Интернет-магазины принудили к "Миру"
Игорь Бахарев
С 1 ноября торговые сайты обязаны принимать карту "Мир" для оплаты покупок. Этому способствуют поправки в закон "О защите прав потребителей".
Кроме того, принятый в июле закон предполагает поэтапное снижение порога выручки: с 1 марта 2021 года карту "Мир" должны будут принимать продавцы и агрегаторы с годовой выручкой от 30 миллионов рублей, с 1 июля будущего года - от 20 миллионов.
В правительстве считают, что в случае принятия поправок недобросовестные участники рынка не смогут продавать несертифицированные товары за наличные. Это должно существенно снизить объем контрафактной продукции. Поправками также вносятся изменения, связанные с уточнением понятия "владелец агрегатора" в части использования им в своей деятельности наличных расчетов с потребителем.
Президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов напоминает, что к торговым онлайн-агрегаторам относятся те площадки, которые получают деньги непосредственно от покупателей за продажу товаров и услуг от различных производителей. Продавцам они перечисляют деньги после совершения покупки. К таким площадкам, по словам Соколова, относится маркетплейс "Беру", сервис услуг YouDo или "Авито" (в тех случаях, когда с покупателя взимаются деньги за совершение сделки "без риска").
eCommerce-эксперт Александр Иванов сомневается в осмысленности этого закона. "У нас любят указывать на очевидное. И даже приказывать. Принимать эту карту и так все будут (а подавляющее большинство уже принимает), иначе просто останутся без покупателей и без денег. Приказ-указ из разряда «дышите воздухом». То есть мы наблюдаем избыточное законодательное бешенство, за проявление которого следовало бы наказывать".
Иван Кургузов ("Оборот"): "По загадочным причинам, за несколько лет у нас вообще все научились карты принимать, причём с NFC, значит и с МИРом проблем не будет".
Партнёр Data Insigh Фёдор Вирин напоминает, что "Мир" - основная карта для огромного количества бюджетников, получающих на нее пособия и зарплату. "Если эта мера позволит вовлечь (или больше вовлечь) их в интернет-торговлю, если это требование увеличит долю предоплаченных заказов (а значит улучшит экономику интернет-торговли), то отлично! Учитывая, что НСПК вошел в топ рекламодателей по итогам первого полугодия, я надеюсь, что госкомпания будет последовательной и разметит дополнительный объем рекламы на TV (надо же как-то поддерживать медиа, которое все больше проигрывает интернету) и в интернете (что будет более эффективным) большую рекламную кампанию о том, что теперь можно платить картой "Мир" в интернет-магазинах. В этом случае интернет-магазины вполне могут рассчитывать за свою повышенную комиссию на картах "Мир" получить дополнительных новых интернет-покупателей", - рассказывает он.
Соответствующий законопроект (N346659-7) был внесен в Госдуму в декабре 2017 года членами комитета по финансовому рынку, позже к документу присоединились еще 20 депутатов от фракции "Единая Россия".
По замыслу законодателей, национальная система платежных карт (карта "Мир") должна быть представлена в любом интернет-магазине вне зависимости от того, какая у него была выручка за прошедший год. Предполагалось, что обязанность принимать карты "Мир" есть только у тех предприятий, выручка которых превышает 40 миллионов рублей в год.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте