Каково быть лайв-стримером в Китае в 2023: несколько историй

Игорь Бахарев

Популярность прямых трансляций в Китае привела к появлению "мыльного пузыря", который вот-вот лопнет, уверяют эксперты. Портал Rest of World взял несколько интервью со стримерами, которые рассказали ему, как падают их зарплаты, и что они делают в условиях жесточайшей конкуренции.

В марте 2023 года стримерша Ху Чунюй целый месяц по четыре часа в день продавала на китайской платформе Douyin пищевые добавки с клетчаткой. Иногда она работала до полуночи. "В этих добавках содержится восемь видов клетчатки, а также различные витамины и минералы", - повторяла девушка каждые несколько минут. "Даже космонавты принимают эти замечательные добавки. Почему бы вам не попробовать?" 

К концу месяца Ху не продала ни одного продукта. На ее канал заходили всего четыре зрителя, двое из которых - ее собственные коллеги. Она жалуется, что чувствовала себя так, будто говорит перед зеркалом, пытаясь вызвать реакцию у аудитории, но слыша только свой собственный голос. В итоге Ху решила уволиться из компании. "Я бы получила нервный срыв, если бы продолжала в том же духе", - говорит она. 

Не всегда было так тяжело. Когда Ху впервые стала стримершей в середине 2021 года, индустрия процветала, отчасти благодаря локдауну, который заставил миллионы людей оставаться дома и делать покупки на своих мобильных телефонах. Хотя на западе лайвстрим-коммерция не распространена, в Китае она повсеместна: к середине 2023 года почти половина пользователей интернета в Китае делали покупки на лайв-стримах. 

Звездные стримеры, как Остин Ли, которого прозвали "Королем помады", когда-то продавали продукцию на сумму в миллиарды долларов за один день. И многие молодые женщины устремились в эту отрасль, работая на небольшие eCommerce-компании, мечтая разбогатеть и стать знаменитыми. Но в этом году пузырь начал сдуваться, а индустрия столкнулась с экономическим спадом. 

Устав от сокращения заработной платы, увеличения продолжительности рабочего дня и усиления конкуренции на рынке, лайвстрим-продавцы начинают сомневаться в своих перспективах работы в этой отрасли. 

Ху, выпускница факультета тележурналистики, переехала в Ханчжоу в 2022 году, чтобы стать стримершей. Ее привлекла заманчивая перспектива получить высокооплачиваемую работу в городе, который является центром китайской электронной коммерции. На старте за работу четыре часа в день ей дали зарплату более чем 10 000 юаней ($1390) - примерно вдвое больше среднего дохода для выпускников её вуза. 

Однако в 2023 году рынок труда стал сложнее, и многие компании снизили зарплаты до 6000-8000 юаней в месяц, требуя от своих сотрудников работать по восемь часов в день, говорит Ху. По мере банкротства фирм Ху часто меняла работу. Одна из fashion-компаний уволила всех своих стримеров буквально через шесть дней после ее устройства на работу. Ху страдает от выпадения волос и бессонницы из-за стресса, связанного с невыполнением целей по продажам. Даже когда ей удается заснуть, она повторяет свои торговые предложения во сне. 

И она не одна такая. Ли Бин, 23-летняя продавщица из Чжоушаня, занимается продажей унитазов и раковин для ванных комнат в компании по производству бытовой техники. Если в 2022 году она зарабатывала до 15 тыс. юаней в месяц, то в этом году в лучшем случае сможет получать только 8 тыс. юаней. Ван, лайв-стример из города Далянь, проработала в четырех разных компаниях, продавая разные товары, от термосов до нижнего белья. Каждая работа длилась около 1–3 месяцев. 

По данным китайского консалтингового агентства iiMedia Research, заработки продавцов в прямом эфире в крупных городах, таких как Ханчжоу, Шанхай и Пекин, упали примерно на 30% в период с 2022 по 2023 год. 

Эксперты говорят, что продавцы в прямом эфире сталкиваются с большим давлением и конкуренцией из-за перенасыщенного рынка. Количество каналов с прямыми эфирами на китайских платформах увеличилось в пять раз с 2020 по 2022 год. 

Соответственно ведут себя и ритейлеры. В 2020-2021 годах, когда продажи в прямом эфире набирали обороты, ритейлеры были готовы предлагать большие скидки и платить большие суммы только за то, чтобы их продукция была включена в стримы. Однако сейчас они предлагают меньше скидок и платят стримерам меньшую долю своей прибыли. В то же время все больше молодых выпускников присоединяются к отрасли после того, как стали свидетелями ее бума, что приводит к дальнейшему снижению зарплат. 

Но даже на жестком рынке труда лайв-стриминг по-прежнему привлекателен для многих молодых людей. Лайв-стример из провинции Гуандун, продающая товары для дома и детские товары, рассказала, что она выбрала эту работу, потому что она предлагает более гибкий график и позволяет ей красиво одеваться. "Для выпускника института работа стримером действительно оплачивается лучше, чем многие другие профессии", - говорит она.

 

Материал по теме

Средние предлагаемые зарплаты в сфере инфраструктуры маркетплейсов выросли на 50%

Материал по теме

Секреты ноябрьских распродаж в Telegram: как селлеры выводят шопинг на новый уровень

Материал по теме

Как формат Click-and-Collect меняет рынок онлайн-ритейла: экспертное мнение

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Средние предлагаемые зарплаты в сфере инфраструктуры маркетплейсов выросли на 50%

В сезон распродаж (Черная пятница, 11.11) аналитики Авито Работы изучили рынок труда в инфраструктуре маркетплейсов и выяснили, что за год спрос на кадры в индустрии вырос на 42% в сравнении с октябрем 2023 год...

Секреты ноябрьских распродаж в Telegram: как селлеры выводят шопинг на новый уровень

63% потребителей не верят в реальность скидок в дни больших распродаж. Отразилось ли это на эффективности их проведения? Самое напряженное время в мире электронной коммерции — марафон скидок. И в этом году T...

Как формат Click-and-Collect меняет рынок онлайн-ритейла: экспертное мнение

Услуга Click & Collect, которая позволяет клиентам заказывать товары онлайн и забирать их в магазинах, стала важной частью современной розничной торговли. По прогнозам, к 2027 году почти 20% всех покупок в с...

Цены на российском рынке онлайн-рекламы демонстрируют стремительный рост

Стоимость рекламных размещений на маркетплейсах в России за последние десять месяцев существенно увеличилась. По оценкам сооснователя и коммерческого директора Eshopmedia Ларисы Юстус, цены выросли в средне...

Первые итоги распродаж на крупнейших маркетплейсах: сводка

На начало ноября традиционно приходится старт крупнейших распродаж года. Всё начинается с "разогревочных" акций, которые на каждой крупной площадки проходят по-разному. 11 числа проходит распродажа в честь "...

Почта России запускает новую платформу для оптимизации доставки

Почта России представила новую платформу "Постмастер", призванную существенно улучшить работу курьерской службы. Разработанная дочерней компанией ПочтаТех, система упростит работу курьеров и диспетчеров, по...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.