От первых переписок в соцсетях до Clubhouse: как изменился маркетинг за последние 10 лет

Игорь Бахарев
Глобальная диджитализация, появление новых каналов коммуникаций и усилившаяся борьба за внимание пользователей изменили рынок до неузнаваемости и спровоцировали появление десятков новых профессий. Образовательная платформа Нетология опубликовала глобальное исследование изменений на рынке маркетинга  за последние 10 лет. В нём она систематизирует и описывает причины, этапы и результаты этих изменений, а также помогает проследить вектор трансформации во всех отраслях маркетинга — от аналитики до BTL и event-маркетинга.

Ключевые выводы и наблюдения:

  • Все самые популярные каналы привлечения потребителей появились за последние 10 лет: таргетированная реклама и ретаргетинг (2012 год), performance-маркетинг (2014 год), нативные спецпроекты (2015 год), контент-маркетинг (2012-2015 годы), интеграции с блогерами (2013-2016 годы) и подкастинг (2019 год).
mailservice (2).png
  • Социально-демографические характеристики потеряли свое значение при анализе аудитории. Сегодня на первом месте — поведение и личные интересы пользователя.
  • Вместо разработки долгосрочных маркетинговых стратегий бизнес перешел к краткосрочному тестированию гипотез. 
mailservice (1).png
На отрезке 2011–2016 годов для увеличения продаж через интернет нужно было просто хорошо делать свою работу. Сейчас на протяжении всего проекта нужно постоянно искать что-то новое, это сама суть деятельности маркетинга, рассказывает CEO и сооснователь IT-Agency Всеволод Устинов. Нужно искать точки роста и вместе с бизнесом их реализовывать через гипотезы, а потом через то, что срабатывает, — масштабировать, выстраивать системы.
"Как правило, компании представляют стратегию в виде чёткого плана, традиционной схемы прямого пути из точки А в точку Б. Но жизнь не такая линейная, вокруг происходит множество изменений, которые требуют от нас гибкости и реакций, а развитие бизнеса часто связано с тестами гипотез и постоянным улучшением. Стратегия компании — это про витиеватый и разноуровневый путь, про адаптацию к вызовам среды, про поиск новых идей, людей, инструментов. И про смысл во всём, что вы делаете", - рассказывает старший стратег SETTERS Альбина Новак.
  • Позиционирование брендов стало строиться на индивидуальных (чувства, эмоции) и общественных (социальная позиция, забота об экологии) факторах. В сегментах продуктов с примерно одинаковой ценой и качеством началась конкуренция за ценности и эмоции потребителя: государственные услуги перешли в формат частных и «для людей», бьюти-бренды продвигают любовь к себе и своему телу и т.д.
  • В последние годы бренды взяли в фокус молодую и еще не платежеспособную аудиторию. Компании больше не ждут, когда человеку исполнится 25 лет, чтобы он попал в ядро их ЦА, а выстраивают коммуникацию заранее. Если человек с 15 лет понимает, что ему нравится бренд и быть его клиентом классно, с каждым годом его лояльность будет только расти. 
  • Обратная сторона персонализации. Люди устали от шаблонных рекламных объявлений и ждут индивидуального подхода к коммуникации, а новые технологии позволяют брендам анализировать поведение пользователя в сети, его интересы, переходы и покупки, и на основе этого персонализировать свое предложение. Но с каждым днем усиливается общественное недовольство по вопросу сбора персональных данных, разгораются этические споры и репутационные скандалы в соцсетях, российские власти ужесточают законы по работе с данными. Рынок находится в подвешенном состоянии и рискует потерять возможность персонализированной рекламы и узкого таргетинга в ближайшие годы.
  • Если “content is a king”, ему нужна большая свита. С 2013 года начал стремительно расти спрос на контент-маркетологов, появились новые позиции (коммерческий редактор, UX-писатель, видеомаркетолог и другие). По данным HH.ru в марте 2013 года было опубликовано 235 вакансий, в марте 2016 уже 508, в марте 2020 — 777, а в 2021 — 1262. С большой вероятностью в ближайшие годы направление продолжит активно развиваться.
mailservice.png
  • Омниканальный маркетинг лег в основу любого бизнеса. Performance-каналы не убили имиджевый маркетинг: сегодня грамотная стратегия предусматривает их синергию.
Когда человек видит одно и то же сообщение на разных каналах, доверие у него возрастает, что благоприятно влияет на рост знания, охват и улучшение всех рекламных показателей кампании, полагает руководитель медианаправления Crocus Group Оксана Гаврилина.
"Каждое медиа решает разные задачи, и у каждого есть свои преимущества. Мы всегда используем офлайн для больших охватный рекламных кампаний и всегда вместе с диджиталом, тем самым добиваясь эффекта омниканальности", - добавляет она.
  • Искусственный интеллект взял на себя рутинные задачи маркетолога. Сегодня нейросеть может самостоятельно выполнить большую часть работы по настройке таргетированной рекламы и оптимизации бюджета кампаний. У маркетологов появилось больше свободы, чтобы мыслить глобально и предлагать креативные идеи для продвижения.
  • На рынке интернет-маркетинга продолжают появляться новые профессии. Если раньше новые технологии появлялись раз в десятилетие, то теперь изменения происходят непрерывно, а вместе с ними формируются спрос на новый класс специалистов в интернет-маркетинге. За последние годы появились десятки востребованных профессий: продуктовый маркетолог, маркетолог-аналитик, CRM-маркетолог, performance-маркетолог, affiliate-маркетолог, influencer-маркетолог и многие другие. По данным HH.ru спрос на специалистов в области диджитал-маркетинга активно растет, например, только за последние 3 года востребованность SMM-менеджеров и медиабайеров увеличилась в 3,5 раза.
  • Маркетинг в России преодолел огромный разрыв в развитии по сравнению с зарубежным рынком. От хаотичного продвижения мы пришли к тому, что российские агентства и бренды участвовали в Каннских Львах в тех же номинациях, что и международные агентства, а по отдельным направлениям российский интернет-маркетинг обгоняет другие страны. Например, в Америке не у каждой компании есть качественно сверстанный сайт с формой заявки, не развит мессенджер-маркетинг и вобще не используются чат-боты.

Материал по теме

Как правильно разрабатывать мотивационные трейд-маркетинговые B2B программы

Материал по теме

FMCG-компании в 2024 году делают ставку на онлайн-продажи: аналитика Nielsen

Материал по теме

Только треть онлайн-предпринимателей участвует в распродажах

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

За дорогими покупками идут мимо маркетплейсов

Согласно данным опроса, проведенного порталом lenta.ru, 72% россиян предпочитают совершать крупные и значимые покупки на сайтах интернет-магазинов или брендов, а не на маркетплейсах.  Основными мотив...

В Data Insight оценили онлайн-рынок БАДов

Основной канал продажи БАДов в онлайн-торговле - это маркетплейсы, рассказал партнёр Data Insight Фёдор Вирин. По его оценке, в 2024 году крупные площадки продадут их чуть менее чем на 40 млрд рублей все вместе...

Товары OBI теперь доступны на Ozon

Покупатели маркетплейса теперь могут найти на онлайн-витрине до 26 тысяч товаров из OBI - крупной сети DIY-гипермаркетов. Все для обустройства квартиры, ремонта, декор, техника, новогодние ели и другие това...

Мегамаркет начал работать с продавцами путёвок

Мегамаркет, один из крупнейших российских маркетплейсов, объявил о запуске нового направления, посвященного путешествиям. Теперь пользователи платформы могут не только приобрести товары для дома и быта, но ...

Россияне вспоминают о забытых товарах в первые 10 минут после оформления заказа

Сервис доставки из магазинов и ресторанов Купер и исследовательская компания "Онин" выяснили, что 39% россиян забывают положить те или иные товары в корзину при покупках онлайн. Чаще всего это делает молоде...

Где найти инвестиции в развитие собственных команд разработки: опыт "Здравсити"

Современный темп развития онлайн-торговли невозможно выдержать без развития собственных кросс-функциональных команд разработки. В условиях интенсивного роста бизнеса затраты на аутсорс нецелесообразны. Компе...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.