Рынок ПВЗ и постаматов: аналитика Data Insight

Игорь Бахарев

В первой половине 2020 года покупатели получили самостоятельно 265 млн заказов. Это 68% от всех заказов, сделанных в интернет-магазинах. Как говорится в новом исследовании Data Insight "Доставка в пункты выдачи заказов и постаматы", с сетями ПВЗ и постаматов сотрудничают 58% крупнейших магазинов и 57% остальных. При этом доставку и в ПВЗ, и в постаматы предлагают 31% крупнейших магазинов и 20% остальных.

Основные выводы исследования:

Общее количество точек с разными адресами у 25 компаний, вошедших в исследование, - более 50 тысяч. 38% приходится на классические ПВЗ, 33% - постаматы, 27% - выдача в магазинах (как в специально организованных ПВЗ, так и на кассах).

Clip2net_210518020452.png

Как и доставка до двери, возможность забрать товары самовывозом - это стандарт. Этот канал используют 94% крупнейших магазинов и 90% остальных.

На данный момент на рынке присутствует несколько типов сетей ПВЗ и постаматов:

  • "Классические" ПВЗ в виде отдельных специализированных помещений. Крупнейшие из них развивают логистические операторы, маркетплейсы и магазины.

  • ПВЗ на базе магазинов. Они используют инфраструктуру магазина для хранения заказов, а выдают их либо на кассе, либо в специально оборудованном месте.

  • ПВЗ на базе различных сетевых организаций - например, сети салонов связи или отделения Сбербанка.

  • Аптечные сети. Продажа многих лекарственных средств невозможна дистанционно, поэтому для большинства онлайн-аптек основная схема работы подразумевает самовывоз из аптечного пункта.

Лидеры рынка:

По суммарному количеству точек, в которых покупатели могут забрать заказы, лидирует Wildberries. У сети более 20 тысяч ПВЗ и постаматов. Доля заказов, доставленных через ПВЗ и постаматы составляет 90%.

Другие крупные сети принадлежат Озону (более 12 тысяч), аптечной сети АСНА (более 11 тысяч), 5Post и PickPoint (около 11 тысяч).

Clip2net_210518020410.png

Если говорить о пунктах выдачи в магазинах, лидером рынка является компания 5Post, подразделение Х5 Retail Group. Другой заметный игрок - компания "Обувь России" - сейчас располагает более чем 1240 ПВЗ на базе своих магазинов в разных регионах.

Что касается логистических компаний, одна из крупнейших сетей постаматов и ПВЗ принадлежит компании PickPoint. Она насчитывает более 10 700 точек выдачи, 5300 из которых - собственные постаматы, 2400 - агентские постаматы, 3000 - агентские пункты выдачи. У компании DPD более 4000 тысяч точек, большая часть - партнерские, а у CDEK - более 2500, только свои.

География:

Абсолютное большинство всех точек выдачи магазинов и логистических компаний (92%) расположено в городах. Пункты выдачи неравномерно распределены по федеральным округам. 38% всех точек приходится на Центральный федеральный округ, а 78% расположены в одном из четырех округов: Центральном, Приволжском, Северо-Западном или Южном. На Дальний Восток и Северный Кавказ приходится всего по 2% объектов.

Сети ПВЗ и постаматов по-прежнему бурно развиваются. Крупные игроки могут подключать несколько десятков новых точек в неделю.

Директор по развитию Wildberries Вячеслав Иващенко отмечает, что новый тренд - появление онлайн-ритейла в небольших населенных пунктах. 

"Наша компания подключает к своей логистической системе партнерские пункты выдачи заказов в малых населенных пунктах с численностью от 500 человек", - добавляет он.

Растущая конкуренция ускоряет развитие рынка ПВЗ, уверен директор Boxberry Вадим Ибрагимов. "Все больше открывается отделений с примерочными (к примеру, сейчас в 72% отделений Boxberry можно примерить одежду или обувь, в то время как еще пару лет назад доля пунктов с примерочными составляла всего около 5%). В меньшинстве остаются точки, принимающие оплату только наличными (у Boxberry эквайринг подключен в 88% отделений)", - говорит он.

По его словам, для интернет-магазинов в последнее время пункты выдачи становятся "единым окном" для решения логистических проблем. Благодаря ПВЗ предприниматели могут сдавать все заказы на доставку рядом с домом или офисом и получить все виды сервиса (и самовывоз, и курьерскую доставку, и отправку почтой при необходимости).

"Пункт выдачи заказов с его живыми операторами фактически становится точкой контакта клиента и транспортной компании, поэтому спектр оказываемых услуг будет расширяться: проверка посылок перед выкупом и прием наложенного платежа - это уже необходимый минимум, без которого ПВЗ не открывается. Многие ПВЗ сейчас также оказывают услуги по приему, оформлению и упаковке отправлений. Примерка также набирала популярность, но пандемия поставила этот тренд под вопрос", - добавляет начальник управления партнерской сети DPD в России Ирина Зильберберг.

Дата исследования: апрель 2021.
Партнёры исследования: Boxberry, 5 post, CDEK и PickPoint.
Материал по теме

Осознанное потребление и персональный подход: на чём держится интерес россиян к ресейл-платформам - исследование ЮKassa и "Авито"

Материал по теме

Доставка на маркетплейсы в 2024 году

Материал по теме

WB vs Ozon, Яндекс Маркет vs Мегамаркет: анализ лидеров рынка маркетплейсов в iOS и перспективы для новичков

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Нейросети в продажах. Как ИИ решает задачи продавцов на маркетплейсах

Искусственный интеллект способен составлять отличные продающие тексты, оставлять отзывы о товарах, генерировать фотосессии и видеоролики, подсказывать перспективные направления продаж - в общем, взять на себ...

Сервисы доставки продуктов в России: как изменились предпочтения потребителей

В 2023 году 19% россиян стали реже пользоваться сервисами доставки продуктов, показало исследование сервиса Geo.Platforma. Основными причинами этого стали рост цен (так ответили 27% респондентов), неудобств...

Спрос на посредников для закупки товаров в Китае вырос на 97%

За последний год спрос на услуги посредников, помогающих закупать товары в Китае, доставлять их и проводить расчеты с производителями, со стороны российских представителей малого и среднего бизнеса вырос на...

TikTok борется за выживание в США

В попытке предотвратить потенциальный запрет на территории США, популярное приложение TikTok опубликовало отчет об экономическом воздействии платформы на экономику страны. Согласно исследованию, пров...

Sunlight рассказал об успехах своего сервиса знакомств

Год назад Sunlight запустил сервис знакомств на базе собственной цифровой платформы для того, чтобы клиенты могли знакомиться и общаться. Ключевой особенностью сервиса стали ролики участников в формате Reel...

"Аптечная сеть 36,6" запустила экспресс-доставку безрецептурных лекарств

ГК "Аптечная сеть 36,6" совместно с сервисом Яндекс Доставка запустили опцию экспресс-доставки безрецептурных лекарств и медицинских товаров из сетей "36,6", "Горздрав" и "Калина фарм". Теперь покупатели см...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.