Рынок ПВЗ и постаматов: аналитика Data Insight

Игорь Бахарев

В первой половине 2020 года покупатели получили самостоятельно 265 млн заказов. Это 68% от всех заказов, сделанных в интернет-магазинах. Как говорится в новом исследовании Data Insight "Доставка в пункты выдачи заказов и постаматы", с сетями ПВЗ и постаматов сотрудничают 58% крупнейших магазинов и 57% остальных. При этом доставку и в ПВЗ, и в постаматы предлагают 31% крупнейших магазинов и 20% остальных.

Основные выводы исследования:

Общее количество точек с разными адресами у 25 компаний, вошедших в исследование, - более 50 тысяч. 38% приходится на классические ПВЗ, 33% - постаматы, 27% - выдача в магазинах (как в специально организованных ПВЗ, так и на кассах).

Clip2net_210518020452.png

Как и доставка до двери, возможность забрать товары самовывозом - это стандарт. Этот канал используют 94% крупнейших магазинов и 90% остальных.

На данный момент на рынке присутствует несколько типов сетей ПВЗ и постаматов:

  • "Классические" ПВЗ в виде отдельных специализированных помещений. Крупнейшие из них развивают логистические операторы, маркетплейсы и магазины.

  • ПВЗ на базе магазинов. Они используют инфраструктуру магазина для хранения заказов, а выдают их либо на кассе, либо в специально оборудованном месте.

  • ПВЗ на базе различных сетевых организаций - например, сети салонов связи или отделения Сбербанка.

  • Аптечные сети. Продажа многих лекарственных средств невозможна дистанционно, поэтому для большинства онлайн-аптек основная схема работы подразумевает самовывоз из аптечного пункта.

Лидеры рынка:

По суммарному количеству точек, в которых покупатели могут забрать заказы, лидирует Wildberries. У сети более 20 тысяч ПВЗ и постаматов. Доля заказов, доставленных через ПВЗ и постаматы составляет 90%.

Другие крупные сети принадлежат Озону (более 12 тысяч), аптечной сети АСНА (более 11 тысяч), 5Post и PickPoint (около 11 тысяч).

Clip2net_210518020410.png

Если говорить о пунктах выдачи в магазинах, лидером рынка является компания 5Post, подразделение Х5 Retail Group. Другой заметный игрок - компания "Обувь России" - сейчас располагает более чем 1240 ПВЗ на базе своих магазинов в разных регионах.

Что касается логистических компаний, одна из крупнейших сетей постаматов и ПВЗ принадлежит компании PickPoint. Она насчитывает более 10 700 точек выдачи, 5300 из которых - собственные постаматы, 2400 - агентские постаматы, 3000 - агентские пункты выдачи. У компании DPD более 4000 тысяч точек, большая часть - партнерские, а у CDEK - более 2500, только свои.

География:

Абсолютное большинство всех точек выдачи магазинов и логистических компаний (92%) расположено в городах. Пункты выдачи неравномерно распределены по федеральным округам. 38% всех точек приходится на Центральный федеральный округ, а 78% расположены в одном из четырех округов: Центральном, Приволжском, Северо-Западном или Южном. На Дальний Восток и Северный Кавказ приходится всего по 2% объектов.

Сети ПВЗ и постаматов по-прежнему бурно развиваются. Крупные игроки могут подключать несколько десятков новых точек в неделю.

Директор по развитию Wildberries Вячеслав Иващенко отмечает, что новый тренд - появление онлайн-ритейла в небольших населенных пунктах. 

"Наша компания подключает к своей логистической системе партнерские пункты выдачи заказов в малых населенных пунктах с численностью от 500 человек", - добавляет он.

Растущая конкуренция ускоряет развитие рынка ПВЗ, уверен директор Boxberry Вадим Ибрагимов. "Все больше открывается отделений с примерочными (к примеру, сейчас в 72% отделений Boxberry можно примерить одежду или обувь, в то время как еще пару лет назад доля пунктов с примерочными составляла всего около 5%). В меньшинстве остаются точки, принимающие оплату только наличными (у Boxberry эквайринг подключен в 88% отделений)", - говорит он.

По его словам, для интернет-магазинов в последнее время пункты выдачи становятся "единым окном" для решения логистических проблем. Благодаря ПВЗ предприниматели могут сдавать все заказы на доставку рядом с домом или офисом и получить все виды сервиса (и самовывоз, и курьерскую доставку, и отправку почтой при необходимости).

"Пункт выдачи заказов с его живыми операторами фактически становится точкой контакта клиента и транспортной компании, поэтому спектр оказываемых услуг будет расширяться: проверка посылок перед выкупом и прием наложенного платежа - это уже необходимый минимум, без которого ПВЗ не открывается. Многие ПВЗ сейчас также оказывают услуги по приему, оформлению и упаковке отправлений. Примерка также набирала популярность, но пандемия поставила этот тренд под вопрос", - добавляет начальник управления партнерской сети DPD в России Ирина Зильберберг.

Дата исследования: апрель 2021.
Партнёры исследования: Boxberry, 5 post, CDEK и PickPoint.
Материал по теме

Доставка на маркетплейсы в 2024 году

Материал по теме

WB vs Ozon, Яндекс Маркет vs Мегамаркет: анализ лидеров рынка маркетплейсов в iOS и перспективы для новичков

Материал по теме

Россияне весной увеличили траты в онлайн-покупки

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Яндекс.Маркет выведет на рынок одежды собственные бренды

В марте 2024 года Яндекс подал заявки на регистрацию товарных знаков Tame, Muted и Humanform. Как стало известно "Ъ", компания планирует развивать направление собственных брендов одежды в среднем ценовом се...

Ozon пошёл на уступки владельцам ПВЗ (или нет)

После протестов владельцев ПВЗ Ozon, возмущённых новым сбором, который вводит площадка, представители компании провели ряд встреч с партнерами и профильными ассоциациями. В результате в Ozon вроде бы принял...

Доставка на маркетплейсы в 2024 году

Как трансформировался спрос на доставку на маркетплейсы, изменились требования селлеров и как менялась эта услуга в последние несколько лет рассказал руководитель отдела продуктов и ценообразования "Курьер С...

Доставка еды в России: суши vs пицца

Спрос на доставку еды в России в 2023 году вырос на 31% по сравнению с 2022 годом. Об этом свидетельствуют данные исследования онлайн-академии MAED.  Суши остаются лидером по популярности, но пицца б...

Яндекс Маркет и GFK: Как москвичи покупают в онлайне

В ежегодном опросе Яндекс Маркет и компания GfK Rus проанализировали потребительские тренды интернет-покупателей из Москвы. Эксперты выявили основные паттерны поведения и предпочтения жителей города при сов...

Что россияне покупают весной на маркетплейсах: аналитика Мегамаркет

Мегамаркет проанализировал ежегодные весенние покупки пользователей на площадке и составил прогноз по товарам, на которые продавцам стоит сделать упор в этом сезоне. Согласно статистике, среди пользо...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.