Покупатели полюбили онлайн: статистика по российскому eCommere от Nielsen
Игорь Бахарев
Больше половины опрошенных (52%) покупали одежду. На втором месте - продукты для красоты и ухода за собой (35%), на третьем - билеты на мероприятия, электроника, книги, музыка, пресса (по 32%).
Среди продуктов питания и товаров повседневного спроса (FMCG), помимо средств по уходу за собой, в лидерах детские товары (их приобретали 19% опрошенных), товары для животных (13%) и чистящие средства для дома (9%).
Несмотря на активный рост рынка онлайн-торговли, определенные категории товаров российские потребители по-прежнему предпочитают покупать офлайн. В частности, продукты питания, вино и алкоголь приобретали онлайн 3-4% опрошенных.
Драйверы онлайн-торговли
Как обычно, для покупателей важны цены и удобство покупки. Эти "два кита" способны поддержать дальнейший рост онлайн-торговли в России. При этом работа ритейлеров над продуктовым предложением, коммуникациями, а также форматами и гибкостью доставки могут ускорить переключение покупателей на интернет-шопинг.59% опрошенных были бы мотивированы покупать онлайн чаще, если бы ритейлеры предлагали уникальные товары, подходящие людям с со специфическими потребностями.
80% назвали информацию о сроке годности и свежести продукта важной для увеличения онлайн-покупок.
81% опрошенных признались, что для них "очень важно" или "в определенной степени важно" возможность вернуть деньги за товар, не соответствующий ожиданиям покупателя по качеству или внешнему виду. Если продавцы пойдут на встречу таким покупателям, они будут готовы покупать продукты питания в интернете.
Ещё из важного:
- бесплатная доставка при сумме покупок выше определенного значения (80%)
- замена некачественного продукта в тот же день (78%).
- отслеживание прогресса заказа в реальном времени (79%)
- интервалы доставки в пределах 30 минут (77%)
- наличие удобных пунктов самовывоза на транспортных точках (78%)
Что мешает росту
Одним из косвенных барьеров роста онлайн-торговли в России может служить недоверие потребителей к онлайн-ритейлерам по поводу сохранности их персональных данных. На вопрос "Уверены ли вы, что информация на сайте онлайн-продавца защищена и хранится в безопасности" только 38% опрошенных ответили, что полностью согласны или в определенной мере согласны с этим. В странах, входящих в Европейский Союз, этот процент для сравнения составил 54%.Рост онлайн-продаж в FMCG сегменте
Российские потребители все чаще предпочитают покупать товары повседневного спроса через интернет. Так например, онлайн-продажи растворимого кофе в III квартале 2018 года выросли на 27% в натуральном выражении, в то время как в офлайн не произошло прироста продаж в сравнении с предыдущим периодом. Аналогичная динамика наблюдается в других популярных у покупателей категориях: шоколадных ассорти (51% рост в натуральном выражении по сравнению с 8% офлайн), шампунях (90% по сравнению с 3%).Рекордсменом роста оказалась вода и энергетические напитки: в натуральном выражении онлайн-продажи воды увеличились на 37%, пока в офлайн рост составил лишь 1%. Онлайн-продажи энергетических напитков выросли на 108% по сравнению с 4% офлайн.
Потребители покупают FMCG-товары в интернете по премиальным ценам, которые в некоторых категориях отличаются от цен в офлайн точках продаж в несколько раз. Например, цена на энергетические напитки, продемонстрировавшие значительный рост в III квартале 2018 года, онлайн в 3,5 раза выше, чем офлайн. В категории шампуней разница в цене в 9 раз. Исключением стала категория воды: в интернете она в 6 раз дешевле, чем в магазине.
Изображение 2. Источник: Nielsen eGrocery - онлайн ритейл-аудит, ритейл-аудит III квартал 2018 года по сравнению с III кварталом 2017 года
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте