Каково быть лайв-стримером в Китае в 2023: несколько историй
Игорь Бахарев
Популярность прямых трансляций в Китае привела к появлению "мыльного пузыря", который вот-вот лопнет, уверяют эксперты. Портал Rest of World взял несколько интервью со стримерами, которые рассказали ему, как падают их зарплаты, и что они делают в условиях жесточайшей конкуренции.
В марте 2023 года стримерша Ху Чунюй целый месяц по четыре часа в день продавала на китайской платформе Douyin пищевые добавки с клетчаткой. Иногда она работала до полуночи. "В этих добавках содержится восемь видов клетчатки, а также различные витамины и минералы", - повторяла девушка каждые несколько минут. "Даже космонавты принимают эти замечательные добавки. Почему бы вам не попробовать?"
К концу месяца Ху не продала ни одного продукта. На ее канал заходили всего четыре зрителя, двое из которых - ее собственные коллеги. Она жалуется, что чувствовала себя так, будто говорит перед зеркалом, пытаясь вызвать реакцию у аудитории, но слыша только свой собственный голос. В итоге Ху решила уволиться из компании. "Я бы получила нервный срыв, если бы продолжала в том же духе", - говорит она.
Не всегда было так тяжело. Когда Ху впервые стала стримершей в середине 2021 года, индустрия процветала, отчасти благодаря локдауну, который заставил миллионы людей оставаться дома и делать покупки на своих мобильных телефонах. Хотя на западе лайвстрим-коммерция не распространена, в Китае она повсеместна: к середине 2023 года почти половина пользователей интернета в Китае делали покупки на лайв-стримах.
Звездные стримеры, как Остин Ли, которого прозвали "Королем помады", когда-то продавали продукцию на сумму в миллиарды долларов за один день. И многие молодые женщины устремились в эту отрасль, работая на небольшие eCommerce-компании, мечтая разбогатеть и стать знаменитыми. Но в этом году пузырь начал сдуваться, а индустрия столкнулась с экономическим спадом.
Устав от сокращения заработной платы, увеличения продолжительности рабочего дня и усиления конкуренции на рынке, лайвстрим-продавцы начинают сомневаться в своих перспективах работы в этой отрасли.
Ху, выпускница факультета тележурналистики, переехала в Ханчжоу в 2022 году, чтобы стать стримершей. Ее привлекла заманчивая перспектива получить высокооплачиваемую работу в городе, который является центром китайской электронной коммерции. На старте за работу четыре часа в день ей дали зарплату более чем 10 000 юаней ($1390) - примерно вдвое больше среднего дохода для выпускников её вуза.
Однако в 2023 году рынок труда стал сложнее, и многие компании снизили зарплаты до 6000-8000 юаней в месяц, требуя от своих сотрудников работать по восемь часов в день, говорит Ху. По мере банкротства фирм Ху часто меняла работу. Одна из fashion-компаний уволила всех своих стримеров буквально через шесть дней после ее устройства на работу. Ху страдает от выпадения волос и бессонницы из-за стресса, связанного с невыполнением целей по продажам. Даже когда ей удается заснуть, она повторяет свои торговые предложения во сне.
И она не одна такая. Ли Бин, 23-летняя продавщица из Чжоушаня, занимается продажей унитазов и раковин для ванных комнат в компании по производству бытовой техники. Если в 2022 году она зарабатывала до 15 тыс. юаней в месяц, то в этом году в лучшем случае сможет получать только 8 тыс. юаней. Ван, лайв-стример из города Далянь, проработала в четырех разных компаниях, продавая разные товары, от термосов до нижнего белья. Каждая работа длилась около 1–3 месяцев.
По данным китайского консалтингового агентства iiMedia Research, заработки продавцов в прямом эфире в крупных городах, таких как Ханчжоу, Шанхай и Пекин, упали примерно на 30% в период с 2022 по 2023 год.
Эксперты говорят, что продавцы в прямом эфире сталкиваются с большим давлением и конкуренцией из-за перенасыщенного рынка. Количество каналов с прямыми эфирами на китайских платформах увеличилось в пять раз с 2020 по 2022 год.
Соответственно ведут себя и ритейлеры. В 2020-2021 годах, когда продажи в прямом эфире набирали обороты, ритейлеры были готовы предлагать большие скидки и платить большие суммы только за то, чтобы их продукция была включена в стримы. Однако сейчас они предлагают меньше скидок и платят стримерам меньшую долю своей прибыли. В то же время все больше молодых выпускников присоединяются к отрасли после того, как стали свидетелями ее бума, что приводит к дальнейшему снижению зарплат.
Но даже на жестком рынке труда лайв-стриминг по-прежнему привлекателен для многих молодых людей. Лайв-стример из провинции Гуандун, продающая товары для дома и детские товары, рассказала, что она выбрала эту работу, потому что она предлагает более гибкий график и позволяет ей красиво одеваться. "Для выпускника института работа стримером действительно оплачивается лучше, чем многие другие профессии", - говорит она.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте