Доставьте это немедленно: как меняются привычки россиян в оплате доставки

Игорь Бахарев
Российский покупатель распробовал удобство доставки и с каждым годом все активнее использует этот сервис. Вместе с эволюцией доставки меняются и требования россиян к способам оплаты нужных товаров и продуктов, а отечественный финтех совершенствует платежные инструменты. Директор продукта Method в финтех-компании Paygine Артем Журавлев рассказал, как платежные решения для eСommerce способны повысить лояльность покупателя, повлиять на бизнес-метрики, помочь ИП и самозанятым продавцам.

Объемы доставок растут во всех отраслях

Рынок доставки товаров и продуктов питания за первые три месяца 2024 года вырос до 310 млрд рублей — на 55% год к году. Такой рост обеспечили рынку новые клиенты Сибири и Дальнего Востока. Новый потребительский тренд наметился и в доставке продуктов из супермаркетов. В феврале этого года интернет–магазины и сервисы доставки продуктов питания выполнили 58,4 млн заказов — на 36% больше по сравнению с прошлым годом. О росте доставок отчитываются и сервисы доставки — так, СДЭК сообщает, что в январе этого года россияне уже отправили посылок на 22% больше прошлого года.

Доставка из событийной услуги превращается в инструмент экономии времени: жители городов закупаются впрок онлайн и заказывают готовые блюда «до двери», вместо шоппинга в торговых центрах предпочитают вызвать курьера с опцией возврата товара, отправляют с курьерами цветы и подарки, а в экстренных случаях пользуются доставкой для покупки лекарств и средств первой необходимости. 

Появление экспресс-доставки ужесточило конкуренцию на рынке: сервисы насколько это возможно сокращают время от момента, когда клиент положил продукт в корзину онлайн-магазина, до момента, когда курьер позвонит в дверь. Выигрывают сервисы доставки и маркетплейсы, которые обеспечивают лучший клиентский опыт. В него входит и удобство платежных инструментов.

Предоплата или оплата при получении — две разные стратегии

Разные типы клиентов предпочитают либо оплатить заказ сразу и бесшовно перейти к пункту «ваш товар ждет у двери», либо проверить заказ при получении и только потом провести оплату. В качественном платежном сервисе должны быть учтены оба типа клиентского поведения.

В 2024 году средний чек в ряде категорий товаров по постоплате оказался выше, чем по предоплате. Продукты питания, бытовую химию, детские товары, а также музыку и видео показали более высокий средний чек по постоплате. Предоплата по-прежнему выигрывает в общем среднем чеке и остается более привлекательной для интернет-площадок: она упрощает логистику, гарантирует продавцу выкуп заказа. Но и заказы с оплатой при получении, похоже, уверенно занимают свое место в предпочтениях покупателях.

Современные платежные решения онлайн-магазинов

После ухода с российского рынка ряда иностранных платежных систем свои решения предложили отечественные сервисы, финтех организации и крупные банки.

  • Система быстрых платежей — решение от Банка России в виде комплекса платежных инструментов (собственно СБП, карта «Мир» и мобильный кошелек «СБПэй»). В решении используется C2B-модель: платеж проходит напрямую от выбранного банка клиента бизнесу на расчетный счет компании, минуя банк-партнер. Система позволяет мгновенно переводить средства между счетами в разных банках, оплачивать товары и услуг через мобильные приложения и проводить безналичную оплату по QR-коду. При оплате СБП с мобильных устройств конверсия оказывается выше, потому что клиенту не требуется сканировать QR-код — достаточно нажать на кнопку оплаты СБП и автоматически перейти в банковское приложение для оплаты уже указанной суммы.

  • Электронный кошелек — инструмент, который был хорошо знаком российской аудитории по сервисам Apple Pay и Google Pay. После их ухода в России заметно выросли и собственные сервисы. Свои кошельки открыли крупнейшие маркетплейсы, продолжают работу сервисы ЮMoney, WebMoney. Сегодня в России открывать и обслуживать электронные кошельки могут операторы электронных денежных средств, которые включены в реестр Банка России.

    Электронный кошелек работает по принципу предоплатного банковского счета. Он хранит личные данные владельца и избавляет его от необходимости вводить данные банковской карты при совершении покупок. Кошелек маркетплейса позволяет встроить в клиентский путь оплату доставки и обеспечить покупателю бесшовную покупку, которая плавно перейдет в ожидание курьера.

  • Платежные ссылки или QR-коды — прямой путь счета на оплату. Инструмент оказался удобным для предпринимателей, которые общаются с клиентами в соцсетях и мессенджерах. Счет на оплату услуг отправляется через платежную ссылку или QR-код по запросу клиента в директ, мессенджер или на указанную почту.

  • Чат-боты — онлайн-шоппинг, только в мессенджере. Помогают оплачивать заказы в групповых чатах и личных сообщениях мессенджера.

  • Банковская карта — классический способ оплаты, который должен предлагаться клиенту по умолчанию.

  • Оплата наличными при получении — также базовый способ оплаты, который должен оставаться для вариативности выбора.

  • Платежные сервисы — интегрированные финтех-решения. Они предлагают пользователю большой выбор вариантов оплаты и интегрируют СБП, сохраненные клиентом банковские карты, платежные системы Яндекс Pay, МИР Pay, МТС Pay, SberPay, а также BNPL-сервисы — возможность оплатить товар частями. Такой финтех-сервис позволяет провести покупку в любом случае, даже если какой-то из сервисов временно вышел из строя. К примеру, по такому принципу работает сервис Method от Paygine. Кроме того, он запоминает индивидуальный платежный сценарий: в следующий раз он предложит клиенту тот способ оплаты, который наиболее часто им используется.

Как финтех-сервисы совершенствуют службу доставки

Платежные сервисы эффективно используются в курьерских службах: платежные ссылки и QR-коды исключают необходимость наличных расчетов и минимизируют человеческий фактор в процессе доставки. Курьеру больше не требуется возить с собой платежный терминал, а клиенту — доставать физическую банковскую карту. Достаточно при получении отсканировать заранее сгенерированный QR-код, и оплата производится на месте по счету.

Подобное финтех-решение позволило бизнесу решить сразу несколько сложностей доставки. Предотвращается риск неоплаты из-за поломки терминала или потери связи с банком. Работа курьера упрощается: получатель самостоятельно производит все операции по оплате товара, а курьер занимается только своей непосредственной работой — доставляет товар вовремя и в сохранности. Время оказания услуги доставки сокращается, а как следствие — увеличивается торговый оборот.

Сохраните природу, создайте электронный чек

Онлайн-продажи и сервисы доставки постепенно усовершенствовали еще один этап клиентского пути — выдачу чека, важного фискального документа, который подтверждает сделку между покупателем и продавцом. Переход к онлайн-кассам позволил клиенту получать свой чек на указанный email. Это сделало сделки прозрачными (ФНС контролирует фискальные документы в электронном виде) и позволило уйти от обязательной печати бумажных чеков. 

В доставке наличие чека зависит от формата оплаты: предоплаченных услуг и товаров и варианта постоплаты. Упомянутые платежные сервисы позволяют обходиться без платежного терминала или мобильной кассы: клиент после оплаты по QR-коду или платежной ссылке получит чек на email, а продавец сэкономит на эквайринге.

Чаевые курьеру в безналичный век

Бурный рост сервиса доставки напрямую зависит от работы курьеров, и многие клиенты готовы поддержать их труд чаевыми. Интеграция удобной системы оплаты чаевых в сервисы доставки могла бы существенно повлиять на всю отрасль. Далеко не все клиенты могут отдать чаевые наличкой или уточнить у курьера данные личной банковской картой для перевода.

Большинство приложений доставки не дают возможность оставить чаевые или же доставка ведется через сторонний сервис, поэтому такая опция в приложении неуместна. К примеру, если человек заказывает продукты в Яндекс.Лавке, сервис предложит ему оставить чаевые курьеру. Но если покупатель заказывает торт на сайте кондитерской, а та передает доставку на аутсорс, то оплатить чаевые курьеру через сайт продавца он не сможет. Эта проблема также решается применением платежного сервиса: компании достаточно после успешно завершенной доставки прислать клиенту предложение поблагодарить курьера и приложить к нему платежную ссылку. Такую же платежную ссылку или QR-код для прямой оплаты фиксированной суммы может иметь при себе курьер.

Материал по теме

Лицо российского курьера изменилось

Материал по теме

Ранний подъём укрепляет потребительский оптимизм: исследование

Материал по теме

Селлеры подморозили выручку

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Законопроект об онлайн-продаже вина в России остаётся в заморозке

Вопрос о легализации интернет-торговли вином в России остается открытым. Как заявил статс-секретарь - заместитель министра финансов РФ Алексей Сазанов, соответствующие законопроекты находятся в стадии прора...

Российский рынок зоотоваров: онлайн вытесняет офлайн

Российский рынок зоотоваров переживает период трансформации. Онлайн-продажи продолжают активно расти, вытесняя традиционные. В 2024 году число офлайновых зоомагазинов в крупных городах сократилось на 7-12,5...

Лицо российского курьера изменилось

На рынке курьерских услуг в России наблюдается значительное изменение структуры занятости. Если раньше основную массу курьеров составляли трудовые мигранты, то теперь все чаще на эту работу устраиваются рос...

Оплату BNPL приравняют к кредитам

Власти России планируют приравнять рассрочку к кредитам, начиная с суммы в 60 000 рублей. Соответствующий законопроект будет рассмотрен в Госдуме в феврале 2025 года, сообщил глава комитета Госдумы по финан...

Депутаты вновь подняли вопрос о "российской полке" для маркетплейсов

Депутаты Государственной думы продолжают продвигать идею о так называемой "Российской полке" для онлайн-торговли. Ряд законодателей внесли на рассмотрение законопроект, обязывающий маркетплейсы отдавать пер...

"Магнит" запустил цифрового консультанта в офлайне

Сеть "Магнит" запустила тестирование цифрового консультанта с функцией голосового сопровождения в нескольких магазинах крупных форматов. Разработка, созданная в технологической лаборатории компании в ин...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.