Селлеры пожаловались на экстремистов
Игорь Бахарев
В 2024 году с проявлениями потребительского экстремизма столкнулись 62% продавцов на маркетплейсах. Как говорится в исследовании, проведенном Федеральным обществом сетевой торговли (ФОСТ), которое объединяет селлеров и владельцев пунктов выдачи заказов, 51% респондентов заявили, что подобные инциденты происходили с ними более трех раз за год. 37% опрошенных селлеров столкнулись с этим два-три раза, а 12% — только один раз.
Чаще всего продавцы жалуются на возврат товаров, которые были использованы. Таких случаев оказалось 58%. Наибольший объем подобных возвратов приходится на поношенную одежду и обувь — 43%. Смартфоны и другие гаджеты возвращаются после использования в 35% случаев, ювелирные украшения и бижутерия — в 16%, продукты питания и напитки — в 4%, детские товары — в 2%.
В 2% случаев недобросовестные покупатели пытались вернуть вместо товара муляж. 14% инцидентов связаны с судебными спорами, а 26% продавцов заявили, что подвергались шантажу, в том числе угрозам обращения в государственные органы или подачи судебных исков. Четверть респондентов считают, что за действиями таких покупателей могут стоять конкуренты.
Юристы отмечают, что только возврат муляжа можно квалифицировать как преступление. Однако для привлечения к ответственности необходимо доказать, кто именно подменил товар, что затруднительно из-за большого числа посредников — сотрудников пунктов выдачи, служб доставки и логистических центров. В то же время эксперты подчеркивают, что недобросовестное поведение встречается не только со стороны покупателей, но и со стороны продавцов, которые, пользуясь своим преимуществом в правоотношениях, также нередко нарушают закон.
Основатель бренда женской одежды Carla Domiani (бренд занимает ТОП-1 в категории юбок на Wildberries) Татьяна Опутина подтверждает, что её компания постоянно сталкивается с потребительским экстремизмом.
"Люди покупают вещь, носят, потом возвращают. Нам врут, что это брак: рвут вещи, портят их, лишь бы потом бесплатно можно было их сдать и не платить эти несчастные 100 ₽. Вы можете себе представить, что некоторые покупатели могут порвать юбку за 3- 4 тысячи рублей, лишь бы не платить сотню за возврат? А мы принимаем вещь, а потом не можем её продать. Особенно критична ситуация с белой одеждой, она сильнее всего пачкается", - сетует продовец.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте