в 2015 году. Рост был зафиксирован во всех категориях, включая игрушки и товары для новорожденных.
Западные компании постепенно уходят из нашей страны. Так, всемирно известная сеть Hamleys может закрыть магазины или уменьшить их площадь. Флагманский магазин сети на Лубянке резко уменьшил ассортимент. К владельцу российской франшизы бренда, компании Ideas4retail, поданы 24 иска в целом на 78,57 млн рублей.
"Мы думаем что рост рынка детских товаров действительно застыл где-то около нуля. Однако eСommerce-сегмент растет. Насколько - затрудняюсь сказать. Покупатели действительно стали в целом более чувствительны к акциям, но тут отчасти заслуга продавцов: если ритейл начинает предлагать акции и все участники подхватывают, как, например, в детской одежде, то да, восприимчивость сильная. Там где предложений с акциями мало и редкие - покупают и по регулярным ценам", - рассказала в беседе с E-pepper.ru директор онлайн-магазина Kinderly.ru Александра Бровчук.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте