Как добиться значительного роста интернет-магазина в кризис? (часть 1)

Игорь Бахарев

Эффективность чуть не погубила iPhone 6. Сверхсовременный смартфон премиум-класса из первых партий гнулся при непродолжительном ношении в кармане брюк, вызывая массовые негодования потребителей. Как такое мог допустить опытнейший производитель Apple − богатейшая компания-гигант? Все дело в стремлении к локальной эффективности – уменьшение толщины изделия при увеличении площади и сопутствующие причины. Локальная эффективность оптимизирует ограниченный участок бизнес-процесса, вызывая коллапс в бизнес-системе. Существует ли глобальная эффективность компании?

Культ эффективности овеян ореолом успеха и особенно популярен в кризисное время. В целом, эффективность маркетинга/ менеджмента и т.д. – необходимое, но недостаточное условие роста продаж. Рост эффективности может спровоцировать снижение выручки и прибыли и замедлить темпы роста бизнеса. Это происходит тогда, когда мы пытаемся максимизировать локальную эффективность, забывая о продуктивности, что и случилось с iPhone 6.

Еще одна история на эту тему. В 2012 г. столкнулась с мнением, что продажа в интернет-магазине автошин и автодисков в кредит будет мало востребована и поэтому нет смысла ее реализовывать. Но после внедрения доля оплаченных покупок в кредит составила порядка 30% в общей структуре продаж! Впрочем, это не предел, но вопрос в другом.

Внедрение покупки шин и дисков в кредит привело к существенному росту отказов от заказов и снижению процента выполненных заказов. Причины: отказ банка, клиент передумал брать кредит (большой первый взнос или высокий процент), заявка не поступила в банк по тех. проблемам и т.д. Отказы от кредитных заказов составили 25% от общего числа отказов по всем типам заказов (телефон + сайт), а отдельно по сайту доля кредитных отказов превышала 40%.

Какое принять решение в данной ситуации? Ведь рост отказов – это увеличение себестоимости обработки заказов и снижение локальной эффективности. А мы помним, что стремление к максимизации локальной эффективности может спровоцировать снижение выручки и прибыли и замедлить темпы роста бизнеса. Оптимального решения, которое бы подходило всем интернет-магазинам, не существует. В каждой компании есть масса нюансов, которые следует учитывать при принятии подобных решений.


В погоне за эффективностью важно не забывать, что глобальная эффективность интернет-магазина состоит в увеличении скорости получения прибыли при одновременном снижении товарных запасов и операционных расходов (Элияху Голдратт, Theory of Constraints, TOC). 


Теория ограничений Голдратта акцентирует внимание на ключевых узких местах компании, работа с которыми даст значительный финансовый результат. Это позволяет правильно расставлять приоритеты и быстрее достигать целей по росту продаж.

По Голдратту, источники роста ваших продаж могут находиться не только в области маркетинга, но и за ее пределами. И, как правило, эти источники не требуют доп. затрат! Скрытые резервы роста находятся внутри компании, но их не так-то просто выявить и использовать. 90–95% общего объема узких мест в компаниях составляют управленческие ограничения. Это стереотипы и убеждения сотрудников компании или отрасли, которые никто не ставит под сомнение.

Сомнения по поводу востребованности оплаты шин и дисков в кредит и мысли об отключении оплаты в кредит с целью снижения себестоимости обработки заказов – это примеры управленческих ограничений. Они не являются ключевыми узкими местами в кейсе, но были удобны для рассмотрения. Оставшиеся 5–10% узких мест на предприятиях приходятся на физические ограничения.

Сейчас в кризис компании начнут активнее повышать эффективность своих маркетинговых каналов и максимизировать локальную эффективность. Допустим, размер рекламного бюджета остается без изменений. Какой ожидается результат от роста эффективности канала при неизменном рекламном бюджете? Якобы должен вырасти качественный клиентский трафик и, соответственно, продажи. Что может произойти на самом деле?

Если компания не вносит других изменений, то продажи, наоборот, могут упасть по причине физического ограничения. Одна из возможных ситуаций, когда возросший входящий трафик в колл-центр/ отдел продаж может спровоцировать нежелательные явления: 1) рост числа пропущенных вызовов, 2) увеличение длительности обработки заказов и снижение оперативности в обратной связи, 3) рост числа отказов клиентов от заказов.

Более реальная ситуация в кризис, когда урезают рекламный бюджет в надежде сохранить клиентский трафик за счет роста эффективности каналов. Хорошо, если это не сопровождается сокращением колл-центра и отдела продаж. К чему это может привести? Благодаря росту локальной эффективности компания может получить аналогичный трафик по более низкой цене. Но продажи все равно могут упасть. Например, из-за не связанных с этим проблем на складе или с доставкой.

А что делать, если падает спрос и рынок сокращается? Если в докризисное время ваш интернет-магазин был нерентабелен, то постарайтесь изменить свою бизнес-модель. Остальные будут пробовать выбраться из ямы, например, за счет усиления долговременных отношений с клиентами. Какие здесь подводные камни? Вложения в развитие долгосрочных отношений с клиентами могут обернуться финансовым провалом, если вы покупаете лояльность скидками, подарками, акциями и не стремитесь к приобретению лояльности неценовыми методами.

Продолжение следует. А пока готовится часть 2, приглашаю вас в свой Facebook!

Материал по теме

Шторм 2022: как будет развиваться ситуация на рынке доставки для интернет-магазинов

Материал по теме

Data Insight: eCommerce просел на 20-30% за последние два дня

Материал по теме

Потребительские настроения в онлайн-ритейле (июнь 2016)

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Экосистемы маркетплейсов: в чём польза для селлеров?

В современном мире торговли маркетплейсы становятся не только площадками для продажи товаров, но и центрами инноваций и коммерческого развития. Их функционал перерастает рамки простой торговой площадки, пред...

М.Видео-Эльдорадо рассказала о работе своего маркетплейса

Группа М.Видео-Эльдорадо продолжает развитие собственного маркетплейса электроники. По итогам первого квартала 2024 года ассортимент площадки увеличился в 1,5 раза в годовом сопоставлении и достиг 160 тыс. наим...

Ozon fresh объявил о новом этапе развития

Сервис доставки Ozon fresh объявил о выход в новый формат быстрой доставки. Заказы с платформы можно будет получить всего за 30 минут. Новый формат доставки в течение 30 минут уже запущен в тестовом ...

Мегамаркет открыл мотосезон

На Мегамаркете начали продаваться мотоциклы и питбайки от различных производителей с доставкой по всей России. За месяц работы нового раздела уже оформлено около 500 заказов. В ассортименте представлены мо...

Татьяна Бакальчук прогнозирует рост оборота Wildberries в 2024 году на 60%

По итогам 2023 года оборот Wildberries превысил 2,5 трлн рублей, а в 2024 году компания ожидает рост этого показателя, сообщила генеральный директор Wildberries Татьяна Бакальчук. "Прогноз на 2024 ...

Спрос на handmade в России: тренды 2024 года

Аналитики Авито провели исследование динамики продаж товаров ручной работы на платформе за первые месяцы 2024 года. Результаты показали, что россияне все чаще отдают предпочтение изделиям ручной работы, что...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.