Рынок ПВЗ и постаматов: аналитика Data Insight

Игорь Бахарев

В первой половине 2020 года покупатели получили самостоятельно 265 млн заказов. Это 68% от всех заказов, сделанных в интернет-магазинах. Как говорится в новом исследовании Data Insight "Доставка в пункты выдачи заказов и постаматы", с сетями ПВЗ и постаматов сотрудничают 58% крупнейших магазинов и 57% остальных. При этом доставку и в ПВЗ, и в постаматы предлагают 31% крупнейших магазинов и 20% остальных.

Основные выводы исследования:

Общее количество точек с разными адресами у 25 компаний, вошедших в исследование, - более 50 тысяч. 38% приходится на классические ПВЗ, 33% - постаматы, 27% - выдача в магазинах (как в специально организованных ПВЗ, так и на кассах).

Clip2net_210518020452.png

Как и доставка до двери, возможность забрать товары самовывозом - это стандарт. Этот канал используют 94% крупнейших магазинов и 90% остальных.

На данный момент на рынке присутствует несколько типов сетей ПВЗ и постаматов:

  • "Классические" ПВЗ в виде отдельных специализированных помещений. Крупнейшие из них развивают логистические операторы, маркетплейсы и магазины.

  • ПВЗ на базе магазинов. Они используют инфраструктуру магазина для хранения заказов, а выдают их либо на кассе, либо в специально оборудованном месте.

  • ПВЗ на базе различных сетевых организаций - например, сети салонов связи или отделения Сбербанка.

  • Аптечные сети. Продажа многих лекарственных средств невозможна дистанционно, поэтому для большинства онлайн-аптек основная схема работы подразумевает самовывоз из аптечного пункта.

Лидеры рынка:

По суммарному количеству точек, в которых покупатели могут забрать заказы, лидирует Wildberries. У сети более 20 тысяч ПВЗ и постаматов. Доля заказов, доставленных через ПВЗ и постаматы составляет 90%.

Другие крупные сети принадлежат Озону (более 12 тысяч), аптечной сети АСНА (более 11 тысяч), 5Post и PickPoint (около 11 тысяч).

Clip2net_210518020410.png

Если говорить о пунктах выдачи в магазинах, лидером рынка является компания 5Post, подразделение Х5 Retail Group. Другой заметный игрок - компания "Обувь России" - сейчас располагает более чем 1240 ПВЗ на базе своих магазинов в разных регионах.

Что касается логистических компаний, одна из крупнейших сетей постаматов и ПВЗ принадлежит компании PickPoint. Она насчитывает более 10 700 точек выдачи, 5300 из которых - собственные постаматы, 2400 - агентские постаматы, 3000 - агентские пункты выдачи. У компании DPD более 4000 тысяч точек, большая часть - партнерские, а у CDEK - более 2500, только свои.

География:

Абсолютное большинство всех точек выдачи магазинов и логистических компаний (92%) расположено в городах. Пункты выдачи неравномерно распределены по федеральным округам. 38% всех точек приходится на Центральный федеральный округ, а 78% расположены в одном из четырех округов: Центральном, Приволжском, Северо-Западном или Южном. На Дальний Восток и Северный Кавказ приходится всего по 2% объектов.

Сети ПВЗ и постаматов по-прежнему бурно развиваются. Крупные игроки могут подключать несколько десятков новых точек в неделю.

Директор по развитию Wildberries Вячеслав Иващенко отмечает, что новый тренд - появление онлайн-ритейла в небольших населенных пунктах. 

"Наша компания подключает к своей логистической системе партнерские пункты выдачи заказов в малых населенных пунктах с численностью от 500 человек", - добавляет он.

Растущая конкуренция ускоряет развитие рынка ПВЗ, уверен директор Boxberry Вадим Ибрагимов. "Все больше открывается отделений с примерочными (к примеру, сейчас в 72% отделений Boxberry можно примерить одежду или обувь, в то время как еще пару лет назад доля пунктов с примерочными составляла всего около 5%). В меньшинстве остаются точки, принимающие оплату только наличными (у Boxberry эквайринг подключен в 88% отделений)", - говорит он.

По его словам, для интернет-магазинов в последнее время пункты выдачи становятся "единым окном" для решения логистических проблем. Благодаря ПВЗ предприниматели могут сдавать все заказы на доставку рядом с домом или офисом и получить все виды сервиса (и самовывоз, и курьерскую доставку, и отправку почтой при необходимости).

"Пункт выдачи заказов с его живыми операторами фактически становится точкой контакта клиента и транспортной компании, поэтому спектр оказываемых услуг будет расширяться: проверка посылок перед выкупом и прием наложенного платежа - это уже необходимый минимум, без которого ПВЗ не открывается. Многие ПВЗ сейчас также оказывают услуги по приему, оформлению и упаковке отправлений. Примерка также набирала популярность, но пандемия поставила этот тренд под вопрос", - добавляет начальник управления партнерской сети DPD в России Ирина Зильберберг.

Дата исследования: апрель 2021.
Партнёры исследования: Boxberry, 5 post, CDEK и PickPoint.
Материал по теме

Онлайн-рынок одежды и обуви: аналитика Data Insight

Материал по теме

Кто в России покупает лекарства в интернете?

Материал по теме

Мировой eCommerce в 2020 году: самые активные регионы и страны

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

"СберМегаМаркет" запустил Click&Collect в "Связной"

"СберМегаМаркет" ввел для своих клиентов возможность онлайн-бронирования товаров розничных магазинов сети "Связной" с возможностью забрать покупку уже через час после совершения заказа. На все заказы распро...

Онлайн-шопинг: как магазину увеличить число импульсных покупок

"Импульсные покупки", то есть те, решение о совершении которых покупатель принимает непосредственно в точке продаж, приносят магазинам существенную прибыль. Организовать импульсную продажу товаров в онлайне ...

30 июня состоится онлайн-конференция Callday.Ecom 2021

30 июня в 11:00 приглашаем на Callday.Ecom 2021, онлайн-конференцию про сквозную аналитику и эффективный маркетинг в электронной торговле. Организаторы конференции – Calltouch и Segmento. В программе...

Amazon рекордно провёл Amazon Prime Day

Общий объем розничных онлайн-продаж в США в течение 48 часов Amazon Prime Day превысил $11 млрд, что на 6,1% выше, чем годом ранее. Розничные продажи через интернет составили $5,6 млрд в понедельник, в перв...

"Яндекс.Еда" поддержит рестораны

"Яндекс.Еда"  анонсировала ряд мер поддержки ресторанного бизнеса. Среди них — экспресс-заказы через QR-коды для клиентов с улицы, рекламная кампания про заказы с собой из ресторанов, кешбэк баллами "Яндекс...

Wildberries открывает трансграничный канал

Wildberries запустил прямые продажи от зарубежных поставщиков. На старте продаж россиянам уже стали доступны товары от продавцов из Белоруссии, Казахстана и Китая. В дальнейшем планируется подключить к прое...